2010 – 2019. Итоги десятилетия. Игры от R*

Вот уже почти три недели как мы живём в новом десятилетии. Шутка ли, 10-ые годы XXI века сменились 20-ми. Чем же нам запомнились десятые? Давайте кратко подытожим деятельность наших любимых разработчиков и издателей в разрезе выпущеных ими игр (и их эволюции) за данное время.

2010 – 2019. Итоги десятилетия. Игры от R*

GTA 6. «Шестёрка» не застала минувшее десятилетие, так как официально нет ни даты выпуска, ни какой-либо информации, даже анонса или подтверждения разработки. Всё, что у нас сейчас есть, — слухи, домыслы, фантазии и размышления. Но сколько мы не предполагали бы, например, где будут развиваться события игры, сказать что-либо наверняка тяжело. Опыт предыдущих игр учитывать можно и нужно, но индустрия меняется, времена тем более, и предполагать, что шестая часть появится при таких же обстоятельствах и в те же временные рамки, что и пятая или четвёртая, не стоит. Конечно же, во многом повлияет и появление в наступившем году игровых консолей нового, уже девятого, поколения, PS5 и Xbox Series X (с каждым разом «майки» выдумывают название всё хуже, такое, чтобы запутать покупателей ещё больше; видимо, хотят повторить горький опыт Wii U).

GTA 5 — главная игра десятилетия. И не только для нас или Rockstar — «пятёрка» абсолютный лидер индустрии и любимчик критиков, игроков, СМИ, фанатов. Дорогущий проект отлично продавался в первые дни, продолжает приносить немалую прибыль и сейчас (6 лет, Карл Джонсон, 6 лет!). Правда, титул самой-самой не заслужила (пока что?). Фаза активного ожидания началась в 2010 году. Долгожданный анонс состоялся в 2011-ом, тогда же вышел и первый трейлер. Первоначальную дату релиза (весна-2013) сместили вперёд [на осень], что было несколько ожидаемо, так как к весенней поре всё ещё слабо работала рекламная кампания. Игра сначала «утекла» в Сеть, а затем увидела свет официально в середине сентября, пока только на PS3 и Xbox 360. Возвращение в Лос Сантос, сразу три главных персонажа, новые планки в создании реалистичного игрового мира, построении истории, структуре заданий и многом другом — все те прелести, которыми сразу смогли насладится только консольщики. Владельцам ПК пришлось подождать. Транзитом через PS4 и Xbox One — улучшенную версию игры сначала объявили для трёх главных платформ (2014), но затем ПК-версию перенесли [на 2015] (при том не единожды и даже не дважды). Обновлённую «пятёрку» не просто выпустили на приставки текущего поколения, не просто снабдили новым контентом и некоторыми новыми побочными заданиями — разработчики сделали небольшую революцию в рамках серии. Раньше вид от первого лица был мечтой и, в лучшем случае, неплохо выполненным модом, а сейчас стал полноценной частью игры. Так ещё и развили идею видеоредактора, который впервые появился в предыдущей номерной части. Вышедшая таки в 2015-ом GTA 5 на ПК стала самой совершенной версией: тут тебе и более широкая аудитория, и технические возможности получше, и народные забавы с моддингом. Через три года деликатес подали под новым соусом. Вот только вожделенного сюжетного дополнения игроки не дождались и уже не дождутся — сами разрабы объявили, что им нет смысла делать их, а все свои ресурсы они используют для постоянного обновления «Онлайна».

GTA Online — мультиплеер GTA 5, который заслужил звания отдельной части. Запущен 1-го октября 2013 года, через две недели после релиза сюжетной части (достаточный отрезок времени, чтобы изучить её вдоль да поперёк). Год работы показал — игра востребована. С выходом «пятёрки» на новые платформы GTAO появлялась и там. И регулярно сталкивалась с проблемами: то в виде ошибок, проявлявшихся из-за плохого тестирования, то в виде читеров и хакеров — история борьбы с ними вообще отдельная тема для обсуждения. Именно из-за неспособности Rockstar Games держать игру на должном уровне безопасности перенос прогресса с приставок прошлого поколения не позволили выполнять долго, прикрыв функцию в 2017 (в конце 2019 года ретроградам отключили ещё и фотографии). И если у сюжетки дополнений так и не появилось, то у «Онлайна» их буквально масса. «Рокстары» открыли для себя новый вид заработка, очень распространённый сейчас, — игра как сервис. Модель заработка не совсем кристальная («плати за игру, затем мы будем её пополнять, но вы будьте добры занести чеканную монетку-другую за этот новый контент; нет, ну, что вы, покупать это не обязательно, да и качайте всё бесплатно, но либо играйте сутками, либо всё же донатьте»), но действующая — GTA Online стала очень прибыльна. А перед ограблением казино появилась информация, что за период с сентября 2013-го до декабря 2019-го «пятёрка» с «Онлайном» вместе заработали порядка 6 миллиардов долларов (шестая часть этой суммы — за первые три дня)! Судя по жизни мультиплеера и вливаемых в него обновлений, он, как минимум, выгоден до сих пор. Дополнений целая россыпь и тематика у них богата: бизнес и криминал (ОПГ + сиквел, деятельность байкерского клуба, торговля оружием, контрабанда, владение ночным клубом), гонки и транспорт (лоурайдеры, безумные трассы для каскадёров + сиквел, модельки, соревнования типа NASCAR, а сейчас ходят слухи о готовящемся аналоге «Формулы-1») и, конечно же, казино (ссылка-1, ссылка-2). А ведь крупные дополнения (все мы сейчас и близко не перечислили) снабжаются десятками единиц нового контента вроде транспорта, функций, оружия, одежды и т.п. Тут уж легче отправить прямиком на полный перечень DLC, наибольшей популярности среди которых добились ограбления: классические для всех пяти платформ (2015, лучшее в том году), «Судный день» (2017) и ограбление казино (2019). (Хм, обратили внимание на тенденцию: одно DLC с ограблениями раз в два года? Ждём продолжения ограблений в декабре 2021-го? «Роки» стали выпускать большие обновления в конце года. Видимо, чтобы геймеры охотнее раскошеливались на праздники.) Кроме того, еженедельно разрабы привносят что-то новенькое. Недельный ростер на данный момент: какое-то новье (не всегда, но если имеется, то обычно это транспорт, зачастую авто, реже — новый подрежим), обновление скидок, бонусов и гонок. Словом, разработчиками делается всё для того, чтобы удерживать игроков около экранов и вкладывать реальные деньги в игровую валюту.

GTA: iFruit — бесплатное приложение-компаньон (ещё одна современная тенденция в игроиндустрии) для «пятёрки». Доступно на мобильных устройствах (2013) и портативной PlayStation Vita (2014). Главное, что можно делать, это прокачивать автомобили из гаража и Чопа. Дрессировка пса выполнена в виде трёх мини-игр. Вечер-другой разнообразия для поклонников. Впрочем, за все эти годы никаких изменений, кроме исправления ошибок и «подгона» под новые платформы. И раз уж речь пошла о сопровождающих программах, то не забыть бы и GTA 5: The Manual.

GTA 4. Ещё в начале десятилетки «четвёрка» и «Эпизоды» были актуальны (работали с мультиплеером и сообществом, разыгрывали уникальные персональные компьютеры и PlayStation 3), но это было лишь генеральной репетицией перед выходом «пятёрки»: что в плане троицы протагонистов (к слову, идею хотели реализовать ещё в GTA: SA), что в плане многопользовательского режима и других компонентов. Дебюты прошли ещё в 2008-2009 годах, затем пришло время сборников. Дополнения по отдельности выходили раньше, а в начале 2010-го их объявили, отложили и выпустили как единый сборник для PS3 и ПК (по причине задержки «Баллады» на эти платформы; владельцы Xbox 360 получили всё раньше — осенью-2009). В тот же год по такой же схеме появилось и полное собрание. Конец 2010-го: анонс, релиз, отсрочка ПК-версии. Спустя шесть лет и нескольких месяцев GTA 4: Complete Edition стала доступна на Xbox One по программе обратной совместимости, а вот на PS4 так и не заглянула. Вообще, вспомнить можно и целую кучу негатива (проблемы с мультиплеером, которые сказываются и по сей день; вырезанная музыка на юбилей), забавные факты и даже абсурдные происшествия. К новому десятилетию возраст всех частей четвёртого поколения достиг 10 и более лет. Правда, расчитывать на подарок в виде мобильной версии GTA 4 не пришлось. Разработчикам явно не с руки умещать нам в карманы четвёртую часть и «Эпизоды». И дело даже не в технической стороне вопросе, ведь прогресс это наверняка уже позволит. Скорее, все дело в выручке — все мы знаем, что любую часть GTA создателям нужно выдоить досуха. Да и портирование на смартфоны с планшетами, как заявил издатель, им малоинтересно. Тут хотя бы мобильные GTA: VCS и Max Payne 2 дождаться — про историю троицы из ЛС (да чего уж — двух троиц из ЛС), серию Manhunt или любую другую и говорить не приходится. Порт вторых «Сториза» и «Макса» был бы по крайней мере логичен.

Хотели мобильную GTA 4? А как вам такое? Чудо это можно охарактеризовать как подделку с ограниченными возможностями. Обратите внимание да хотя бы на поведение GPS-маршрута. Или… на всё остальное.

Благо, что хоть другие игры серии портировали. Среди них — GTA 3, GTA: Vice City, GTA: San Andreas, GTA: Liberty City Stories и GTA: Chinatown Wars. «Сан Андреас» уже достиг серьёзных 15 летс ним и GTA: Advance) и проделал долгий путь: анонс и выход на PS3 (2012), анонс, утечка и релиз мобильной версии (2014), юбилей и замена стандартной версии на переиздание для Xbox 360 (тот же 2014), анонс и аналогичная рокировка на PS3 (2015, тогда «Саня» и для «Софии Четвёртой» стал доступен) и, наконец, фокус с «обраткой» на Xbox One (2018). За 20 лет перевалило первым, совсем уж классическим, двум частям, а с ними и «Лондонам». «Вайс Сити» мелькал в наших новостях по важным поводам в основном только в 2012-ом (за исключением интересного видео об озвучке двумя годами ранее): анонс, выход iOS-версии, перенос Android-версии, её утечка и всё же релиз. Были у игры проблемы с музыкальными лицензиями, зато мы немало узнали о создании шедевра (один, два, три) и даже засветились у R*. Похожий путь прошла и «тройка»: она вышла на Mac, отпраздновала юбилей, пришла, увидела и победила как переиздание (2011), посетила PS3 (2012) и PS4 (2015) как классика PS2. В конце концов, игра даже вошла в Зал Славы Видеоигр (2016). «Истории Либерти Сити» отметились релизом мобильной версии и переносом на PS4, а вот GTA: Vice City Stories этим похвастаться не может, зато интересом со стороны моддеров — вполне. Тем не менее, обе порадовали обладателей PS3 в 2013 году. «Войны Чайнатауна» после релизов на портативные приставки выходили и распространялись на мобильных же устройствах, обходя стороной основные консоли от Sony и Microsoft. А ведь, в виду спорности остальных мобильных GTA (из-за качества портов), GTA: CW — лучшая из указанной выше пятёрки.

Да не только GTA занимаются разработчики, ведь у них есть ещё несколько сильных медиафраншиз. В 2012 году часть из них выпустили в коллекции Rockstar Games Collection Edition 1, правда, дальше первой сборки дело не дошло — мир поглотили цифровые продажи.

Red Dead Redemption стала второй игрой в линейке RDR и заработала лавры «GTA в декорациях Дикого Запада». Игра вышла в 2010-ом и поддерживалась очень достойно: браузерная игра для Facebook (RDR: Gunslingers уже в 2012 году стала недоступна из-за перемен в самой соцсети), небольшой фильм на основе игры и крупное DLC на зомби-тематику, которое сейчас хотели бы видеть и в сиквеле. Увы, вестерн так и остался на двух платформах, PS3 и Xbox 360, — ни тебе релиза на следующем поколении, ни ПК-версии. Именно потому игроки переживали за анонсированную в 2016 году вторую часть. Заявленные платформы — PS4 и Xbox One, получили игру осенью 2018-го. А уже следующей, почти на годовщину, Red Dead Redemption 2 появилась и на компьютерах. Выпустили не без проблем и, в первую очередь, для собственного цифрового магазина, но игрокам новый «Красный-мёртвый» полюбился. Во второй(-третьей) части сделали свой «Онлайн» — Red Dead Online, который пусть и запускался проблемно, и был долго в стадии бета-тестирования, но сейчас поддерживается аналогично ГТАшному собрату.

L.A. Noire тоже «почти GTA», только играем уже за представителя закона и во временном отрезке между RDR и Grand Theft Auto — в Лос Анджелесе 1940-ых. Игра запомнилась интересными механиками, системой захвата мимики и жестов и попросту высоким качеством. Вот только разрабатывала её студия Team Bondi, а Rockstar Games выступила издателем, но дальновидно получила права на игру. Австралийцы обанкротились, их глава был не в лучших отношениях с R*. Через полгода после релиза первой версии для PS3 и Xbox 360, в том же 2011 году (тогда же «умерла» студия-разработчик), «Нуар» появился на компьютеры усилиями подразделения «рокстаровцев» из Лидса. В 2017-ом игру перенесли и на PS4, Xbox One и Nintendo Switch (первый опыт R* на этой платформе). К слову, портативная японская консоль сейчас очень востребована и её библиотека часто пополняется крупными тайтлами вроде того же третьего «Ведьмака». Не удивительно, что в будущем ещё и GTA 3 может заглянуть на Switch. Но, думаем, не только она… И на этом «эксперименты» с L.A. Noire не закончились — параллельно с выходами на новые приставки у R* появился абсолютно новый опыт. Дело в том, что выпустили VR-версию игры для PlayStation VR, HTC Vive и Oculus Rift. Тут уж фантазия может буйствовать всеми красками. Виртуальная реальность в GTA 6! Что скажите?

А вот Max Payne 3, выпустив в 2012 году, через три года после анонса, в итоге подзабросили. Третий «Макс» стал новым опытом в рамках атмосферной серии, но испортить её точно не мог. К сожалению, версии для PS3, Xbox 360 и ПК так и остались единственными. (Выходит, им действительно пожертвовали? В определённом плане.) Ну, хоть первую часть завезли на телефоны (тот же 2012), а потом, в 2016-ом, ещё и PS2-версию на PS4 в рамках игровой классики (в этом случае — и вторая часть тоже). Вот только поддержка Max Payne игровым сервисом Rockstar Games Social Club уже свёрнута, а про перенос второй части на мобилки и вовсе ни слова.

Bully («школьная GTA») тоже порадовала владельцев смартфонов и планшетов своим появлением. Произошло это на юбилей игры в 2016 году. В версиях для PS4 и мобильных устройств появились трофеи и некоторые технические улучшения, в 2012-ом игра (находили отсылку на неё в «Онлайне»?) переезжала на PS3 без изменений в рамках PS2-классики. Вообще, благодаря этой программе современные игровые приставки посетили и немногие забытые проекты R* вроде вестерна Red Dead Revolver, игры по фильму The Warriors и первого Manhunt. Вот только никаких ремастеров, римейков или обновлений нет — это всё те же старенькие игры, запущенные на новом железе. Ещё и по немыслимым ценам в пятнадцать-двадцать долларов каждая. Мобильные версии всяко дешевле будут – раза эдак в три-четыре. Вот на них (лучше брать паком) уже ПОТРАЧЕНО.

Итоги десятилетия

Напоследок оставим пару ссылок на наши уже традиционные годовые итоги: [в 2010 ограничивались праздничной открыткой], 2011, 2012, 2013, 2014, 2015, [конец 2016 и 2017 годов мы прогуляли], 2018, 2019, а также спецпроекты GTA.COM.UA: сборку автомобилей GCU CarPack для GTA 4 и местную радиостанцию GTA FM by GCU с избранной музыкой всех частей.

Так прошло десятилетие игр от R*. Нынешнее же пройдёт под знаком GTA 6 и сиквела «Онлайна»… Ah shit, here we go again.

Постскриптум. А теперь небольшой инфоповод, который идеально вписывается в тематику этого материала. Так вот, если помните, NPD Group, которая занимается изучением рынка, сообщала, что GTA 5 стала самой продаваемой игрой десятилетия в США.
Для этого игре хватило две трети от учитываемого времени (уточнение: учёт цифровых продаж начали с 2012 года). Следующие шесть позиций в топе занимают игры серии Call of Duty (в двадцатке их целых 10 штук, но ни одна не сместила «пятёрку»; теперь что скажите на этот счёт, а, аналитики?), а седьмой в списке идёт Red Dead Redemption 2. А ведь вестерна нет среди самых продаваемых за последний год в PlayStation Store, а на ПК он появился только пару месяцев назад. Получается, разницу сделал Xbox One? Патриотично.

Чтобы быть в курсе последних событий, заходите на наш сайт, подписывайтесь на нас в Telegram, Twitter, Facebook и VK, а также смотрите наши видео на YouTube, вступайте в нашу банду в Social Club и в группу в Steam.


 
Источник: gta.com.ua

Читайте также