Прямо сейчас.
«Американские боги» стартовали на кабельном канале Starz 30 апреля: на момент написания этого текста вышло четыре эпизода. Рейтинги сериала немного падают, но показатели для Starz, в целом, неплохие — шоу уже продлили на второй сезон.
Производством занимаются Брайан Фуллер («Ганнибал») и Майкл Грин (сценарист «Логана»), а в основе лежит книга Нила Геймана, за которую он получил несколько престижных премий. Материал для экранизации сложный, да и творчество Фуллера специфическое: если вы смотрели хотя бы две-три серии «Ганнибала», то понимаете, о чём речь.
Однако «Американские боги» сейчас — один из важнейших онгоингов, который стоит смотреть. Вот 11 причин, почему.
Сериал точно следует книге
Книга Нила Геймана «Американские боги» не очень богата на события, однако всё, что там есть, точно переносится на экран. Ну а некоторые не слишком удачные вещи подаются в сериале иначе, с лучшей стороны.
Гейман рассказывает о войне богов — старых, которые прибыли в Америку вместе с мигрантами со всех концов Земли, и новых, что «изобрели» сравнительно недавно. Всё, во что верят люди, воплощается: так появился Один, Чернобог или Техномальчик, бог современных технологий.
Однако это только первый пласт сюжета: под ним ещё один — тема миграции и связанных с этим проблем, а также вопросы веры. Старые боги, появившиеся в Америке вместе с верующими, не смогли адаптироваться к новым условиям и фактически оказались забыты.
Актуальность
Брайан Фуллер — противник современной политики Америки и Трампа в частности. Во время недавнего фестивала SXSW в Остине он пояснил свою позицию насчёт сериала.
«Мы как американцы сейчас находимся в радикальной политической обстановке, которая скорее тяготеет к жестокости, нежели к состраданию, — говорит Фуллер. — Так что мы очень воодушевлены возможностью рассказать «сострадательные» истории об иммигрантах и сделать их не просто заявлением, но и частью повествования всего сериала».
Грин согласился с ним, сказав так: «Каким-то образом во всей этой мании прошлого разочаровавшего всех года, иммиграция превратилась во что-то, на что люди смотрят с осмеянием. Что-то, что больше не является лучшей вещью в Америке».
Так что «Американские боги» — не просто фэнтези: история, которую рассказывают Фуллер и Грин, тесно переплетается с современным положением дел как в Америке, так и во всём мире. Сериал задаёт зрителю сложные вопросы, на которые современное общество не может найти однозначных ответов.
Грань между добром и злом размыта
В книге поначалу кажется, что старые боги — добро, и их нужно жалеть, а новые — абсолютное зло. Но постепенно грань размывается. В сериале же никакой грани нет изначально: Фуллер гораздо больше внимания уделяет божественным деяниям, и если ты на стороне старых богов, то должен оправдывать жертвоприношения и насилие. Добра и зла здесь нет, есть только то, во что верили и верят люди.
Книжный сюжет серьёзно расширяется
В основе сюжета — бывший заключённый Тень и его наниматель, одноглазый мистер Среда (что это за бог догадаться несложно). Они колесят по Америке, собирая старых богов на войну с богами новыми. А где-то в это время по их следам бродит жена Тени — Лора, которая недавно как раз умерла.
Фуллер и Грин неоднократно говорили, что хотели уделить больше внимания женским персонажам и Лоре в частности, так что история заметно расширилась. Так, четвёртый эпизод практически полностью посвящён жене Тени и событиям, которых не было в книге. Судя по всему, так пойдёт и дальше — даже если вы знаете книгу Геймана наизусть, шоу всё равно будет интересно смотреть.
Это Брайан Фуллер
Те, кто смотрел «Ганнибала», поймут, чего ждать от «Американских богов». Фуллер — это стиль в каждом кадре. «то макросъёмка, долгие, буквально звенящие сцены и странное сочетание звуков на фоне, неожиданно складывающееся в мелодию. Художественные приёмы на любителя, но, тем не менее, каждый кадр — идеально выверен.
Чёрный юмор
Нил Гейман рассказывал свою историю с серьёзным лицом. Он часто погружался в мысли Тени, анализировал события, описывал все его действия подробно. Но авторы сериала действуют тоньше: здесь жёсткие сцены перемежается с юмором, преимущественно чёрным.
Тень приходит домой, видит вещи погибшей жены, тоскует — а потом замечает в рамке фото эрегированного члена Робби, друга семьи, с которым Лора ему изменяла. Специфический юмор нагоняет абсурд и идеально подчёркивает общее настроение эпатажного шоу.
Фуллер снимает бесстрашно
Смелость авторов сериала заметна уже по критическим высказываниям в адрес Трампа, но и в сериале — не меньше. Шоу начинается с кровавой сцены с расчленёнкой, где кровь — художественный приём. Среда однажды говорит Тени, что Иисус нынче хорошо устроился, к тому же выясняется, что Иисусов сразу несколько.
Фуллер не стесняется показывать гениталии (иногда крупным планом) и сцены секса. Причём, всё это вовсе не выглядит пошло, как порой в той же «Игре престолов».
Опенинг
В современных ТВ-шоу опенингам в целом уделяется повышенное внимание, ведь это то, что зритель будет смотреть каждую серию, можно сказать — лицо сериала. Опенинг «Американских богов» содержит в себе множество загадок и отсылок, которые подмечаешь постепенно. Каждый раз — что-то новое.
Ни одного промаха в кастинге
Саркастичного, но жёсткого мистера Среду играет известный за свою честность и резкость Иэн Макшейн («Дэдвуд»), а роль славянского Чернобога досталась Петеру Стомаре («Фарго», «Константин: повелитель тьмы»). Лору играет Эмили Браунинг («Запрещённый приём»), мерзкого Техномальчика — начинающий актёр Брюс Лэнгли. Ну а богиню Медиа, которая предстаёт сразу в нескольких образах, изобразила Джиллиан Андерсон.
Роль Тени досталась Рики Уиттлу («Сотня»), который идеально подходит как внешне, так и по темпераменту. Некоторые образы, впрочем, переработали: особенно досталось Техномальчику — у Геймана он полный. Но авторы объяснили это тем, что книга была написана давно, и сегодня облик среднестатистического фаната высоких технологий сильно изменился.
Джиллиан Андерсон играет сразу несколько ролей
Особенно сложная роль досталась Джиллиан Андерсон, которая ранее уже работала с Фуллером над «Ганнибалом». Она играет богиню телевидения и предстаёт то в образе Люси из знаменитого американского сериала «Я люблю Люси», то перевоплощается в Дэвида Боуи. Остаётся только гадать, какие образы её ждут дальше. Похоже, что Медиа — одна из самых сложных ролей в её карьере.
Логика сна
В книге вместе с Тенью читатель меняет своё мировоззрение, переступает грань между реальным и нереальным. В сериале авторы достигают того же эффекта через художественные приёмы и откровенный сюр: порой случаются настолько абсурдные ситуации, что сериал невольно начинаешь воспринимать, руководствуясь какой-то иной логикой.
То же можно было сказать и о «Ганнибале», от которого можно получить наслаждение только если мыслить нестандартно. В мире «Американских богов» может случиться что угодно. А если очень сконцентрироваться в мыслях о снеге, то он может пойти — прямо как в осознанном сновидении.
Источник: DTF