"Звёздный разум". Каким вышел русский Чужой

Рецензия на российский сай-фай хоррор “Звёздный разум” вышедший сегодня в прокат.

Стоит начать с того, что вокруг фильма была очень вялая пиар- и рекламная кампания, так что о нём толком никто и не слышал, выпуск его анонсировали тоже без всякой шумихи, неожиданно, с месяц назад. О кино я узнал ещё в 2020, с первым тизером, так как обладаю извращённым хобби – временами сажусь и отсматриваю график релизов и новости о российских фильмах на год вперёд, и выбираю что меня может заинтересовать (об интересных западных новинках мы и так узнаем из медиа без всяких энергозатрат).

По тизеру было понятно, что это заявка на какой-то космический эпик в духе интерстеллара. Когда вышел первый трейлер, обнаружилось, что концепция сдрейфовала в сторону “Чужих” – тем интереснее, такое я люблю, да и такого почти не снимают нынче, а для российского кино это вообще первый подобный опыт. Плюс наши выдали недавно неплохой “Спутник” и спорную, но смотрибельную “Кольскую сверхглубокую”.

Трейлер, правда, пугал тем, что все актеры русские, но почему-то с дубляжом, а ещё чудовищными диалогами. Но выглядел бодро, c вайбами “Прометея” и даже “Масс-эффекта”, сами посмотрите:

В общем, готовясь внутренне к кринжфесту, но с небольшой надеждой на что-то стоящее, я сегодня решил дать фильму шанс и купил билет.

Впечатления – неоднозначные.

Сначала – за что можно похвалить.

По той информации, что нашёл, бюджет фильма составил 2,7 млн долларов. За эти деньги нарисовали довольно много красивого, пусть и не голливудского уровня, космического графона, сделали более-менее убедительные декорации космической станции, костюмы и реквизит, написали саундтрек а-ля Циммер (вплоть до прямого цитирования “Начала” и “Интерстеллара”, наняли оператора, гримёра, светорежиссёра (и прочих людей отвечающих за качество картинки) с прямыми руками. А в конце фильма есть неожиданный плот-твист, превращающий его в “Интерстеллар на минималках” и позволяющий досмотреть его до конца.

К сожалению, на этом плюсы заканчиваются, дальше – жирные минусы.

1) Честно говоря, я не понимаю как российская кинокомпания, в которой почти весь каст – русский, почти вся команда работавшая над фильмом – русская, где в списках поддерживающих фильм – Министерство Культуры РФ, смогла выпустить фильм где ни то что космическая станция запущена не Россией, а даже нет ни одного token русского/россиянина. Да ещё и переозвучили актёров, очевидно снимавшихся говоря на русском.

Не, это даже не смешно, просто посмотрите на этих стивов и райанов.

Ок, ребят, хотите выпустить экспортный продукт – сделайте хотя бы международную миссию с французами, немцами, англичанами, сумасшедшими русскими иванами. Но когда полностью русский каст (кроме условно Мартинес) – играет с серьёзными щщами американцев, да ещё с плохой переозвучкой – это полный кринж, ломающий впечатления от всего фильма.

Тем более, что как показывает чужой опыт – на запад успешнее экспортируется что-то с национальным колоритом. “Спутник” отлично продался на запад и получил хорошие рецензии, играя на теме “советского чужого в холодную войну”. Аналогично с “Майором громом”, “Эпидемией” и “Аванпостом” – они все заинтересовали иностранцев российским колоритом.

Или, вот, корейцы недавно выпустили сериал с актерами из “Игры в кальмара” – и тоже не пытаются играть в американцев, наоборот, там корейская миссия на корейском космическом корабле летит на корейскую лунную базу (по дороге отбиваясь от плохих иностранных корпораций).

Короче, американцам и европейцам неинтересно смотреть кино от русских о самих себе, самих себя они лучше сыграют. Почему создатели не назвали станцию “Красная заря” и не пустили космического вдвшника Прокопенко гоняться с лазерным калашниковым за госдеповским пришельцем – решительно непонятно.

2) И от этого, кажется, страдает весь фильм.

Сняли экспортный фильм – сделали дебильную переозвучку. Персонажи разговаривают настолько не по-русски и неестественно, что лоб покрывается синяками от ладони. Мужик заходит в пещеру, просто нажимает на кнопку, поворачивается к спутникам и пафосно заявляет:

Будущее человечества начинается здесь.

Калька с кучи западных фильмов, только там к этому подводят мучительными испытаниями, нервной музыкой, долгими кадрами, харизматичной мимикой и игрой актёра. Здесь же он говорит это походя в первой трети фильма и вызывает лишь смешок вместо мурашек у зрителя.

Честно говоря, диалоги настолько плохи, что возникает мысль – может они писались сначала на английском, а потом было криво переведены? Иначе всякие фразы вроде “лишь бы не долететь атомами” и не объяснишь.

Всё это ухудшается и дуболомной, безэмоциональной игрой не особо известных актёров, усиленно косящих под американцев, и с одинаковым лицом воспринимающих новость о беременности жены и возможном провале миссии по спасению человечества.

на таких серьёзных щщах они проходят весь фильм

3) Всё это выливается в глубокую культурную вторичность всего происходящего на экране.

Вот начало как в “Прометее” – удивительное открытие, миссия к далёкой планете, сложный вход в атмосферу. Вот с прямыми цитатами “Прометея” важный артефакт катят к точке запуска по гористой местности. Внезапно появляются разрушающие темп и атмосферу романтические флешбеки с земли – сразу с драматичной музыкой с первых секунд, чтоб ты понимал что сейчас будет что-то слезливое. Потом бортовой механик говорит что “мы двигались по невообразимой траектории” и “координаты загружены в компьютер” (в миссии по спасению человечества это надо делать вручную).

Следом включаются “чужой” – тварь бегает по станции, давайте загоним её в ловушку. С потолка капает слизь, её, как миллион персонажей до него, нюхает и перетирает в пальцах учёный. Экспортная Мартинес зачем-то в одних трусах бежит по коридору прям как Рипли (только тебе не страшно).

Ну и плот-твист. В последние минут 15-20 фильма включаем “Гравитацию” и “Интерстеллар” – с быстрой нарезкой кадров, пафосной музыкой и эмоциями от расставания главного героя с женой (оба настолько блёклые, что ты не запоминаешь как даже их звали, не говоря про других персонажей-статистов).

4) На фоне всего вышесказанного тот факт, что сам “чужой” практически не появляется в кадре, получает от экипажа абсолютно идиотское прозвище и вообще не пугает (да и само его назначение не очень понятно) – уже особо и не замечается.

Резюме

Я не хочу тут писать “фильм говно, не ходите ни за что на него”. Более того, я бы хотел чтоб это кино хоть что-то собрало в прокате, а идея снимать российский сайфай (и сайфай-хоррор в частности) не была похоронена минкультом и другими кинокомпаниями ещё на 10 лет.

Видно, что люди не пилили бюджет, старались, вовсю цитировали мэтров жанра, только плохо и проявив 0 фантазии. Как нередко в последнее время бывает – картинка хорошая, а со сценарием, диалогами, актёрами – беда. Сохранить команду, что отвечала за картинку, декорации, спецэффекты, увеличить бюджет, и взять появившихся уже в нашем кино нормальных актёров, сценариста – и будет уже совсем другой разговор.

Остаётся только пожелать чтобы через пару лет мы бы увидели уже серьёзную работу над ошибками, которая бы успешно залетела на нетфликс, и все бы заворожённо смотрели за успехами полковника Прокопенко на станции “Заря-5” по борьбе с инопланетно инспирированной космической заразой.

Ещё несколько лет назад о том, что у нас будут снимать 1) космический сайфай 2) хоррор – хотя бы на таком уровне, нельзя было и мечтать. Так что, если у вас есть свободные полтора часа, вы можете попробовать дать этому фильму шанс и немного поддержать его рублём. Имея в виду всё вышеперечисленное и то, что это тот случай, когда трейлер лучше полнометражки.

 

Источник

Читайте также