Всем привет!
Прежде чем перейти к игре, я хотел бы начать с небольшого дисклеймера: Call of Duty, а именно линейка Modern Warfare — это одна из моих любимых игровых серий. Впрочем, несмотря на теплые и нежные чувства, я все же попытаюсь абстрагироваться и избавить свое мнение от излишнего фанбойства.
Приятного чтения!
О чем, собственно, разговор?
Дело в том, что в момент своего выхода игра подверглась просто невероятному хейту как со стороны игроков, так и игровых СМИ. Игру не пинал разве что ленивый или человек, далекий от игровой индустрии. (Срачи) конструктивные дискуссии тогда на время задвинули на второй план народный холивар Xbox 360 и Playstation 3, а это, я Вам скажу, определенно уровень. Думаете я шучу? Нет, я не шучу. Если Вы уже забыли или тогда просто были вне игрового мира, то ради интереса загляните на форумы тех лет.
В какой-то момент полив коричневой субстанцией коснулся уже не только игры, но и людей, которым она по какой-то причине понравилась. «Нравится Modern Warfare 3 — значит ты тупой школьник, который не разбирается в играх». Тогда же в игровом сообществе закрепилось выражение «тупая Колда«.
Что же пошло не так?
Причин на самом деле достаточно, но я бы выделил две: Battlefield 3 и внутренние проблемы. Начнем с первой, но немножко отмотаем время назад.
После того, как Infinity Ward в 2007-м совершила революцию в жанре линейных шутеров, многие другие разработчики пытались повторить Modern Warfare. Получалось по-разному: у кого-то более успешно — у кого-то менее. Наиболее активным игроком была Electronic Arts. Наша «любимая» «корпорация зла» в своем стремлении откусить часть пирога погубила не одну франшизу. Больше всего, конечно, досталось Medal of Honor, но и Crysis тоже знатно потрепало. Вообще, EA тогда пыталась из любого шутера сделать конкурента серии Call of Duty, и даже Battlefield не стал исключением.
Первой ласточкой стал Bad Company 2 — сиквел самобытной, ироничной и карикатурной первой части. Вместо того, чтобы сделать продолжение всем понравившейся игры, DICE были вынуждены по сути копировать Modern Warfare. Неудивительно, что на ее фоне игра «смотрелась» бедным родственником — по крайней мере мне так показалось. Ну, а единственным ради чего стоило поиграть в новый Battlefield была графика и физика. Frostbite, конечно же, очень удивлял и этого не отнять.
В целом, это была лишь прелюдия к большому столкновению.
К сожалению, мне не удалось найти информацию, когда именно началась разработка Battlefield 3. Первые упоминания указывают на далекий 2007-й, однако, полагаю, что активная фаза началась после релиза предыдущего проекта, то есть в начале 2010-го года. Примерно тогда же началась работа над Modern Warfare 3, однако, перед этим произошел грандиозный скандал. И, собственно, сейчас я перехожу ко второй причине провала.
В марте того же года Джейсона Веста и Винса Зампеллу — ключевых сотрудников — буквальноушли из Infinity Ward. Их обвиняли в корпоративном шпионаже и сливе информации в пользу EA. Сейчас я, конечно, не собираюсь выяснять «а было ли», но ходит слух, что по условиям контракта эти двое должны были получить крупные роялти в случае успеха Modern Warfare 2, а мистера Котика это явно не устраивало. К тому же по этому контракту Винс и Джейсон являлись правообладателями бренда Call of Duty. А для Activision Call of Duty — это все. Такие вот дела. К слову, чуть позже из IW ушел еще ряд сотрудников.
Видимо получилось, что почти не осталось людей, которые бы знали как нужно сделать. Дальше больше, чтобы как-то компенсировать утраченные силы пришлось задействовать в разработке Treyarch и Sledgehammer Games.
На пути к релизу
Перваяинформация по Battlefield 3 появилась в начале 2011-го года — тогда же был выпущен тизер-трейлер, а по Modern Warfare 3 ближе к середине — в мае. Несколько позже произошел ряд крупных сливов: в сеть выложили практически всю поднаготную — от логотипа и до сюжетных поворотов. Впрочем, даже не это было главным на повестке дня. Ключевым инфоповодом тогда была рекламная кампания новой части Battlefield, в которой местами завуалированно, а иногда совсем «черным по белому» обещали «сломать Call of Duty кабину». И, знаете, пипл схавал — в массах стали обсуждать устаревший движок и планомерное скатывание серии. Интересно волновало ли это кого-нибудь раньше…
Ситуация была предельно накалена вплоть до выхода обеих игр, который состоялся осень 2011-го.
Релиз
Первым вышло детище DICE — 25 октября, а новая Call of Duty вышла спустя две недели — 8 ноября. И тут понеслось, а вернее полилось. Отечественныеигровые СМИ буквально камня на камне не оставили от Modern Warfare 3 — Battlefield 3 же в основном лишь нахваливали, изредка подмечая релизные шероховатости. И без вопросов, игра от шведских разработчиков была замечательной, но одно дело справедливо оценивать, а другое — идеализировать одно и демонизировать другое.
Знаете, порой меня удивляло противоречие тезисов друг другу. Сперва говорилось: «Battlefield и Call of Duty — это немножко разные игры». Обычно так говорили, когда сравнивали одиночную игру. Ну, а когда упоминали сетевую, то употребляли другой — «после Battlefield в Call of Duty просто не хочется возвращаться». Очень странные утверждения… Пахнет двойными стандартами.
А было ли все так плохо?
Задаваясь этим вопросом, каждый ответит по-своему, но раз уж это мой блог, то я волен выразить свое мнение.
На мой взгляд, нет. У меня не поворачивается назвать Modern Warfare 3 плохой игрой. Скажем так, она играется ПОЧТИ точно так же, как и ее предшественницы. Только в этом «почти» и есть вся загвоздка. В принципе, я бы не сказал, что это проблема только этой игры, такое достаточно частопроисходит со всеми триквелами. Как это обычно бывает: выходит, например, какая-нибудь игра, в целом, хорошая, но с небольшими недостатками — через 2-3 года выходит сиквел и все исправляет, при этом что-то еще добавляя. Вуаля, все довольны и счастливы. С третьими частями же все иначе — им уже нужно в большей степени не исправлять, а привносить что-то новое. А с этим не всегда все так просто.
Совместными усилиями Infinity Ward, Treyarch и Sledgehammer Games, конечно, удалось кое-что сделать, но этого явно не хватило для того, чтобы поднять планку чуточку выше. Кроме того, я думаю, еще очень сильно сказался фактор отсутствия Веста/Зампеллы и отток других важных сотрудников.
Но важно другое: даже такая не самая удачная кампания все равно была лучше, чем у конкурентов. Я до сих пор помню как сингл Battlefield 3 почему-то называли документальными зарисовками, максимально приближенными к боевым. И какое же было у меня удивление, когда я гораздо позже ознакомился с ним. Тогда же я понял в чем подвох. Видимо, тогдашние игроСМИ понимали, что в этом компоненте детище DICE всухую проигрывает. Вообще, одиночная игра Battlefield 3 напоминала такой себе микс из Modern Warfare, Black Ops и идей шведских разработчиков. Мне, честно говоря, запомнился только танковый раш и взлет с палубы авианосца. И то, во многом благодаря графике.
За мультиплеер я ничего говорить не буду. В этом плане игры совершенно разные и их нельзя сравнить лоб в лоб. Скажу одно: мне ближе геймплей Battlefield 3, т. к. я предпочитаю большие масштабные карты с техникой, чем динамичные тесные пространства.
В спецоперации из Battlefield 3 я, увы, пока не играл. Так что, тут я не могу ничего комментировать.
Ну и напоследок о самом важном — был ли у Call of Duty на то время устаревший движок? Знаете, не буду лукавить — да. Если сравнивать две игры, то конечно, Frostbite выглядел на голову сильнее. В Battlefield 3 были лучше текстуры, лучше освещение, разрушаемость в конце концов, но при этом, по моему мнению, стрелять все же приятнее в Modern Warfare. Может, мне показалось, но в игре от DICE не так отчетливо ощущаются попадания. При том, что звук стрельбы, как и всего окружения лучше в игре от шведов.
Вопрос в том, а насколько все это было критично на 2011-й год? Напоминаю, тогда все еще длилось 7 поколение, и многие игры того времени были заложниками уже слегка подуставших Xbox 360 и Playstation 3.
Если говорить за себя, то мне было вполне нормально. Даже больше — меня не особо волновало, что Modern Warfare 3 чуть-чуть хуже предыдущей части. Тогда я просто играл в игры и получал от них удовольствие, и не был слишком требовательным. А сейчас, простите, зажрался.
Что ж, я думаю, пора подвести итоги.
Так вот, я считаю, что все же Call of Duty: Modern Warfare 3, на самом деле, не была так плоха, как о ней рассказывали. И она явно не заслуживала всего того хейта, который лился в ее сторону. Вообще, спустя годы, зная всю поднаготную, понимаешь какая же у нее, и вправду, была сложная творческая судьба и тем не менее, общее творение трех студий смогло добротно завершить историю о Современной войне — трилогию Modern Warfare. Впрочем, спустя годы у меня остается один лишь вопрос — «А что, если бы Винс Зампелла и Джейсон Вест все-таки остались в Infinity Ward»?
Спасибо за Внимание и до скорых встреч!