Три дня назад на стриминговом сервисе HBO Max, а также одновременно в кинотеатрах состоялась премьера новой хоррор-истории от Джеймса Вана под названием «Злое». Маститый режиссер, умело сочетающий в своей долгой карьере мейнстримные и жанровые направления, решил слегка отойти в сторону от развития киновселенной «Заклятия» и заняться созданием более личного (первая мысль о сценарии пришла от жены Вана), мелкого проекта, который в конечном итоге шокировал публику своим содержанием.
Главной героиней очередного малобюджетного ужастика на сей раз является медсестра по имени Мэдисон (Аннабель Уоллис), которая уже очень долгое время терпит нападки со стороны жестокого мужа (Джек Эйбел). Однажды ночью, после очередной его вспышки агрессии в дом супругов пробирается таинственная, злобная сущность — она убивает мужа и тут же нападает на Мэдисон. Потеряв ребёнка в результате этой атаки, женщина попадает в больницу, но уже через несколько дней решает вернуться домой и пытается жить дальше. Вскоре её начинают преследовать жуткие видения убийств, которые, как вскоре выясняется, происходят и в реальности.
В сценарном плане фильм лишен даже самого малейшего намека на какой-либо особый подтекст — сюжетная основа здесь максимально проста, как вы могли понять еще по синопсису, и оттого ее завязка может быстро наскучить искушенным зрителям, ожидавших получить обещанную новую формулу ужаса, как то гласит красочный слоган. Однако Ван нас ни в коем случае не обманул — ближе к середине фильма динамика здешних событий начинает уверенно набирать обороты, отстраняясь от классической концепции «зловещий дом — один призрак».
Тех, кто вытерпит столь неровный старт, дальше ждёт награда в виде резкой перемены жанра. В «Злом» появляется классический маньяк-монстр, да ещё и с необычным орудием убийства. Он традиционно оставляет за собой горы трупов, что достигает апофеоза в сцене резни в полицейском участке. Фильм умудряется удивлять своим нескончаемым потоком безумных идей, многие из которых стоит охарактеризовать в качестве некого вида пародии на весь смехотворный жанр слэшера в целом.
Как ни крути, Ван — приверженец олдскульного взгляда на создание атмосферных ужастиков. Это ощущается и в его режиссуре, и в том, как саркастически он прописывает свои мысли, умудряясь создать уникальную историю, в которой найдется место и действительно жутким моментам, и довольно-таки ироничными, а порой и вовсе идиотским сценам, высмеивающим долгий жанровый путь слэшера. Что, впрочем, придется по душе далеко не всем фанатам былых студийных проектов Джеймса, ведь его новая картина ощущается куда более причудливее и непривычнее.
Говоря по правде, «Злое» запросто мог стать очередным однотипным рассказом про коварных демонов, захвативших невинные души. В какой-то немалой степени подобные сценарные элементы в фильме присутствуют, куда же без вынужденных самоповторов. Ван компилирует знакомые приёмы, которые вместе всё ещё работают, и заодно аккуратно вплетает в повествование забавные отсылки к классическим фильмам ужасов минувшей эпохи. Да и по визуальной части проблем не наблюдается: видения Мэдисон, первая погоня за Гарбиэлем по заброшенном складу, решающая битва в полицейском департаменте — все эти сцены работают без промахов, создавая крутое напряжение.
Актерская игра в «Злом», может быть, порой граничит с категорией B-фильмов 80х годов, но будем честны, кто ходит на фильм Джеймса Вана для выступлений каста? Чего мы хотим, так это запекшейся крови и мурашек по коже, и в этом отношении его новый фильм совсем не разочаровывает. Даже если нам придется дождаться последней битвы, в которой и развернется главная бойня. Уровень ее жестокости с корнями уходит в раннее творчество Джона Карпентера.
До тех пор загадочный маньяк следует за бедной Мэдисон, пережившей многочисленные выкидыши и побои со стороны супруга. У Мэдисон сложное психиатрическое прошлое и таинственный компаньон-преследователь, обладающий навыками условного Джона Уика. Режиссер периодически оставляет своему зрителю различные подсказки, благодаря которым распознать финальный сюжетный поворот не составит особого труда. Но в данном случае куда более важнее подача материала, нежели его простоватая суть. Тут то Ван разошелся не на шутку, решившись припомнить и переплюнуть свою работу над культовой первой частью «Пилы», которая в свое время собственно и задала спрос на развитие torture porn (когда страдания персонажей на экране становятся искусством).