Ходячие мертвецы, плотоядные упыри, зомби. Сейчас они наиболее популярны, чем когда-либо прежде. Я расскажу об истории зомби, начиная от Гаити и заканчивая сериалом «Ходячие мертвецы».

О зомби важно знать то, что они реальны, по крайней мере, по мнению практикующих гаитянское вуду. Одним из характерных религиозных убеждений вуду является то, что колдун может воскрешать мертвых и управлять этой нежитью.

Зомби в кино

В 1915 году США оккупировали Гаити. Именно отсюда зомби вошли в поп-культуру.

Фильм «Белый зомби» с Белой Лугоши в главной роли представляет самую традиционную гаитянскую версию зомби. Бела играет живущего в замке сумасшедшего мастера вуду по имени Murder. Его имя дословно переводится как «Убийство». Я не знаю, почему герои удивляются, когда он колдует. Но это как бы задает тон фильму, когда он сначала воскрешает мертвецов, а в финале они восстают против него и сбрасывают со скалы.

Прежде чем рассказывать дальше, мы должны определиться с термином «зомби».

Зомби – это не монстр Франкенштейна: монстр Франкенштейна сшит из частей тела разных трупов, а зомби – это один мертвец либо их группа, но действующие каждый самостоятельно.

Зомби – это не мумия: мумия – это тоже восставший мертвец, но обладающий разумом и, возможно, каким-то предназначением.

Зомби – это не страдающие бешенством люди, даже если они двигаются словно бешеные, но и бешеные тоже могут вести себя подобно зомби, как, например, в фильме Джорджа Ромеро «Безумцы»: такие люди не мертвы, они больны и потенциально могут выздороветь.

В 50-е зомби представили фантастическими существами, воскрешенными из мертвых инопланетянами. «План 9 из открытого космоса» — классический пример того, как инопланетяне прилетают на Землю и воскрешают мертвых.

Те зомби, какими мы их знаем сейчас, попали на экраны кинотеатров только в 1968 году — «Ночь живых мертвецов».

Джордж Ромеро отсылался не к гаитянским зомби, он отсылался не к вуду. На самом деле он придерживался фильма под названием «Последний человек на Земле». По сути, это была история человека, который остался один в мире вампиров. И именно отсюда Ромеро взял свою основную концепцию. В его фильме зритель впервые увидел плотоядных упырей, в которых сейчас мы узнаем зомби.

В своем фильме «Ночь живых мертвецов» Ромеро переиначивает их значение и способности. Впервые зомби становятся убиваемыми, если уничтожить их мозги, но в «Ночи живых мертвецов» они еще могут бегать, использовать инструменты и даже есть насекомых. Однако в этом фильме Ромеро устанавливает самое главное правило: зомби не могут думать! Они бродят совершенно бесцельно и жрут мясо. Если они тебя укусят, то ты станешь одним из них, и единственный способ убить их – уничтожить их мозги. «Ночь живых мертвецов» имела огромный успех! К сожалению, Ромеро и его команда не оформили авторские права на этот фильм и поэтому не разбогатели на нем, как могли бы.

Джордж Ромеро не собирался снимать продолжение. Но, когда к нему пришли итальянские продюсеры и предложили ему денег на один такой фильм, он пошел и снял его. В результате этого «Рассвет мертвецов» стал величайшим фильмом о зомби всех времен!

Весь фильм – невероятная сатира на потребительство! Впервые нам показывают зомби в той одежде, которую они носили при жизни: зомби-почтальон, зомби-клоун, даже зомби-кришнаит. Это действительно стало одной из главных фишек: теперь каждый, кто снимает фильм о зомби, знает, что половина успеха зависит от разнообразия, уникальности, причудливости зомбированных персонажей.

«Рассвет мертвецов» стал хитом! Несмотря на откровенную кровавую бойню, у фильма даже нет возрастного рейтинга. В фильме нет секса, ничего лишнего, только реки крови! Зрители влюбились в этот фильм!

Тем временем сами итальянцы параллельно занимались тем же самым. Фильмы о зомби, сделанные ими, не всегда имели какой-то смысл. «Седьмые врата ада» имеет не особо связный сюжет. Но он наполнен невероятными кровавыми эффектами и потрясающей атмосферой.

Возможно, благодаря им у Лючио Фульчи получился один из самых известных фильмов о зомби под соответствующим названием «Зомби».

В этой киноленте запечатлены действительно уникальные сцены. Например, когда зомби проламывает дверь, хватает женщину и прокалывает щепкой её глаз. Это, наверно, одна из самых жестоких сцен с повреждением глаз во всей истории кино!

Но, пожалуй, самые лучшие кадры с участием зомби, – они просто обязаны войти в анналы кинематографа, – на которых зомби дерется с акулой. Да-да, вы не ослышались! Лючио Фульчи действительно снял, как настоящий актер в гриме мертвеца дерется под водой с настоящей акулой! Она даже откусывает у зомби искусственную руку! У вас, наверное, тоже появилось это странное ощущение, когда не можете себе представить, под какой наркотой возникло то безумие, которое позволило решиться залезть в бассейн с настоящей акулой-людоедом и еще обменяться с ней парой подзатыльников!

К началу 80-х мувимейкеры зашли настолько далеко, насколько можно было себе представить.

Но в Новой Зеландии был молодой парень по имени Питер Джексон, который думал, что можно пойти намного дальше и сделать намного больше! Мы знаем его как режиссера киноэпопей «Властелин колец», «Хоббит», «Кинг-Конг», оскароносной ленты «Милые кости», но начинал он свою карьеру с нескольких кровавых, в какой-то степени тупых и второсортных фильмов, и «Живая мертвечина», пожалуй, его шедевр.

«Живая мертвечина» – одно из кровавейших из когда-либо снятых кино, а его финал, когда главный герой с газонокосилкой в руках бросается в целую толпу зомби, просто невероятен! Сцена заканчивается по колено в человеческих внутренностях.

Тем временем Джордж Ромеро продолжает работать над своей зомби-серией. Его следующий фильм «День мертвецов», наверно, одна из самых недооцененных его работ. К выходу «Дня мертвецов», образ зомби уже принял свою окончательную форму, поэтому Ромеро начал ее обыгрывать. В этом фильме доктор Логан по прозвищу «Франкенштейн» изучает подопытного зомби, дав ему имя Боб. Он пытается сделать из Боба полезного члена общества. Он обучает его: как бриться, как пользоваться оружием, как приветствовать. Это, по сути, интересный и правильный следующий шаг в развитии зомби-темы, но на тот момент зритель толком не понял, что подразумевал Ромеро. Смысл был в том, что Боб-зомби помнит фрагменты своей прежней жизни, что он на самом деле к концу фильма мог бы стать его главным героем.

После фильма «Ночь живых мертвецов» дорожки Джорджа Ромеро и его продюсера разошлись. Ромеро оставил за собой право на заголовок «Мертвецов», а партнер-продюсер – заголовок «Живых мертвецов».

И тут кинозрители получают «Возвращение живых мертвецов». Этот фильм приобретает комедийную сторону. Сценарий к нему написал и срежиссировал Дэн О’Бэннон, которого вы, возможно, знаете лучше по сценарию «Чужого». «Возвращение живых мертвецов» добавило в лор зомби одну маленькую, но очень важную деталь: «Возвращение живых мертвецов» – это первый фильм, в котором зомби хотят есть только мозги.

Но даже когда «зомби» стали синонимом ходячих мертвецов и грызущих кишки упырей, вышел фильм, который возвращался к корням гаитянского вуду. Это «Змей и радуга» Уэса Крэйвена. Это был не самый успешный фильм, но всё-таки он был необычен для своего времени. Я не припоминаю другие фильмы, которые затрагивают гаитянское вуду так, как это делает Крэйвен в «Змее и радуге». Тем более, что в его фильме к стулу прибивают достоинство главного героя … чего, знаете ли, не часто встретишь в кино.

Ближе к концу 80-х, началу 90-х зомби начали пропадать с киноэкранов, но они были всегда готовы к своему возвращению. И, я думаю, что оно произошло, вероятно, в фильме «28 дней спустя».

Дэнни Бойл тогда вернулся в Англию и снял малобюджетный фильм, одну из первых цифровых кинолент, показанных на больших экранах.

Возможно, технически «28 дней спустя» – не зомби-фильм. Можно бесконечно спорить об этом, потому что по сюжету фильма люди необязательно мертвы. Тут ближе всего тема бешенства: люди заражаются болезнью, которая переполняет их яростью, после чего они кусают здоровых, отчего те также заражаются. Но он показывает достаточно элементов, присущих зомби, что сыграло в его пользу.

За ним последовал «Рассвет мертвецов» Зака Снайдера – ремейк оригинального фильма Ромеро. Но тут есть нюанс: ремейк «Рассвета мертвецов» имеет возрастной рейтинг 18+! Ему было не суждено достичь той оригинальной кровопролитности «Рассвета мертвецов».

Но после «28 дней спустя», его сиквела «28 недель спустя» и «Рассвета мертвецов» зомби активно начали возвращаться на экраны.

Серия «Обитель зла» показала свои игровые версии зомби.

Джордж Ромеро также вернулся в строй: сначала он снял «Землю мертвых», за ним последовал фильм «Дневники мертвецов», который, по-моему, стал его последней успешной зомби-кинолентой.

Его последняя работа «Выживание мертвецов» многим не нравится. Фильмы Ромеро всегда были глубокими, интересными, актуальными.

Пока это все происходило, Роберту Киркману, автору комиксов, приходит в голову идея. Эта идея – зомби Джорджа Ромеро, точнее комикс Киркмана «Ходячие мертвецы», один из самых успешных комиксов, возможно, в истории, который представляет собой подробный пересказ всего, что когда-либо делал Джордж Ромеро.

Канал AMC не стал медлить с экранизацией комиксов Киркмана и запустил сериал «Ходячие мертвецы». На данный момент это один из крупнейших сериалов. 11 сезонов! Это невероятно! Он крупнее некоторых ситкомов! А это значит, что зомби просто так на этом не остановятся!

Почему зрителям нравятся зомби?

Я знаю, что многим нравится пощекотать свои нервы. Но я думаю, что на самом деле сейчас люди смотрят фильмы о зомби по той причине, что мы живем в довольно испоганенном нами самими мире, а фильмы о зомби представляют собой какой-то постапокалиптический сценарий выживания, словно всё намного проще, и…

Пиши в комментариях твои любимые фильмы о зомби!

Ты – один из тех редких любителей вуду-зомби, или ярый фанат Джорджа Ромеро?

Тебе нравятся быстро бегающие или медленно шаркающие зомби?

Через недельку я расскажу о чем-то совершенно другом, не менее крышесносном. С Вами был W! Всем удачи! До скорых встреч!

#зомби #кино

 

Источник

Читайте также