Британский журнал о кинематографе Sight & Sound опросил 358 режиссёров, чтобы отобрать 10 величайших картин за всю историю кино. Узнайте, какие фильмы считают лучшими Квентин Тарантино, Гильермо дель Торо, Френсис Форд Коппола и другие именитые авторы.
Фильмы-лидеры по результатам опроса
Итак, вот кинокартины, которые набрали больше всего голосов, а также комментарии участников опроса.
1. «Токийская повесть», Ясудзиро Одзу, 1953 год
Изысканная и трогательная «Токийская повесть» позволяет зрителю прочувствовать конфликты и недопонимание, которые возникают в наше время между членами семьи.
2. «2001 год: Космическая одиссея», Стэнли Кубрик, 1968 год
Этот фильм я смотрел больше всех остальных. Сорок раз и более. Он перевернул мою жизнь, когда я открыл его для себя в семь лет в Буэнос-Айресе. Это был мой первый галлюциногенный опыт, переломный момент для художественного восприятия. Без этого фильма я бы не стал режиссёром.
3. «Гражданин Кейн», Орсон Уэллс, 1941 год
Буйство воображения Уэллса в «Гражданине Кейне» изумляет и воодушевляет. Великое произведение киноискусства с общественно важным подтекстом, поданное с невероятной зрелищностью. Настроение фильма, как всегда, волнующее и энергичное. Его напряжённый сюжет просто не может разочаровать.
4. «Восемь с половиной», Федерико Феллини, 1963 год
«Восемь с половиной» — это фильм, который я смотрел в кинотеатре три сеанса подряд. Это хаос в его самой элегантной и пьянящей форме. Вы не можете оторвать глаз от экрана, даже если не понимаете, к чему всё идёт. Доказательство силы кино: вы не до конца улавливаете суть, но всё равно сдаётесь и позволяете увлечь себя.
5. «Таксист», Мартин Скорсезе, 1976 год
Фильм настолько яркий, гипнотический и едкий, что кажется, будто он навсегда оставляет след на ваших зрачках. «Таксист» превращает город, время и состояние души в истинный кошмар, пугающе реальный и в то же время призрачный.
6. «Апокалипсис сегодня», Френсис Форд Коппола, 1979 год
Коппола показал невероятно напряжённое, мрачное погружение личности на запредельную глубину. Дикость и нигилизм — всё запечатлено в драматическом и предметном нарративе. Работа высочайшей сложности. Шедевр.
7. «Крёстный отец», Френсис Форд Коппола, 1972 год
Классика, но я от неё никогда не устаю. Сценарий такой целостный, а история Майкла — одно из лучших сюжетных приключений, которые когда-либо видел мир.
8. «Головокружение», Альфред Хичкок, 1958 год
Если «Головокружение» остаётся бесспорным шедевром Хичкока, то точно из-за того, что неизвестное и непостижимое в нём не просто пугает, а в то же время сохраняет глубокую и волнующую привлекательность.
9. «Зеркало», Андрей Тарковский, 1974 год
Мне было около 13 лет, когда я впервые посмотрел «Зеркало». Тогда я осознал, что есть фильмы, которые не предназначены для того, чтобы быть «понятыми». Это поэзия кино в чистейшем виде, на очень тонкой грани вычурности, что делает её гениальность ещё более поразительной.
10. «Похитители велосипедов», Витторио Де Сика, 1949 год
Мой абсолютный фаворит, самый гуманистический и социальный фильм в истории.
Личный топ фильмов известных режиссёров
Sight & Sound также раскрыл, за какие фильмы проголосовал каждый из опрошенных режиссёров. Вот несколько списков с личными предпочтениями участников.
Квентин Тарантино
- «Апокалипсис сегодня», Френсис Форд Коппола, 1979 год.
- «Таксист», Мартин Скорсезе, 1976 год.
- «Несносные медведи», Ричард Линклейтер, 1976 год.
- «Кэрри», Брайан Де Пальма, 1976 год.
- «Под кайфом и в смятении», Ричард Линклейтер, 1993 год.
- «Хороший, плохой, злой», Серджио Леоне, 1966 год.
- «Большой побег», Джон Стёрджес, 1963 год.
- «Его девушка Пятница», Ховард Хоукс, 1940 год.
- «Челюсти», Стивен Спилберг, 1975 год.
- «Хорошенькие девушки, станьте в ряд», Роже Вадим, 1971 год.
Майк Ньюэлл
- «Андрей Рублёв», Андрей Тарковский, 1966 год.
- «Славные парни», Мартин Скорсезе, 1990 год.
- «Великая иллюзия», Жан Ренуар, 1937 год.
- «Леопард», Лукино Висконти, 1963 год.
- «Семь самураев», Акира Куросава, 1954 год.
- «Дорога», Федерико Феллини, 1954 год.
- «Поезда под пристальным наблюдением», Иржи Мензель, 1966 год.
- «Кандидат от Манчжурии», Джон Франкенхаймер, 1962 год.
- «Незнакомцы в поезде», Альфред Хичкок, 1951 год.
- «Белая лента», Михаэль Ханеке, 2009 год.
Мартин Скорсезе
- «2001 год: Космическая одиссея», Стэнли Кубрик, 1968 год.
- «Восемь с половиной», Федерико Феллини, 1963 год.
- «Пепел и алмаз», Анджей Вайда, 1958 год.
- «Гражданин Кейн», Орсон Уэллс, 1941 год.
- «Леопард», Лукино Висконти, 1963 год.
- «Земляк», Роберто Росселлини, 1946 год.
- «Красные башмачки», Майкл Пауэлл, Эмерик Прессбургер, 1948 год.
- «Река», Жан Ренуар, 1951 год.
- «Сальваторе Джулиано», Франческо Рози, 1961 год.
- «Головокружение», Альфред Хичкок, 1958 год.
Сэм Мендес
- «Четыреста ударов», Франсуа Трюффо, 1959 год.
- «Гражданин Кейн», Орсон Уэллс, 1941 год.
- «Кес», Кен Лоуч, 1969 год.
- «Таксист», Мартин Скорсезе, 1976 год.
- «Головокружение», Альфред Хичкок, 1958 год.
- «Синий бархат», Дэвид Линч, 1986 год.
- «Фанни и Александр», Ингмар Бергман, 1984 год.
- «Крёстный отец — 2», Френсис Форд Коппола, 1974 год.
- «Ребёнок Розмари», Роман Полански, 1968 год.
- «Нефть», Пол Томас Андерсон, 2007 год.
Вуди Аллен
- «Четыреста ударов», Франсуа Трюффо, 1959 год.
- «Восемь с половиной», Федерико Феллини, 1963 год.
- «Амаркорд», Федерико Феллини, 1972 год.
- «Похитители велосипедов», Витторио Де Сика, 1949 год.
- «Гражданин Кейн», Орсон Уэллс, 1941 год.
- «Скромное обаяние буржуазии», Луис Бунюэль, 1972 год.
- «Великая иллюзия», Жан Ренуар, 1937 год.
- «Тропы славы», Стэнли Кубрик, 1957 год.
- «Расёмон», Акира Куросава, 1950 год.
- «Седьмая печать», Ингмар Бергман, 1957 год.
Андрей Звягинцев
- «Андрей Рублёв», Андрей Тарковский, 1966 год.
- «Дневник сельского священника», Робер Брессон, 1951 год.
- «Затмение», Микеланджело Антониони, 1962 год.
- «Дитя», Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн, 2005 год.
- «Мужья», Джон Кассаветис, 1970 год.
- «Кояанискатси», Годфри Реджио, 1983 год.
- «Любовники», Луи Маль, 1958 год.
- «Слово», Карл Теодор Дрейер, 1955 год.
- «Час волка», Ингмар Бергман, 1968 год.
- «Женщина в песках», Хироси Тэсигахара, 1964 год.
Френсис Форд Коппола
- «Пепел и алмаз», Анджей Вайда, 1958 год.
- «Квартира», Билли Уайлдер, 1960 год.
- «Плохие спят спокойно», Акира Куросава, 1960 год.
- «Лучшие годы нашей жизни», Уильям Уайлер, 1946 год.
- «Маменькины сынки», Федерико Феллини, 1953 год.
- «Король комедии», Мартин Скорсезе, 1983 год.
- «Бешеный бык», Мартин Скорсезе, 1980 год.
- «Поющие под дождём», Стенли Донен, Джин Келли, 1952 год.
- «Восход солнца», Фридрих Вильгельм Мурнау, 1927 год.
- «Телохранитель», Акира Куросава, 1961 год.
Пол Гринграсс
- «Похитители велосипедов», Витторио Де Сика, 1949 год.
- «Семь самураев», Акира Куросава, 1954 год.
- «Гражданин Кейн», Орсон Уэллс, 1941 год.
- «Битва за Алжир», Джилло Понтекорво, 1966 год.
- «Броненосец „Потёмкин“», Сергей Эйзенштейн, 1925 год.
- «На последнем дыхании», Жан-Люк Годар, 1960 год.
- «Евангелие от Матфея», Пьер Паоло Пазолини, 1964 год.
- «Кес», Кен Лоуч, 1969 год.
- «Военная игра», Питер Уоткинс, 1965 год.
- «Дзета», Коста-Гаврас, 1968 год.
Гильермо дель Торо
- «Восемь с половиной», Федерико Феллини, 1963 год.
- «Красавица и чудовище», Жан Кокто, Рене Клеман, 1946 год.
- «Франкенштейн», Джеймс Уэйл, 1931 год.
- «Уродцы», Тод Браунинг, 1932 год.
- «Славные парни», Мартин Скорсезе, 1990 год.
- «Алчность», Эрих фон Штрогейм, 1924 год.
- «Забытые», Луис Бунюэль, 1950 год.
- «Новые времена», Чарльз Чаплин, 1936 год.
- «Носферату, симфония ужаса», Фридрих Вильгельм Мурнау, 1922 год.
- «Тень сомнения», Альфред Хичкок, 1942 год.
Андрей Кончаловский
- «Четыреста ударов», Франсуа Трюффо, 1959 год.
- «Восемь с половиной», Федерико Феллини, 1963 год.
- «Крёстный отец», Френсис Форд Коппола, 1972 год.
- «Аталанта», Жан Виго, 1934 год.
- «Наудачу, Бальтазар», Робер Брессон, 1966 год.
- «Огни большого города», Чарльз Чаплин, 1931 год.
- «Фанни и Александр», Ингмар Бергман, 1984 год.
- «Семь самураев», Акира Куросава, 1954 год.
- «Дорога», Федерико Феллини, 1954 год.
- «Виридиана», Луис Бунюэль, 1961 год.
Источник