2010-2019. Как прошли десять лет у Rockstar Games и Take-Two Interactive

В начале года мы подводили итоги десятилетия, но в контексте выпущенных R* игр. А что же происходило в стенах студий Rockstar Games (и офисов их владельцев) последние десять лет?

2010-2019. Как прошли десять лет у Rockstar Games и Take-Two Interactive

В 2000-ых и начале 2010-ых «рок-звёзды» были очень плодотворны, и могли выпускать по большой игре в год. Но то, что было рогом изобилия для фаната, стало настоящим ужасом для сотрудников студий. В 2010 году, во время работы над Red Dead Redemption, разгорелся скандал. Супруги некоторых работников Rockstar San Diego написали открытое письмо с требованием прекратить политику кранчей (переработка перед релизом игры для обеспечения должного качества). По утверждению отдельных лиц, разработчики могли работать по 80 часов в неделю (при том, что 40 — среднестатистическая норма), а в обязанности любого человека, независимо от должности, могло входить тестирование продуктов («закончил кодить — тестируй»). Ситуация становилась всё хуже, начиная с 2009 года (не самый успешный год, ответом на который, возможно, и была данная политика, но и она не могла дать сиюминутных результатов, но на выручку R* пришла [и стала тайтлом #2] RDR). И оставалась такой и в 2012-ом с работой над Max Payne 3 (сверхурочные не выплачивались — сотрудники должны были получить бонусы от продаж, но игра провалилась), и в 2013-ом, когда выпускали GTA 5. После выхода «пятёрки» продуктивность семейства Rockstar Games снизилась: игры начали выходить намного реже, создатели сконцентрировались на двух «Онлайнах», но атмосфера в рабочей среде стала куда лучше. Этому способствовал уход главного адепта овертаймов, вице-президента Дэна Хаузера, который фактически покинул родное детище весной 2019-го. А уже в этом году игровой журналист Джейсон Шрайер подвёл итоги касательно улучшений, сделанных в компании на благо своих сотрудников. От утомительных переработок до комфортных условий работы Rockstar пришлось пройти путь в 10 лет. А ведь «северян» обвиняли ещё и в гендерном неравенстве и в неуплате налогов при таких-то доходах. И открытее в целом компания не стала, поэтому доклад арт-директора воспринимался как некое откровение, а посещение Флориды, о котором так раструбили, могло случится и два десятка лет назад, но огласка произошла только в наше время.

Как раз-таки десять лет назад, в 2010-ом, у «рокстаровцев» возникла традиция игнорировать E3, крупнейшую игровую выставку, а судовые тяжбы стали обыденностью, ведь кто только не хотел попытать счастья выудить лишний доллар, например, как бразильцы, но особой популярностью в суде представители Rockstar пользовались у знаменитостей — первым в новом десятилетии стал участник Cypress Hill.

Дальнейшая хронология непосещения Electronic Entertainment Expo:

Последующие иски на разработчиков и издателей:

Впрочем, мы прекрасно понимаем, что грош цена всем заявлениям, так как многие организованы самими авторами GTA — практика чёрного пиара берёт своё начало ещё с первой части. Спустя некоторое время Take-2 и R* надоело быть ответчиками в судах, и они сменили сторону — теперь они затягивали провинившихся в суд, но неизменно побеждали. Началось всё борьбой за репутацию «пятёрки» (прикрыли мошенников, которые пытались наживаться на несуществующей бете игры, а также отсуживали домены, связанные с новой игрой), а продолжилось всё это настоящей войной за GTA Online, которая стала главным источником доходов: различные программы по взлому «Онлайна» устраняли, а создателям подобных прог устраивали все девять кругов ада прямо в суде (то дело влетело ответчику в копеечку и хоть немного сбить итоговую сумму не вышло) и по сей день продолжают эту практику. И всё было бы хорошо, если бы адвокаты Take-Two не увлеклись и не решились прикрыть модификацию по переносу Либерти Сити в однопользовательскую GTA 5 (посчитали это нарушением авторских прав), а заодно — и программу OpenIV, которая является одной из главных в мире моддинга, важной составляющей GTA-сообщества и одной из причин долгой жизни любой части серии. Фанаты гневно приняли подобную дерзость и первым делом полностью опустили рейтинг GTA 4 в Steam. В итоге издатель был вынужден отступить пока не дошло до более серьёзных последствий и оставить в покое создателей Open IV, впрочем прикрыв глобальный мод Liberty City in GTA 5.

За последние десять лет Rockstar, известная своим интересом к различным платформам, максимально дистанцировалась от всех, кроме трёх основных: ПК, PlayStation и Xbox. Даже перенос своей библиотеки на мобильные устройства прекратила. Больше всего от этого потеряла Nintendo (игр от «роков» для Gameboy, DS и других консолей не было много, но они были), которая не смогла рассчитывать на интерес создателей GTA к портативной Wii U и может не дождаться игр для своей нынешней очень популярной (об этом свидетельствуют высокие показатели продаж) Switch, хотя слухи говорили об обратном. Схема релиза новых видеоигр обрела такой вид: сначала нынешнее поколение консолей, затем персональные компьютеры, а потом можно дотянуть до ещё одного или даже двух поколений (теперь опасения семилетней давности выглядят даже смешно). В Нью Йорке заинтересовались другими видами распространения — игровыми сервисами. И в этом ничего удивительного, ведь для этого не нужно разрабатывать что-то новое, а достаточно пользоваться (и получать с этого деньги) уже созданным. Так, GTA 5 на стыке десятилетий начала разбредаться по различным сервисам вроде Google Stadia (в нём Take-2 быстро разочаруется, как и многие другие), GeForce Now, PlayStation Now и Xbox Game Pass. Параллельно разрабы работали и над своими сервисами (дабы не повторялись проблемы как с GameSpy и не нужно было зависеть от кого-либо): обновляли Social Club, дерзко запустили свой Launcher, который очень странно продвигали. Кроме всего этого, сторонние юзеры вовсю привлекались к оплачиваемой работе, будь то ловля багов или борьба с ложными банами.

2010-2019. Как прошли десять лет у Rockstar Games и Take-Two Interactive

Интерактивы вроде розыгрыши ценных призов, кастомной PlayStation 3 (пусть и далеко не для всех) и LC Fight Club PC, Clubbin’ PC (конкретно этот ПК почти выиграл GCUшник со своей видеоработой) или GTA 5 PC, да хотя бы лимиторованной партии литографий, увы, остались в прошлом, правда, всякие мелочи по мотивам GTA 5 или RDR 2 периодически всё же разыгрываются. Разработчики переключились на другой вид привлечения внимания — прямые включения с совместной игрой с известными в своих кругах людьми (тогдашние памятные скриншоты не сохранились). И по сей день разрабы порой проводят стримы со своими знаменитыми друзьями или видными представителями GTA-сообщества (мы же только раз упоминались на страницах новостной ленты).

Изменения в структуре подразделений и кадровые перестановки за последние десять лет — отдельная тема для разговоров. В середине 2012 года стало известно о перераспределении канадских сотрудников — офис в Ванкувере закрыли, а все местные активы перенесли в Rockstar Toronto. Месяцем ранее общественность узнала об уходе главы отдела маркетинга, как оказалось позже, не самой крупной отставке. Первым из больших боссов на выход устремился президент Rockstar North Лесли Бензис в начале 2016-го уже после выхода GTA 5 и GTA Online на всех основных платформах (вскоре он открыл свою собственную студию и прямо сейчас работает над игрой-загадкой). Почти через три года примеру Бензиса последовал Джеронимо Баррера, вице-президент Rockstar Games по разработке продуктов. К списку ушедших топ-сотрудников присоединились вице-президент Дэн Хаузер и человек-оркестр Лазло Джонс, люди, которых заменить уже вряд ли удастся, что бы ни говорили сверху. Ну, и к концу десятилетия компания уже вовсю взяла курс на рынок индийских кадров.

После отставки Федера с поста генерального директора Take-Two Interactive в 2010 году его должность принял президент Штраус Зельник, и, несмотря на слух о поглощении со стороны Activision (такое иногда случается — вот и Sony однажды приписывали интерес да так, что это оказалось на руку американцам), в следующем году было отрапортовано о финансовых успехах, которые имели продолжение. Для удобства сразу отсылаем ко всем остальным финотчётам Take-2, которые есть у нас на сайте:

Со временем сообщество приучили к тому, чтобы нервно ёрзать на стуле всякий раз, когда мистер Зельник берёт слово: то запланирует вытаскивать из игроков побольше деньжат, то пообещает выпускать релизы часто, но дозировано (ещё и обезнадёжит по поводу старых игр).

Впрочем, в повседневные солнечные и денежные дни у материнской компании случались и совсем поганые вроде дня смерти основателя.

Тяжело сказать, что принесёт нам новая десятилетка, но очевидно, что за 20-ми годами следить будет не менее интересно…

 

Источник: gta.com.ua

Читайте также