Злодеи не нужны: насколько сильно экранизация «Артемиса Фаула» будет отличаться от первоисточника

Смена мотивации, возраста и даже пола в адаптации романов Йона Колфера.

«Артемис Фаул», экранизация одноимённой серии романов ирландского писателя Йона Колфера, добиралась до экранов почти полтора десятилетия. Студия Miramax купила права на адаптацию ещё в 2001 году, но спустя несколько лет проект угодил в производственный ад и пробыл там добрую дюжину лет.

И даже когда «Фаул» всё-таки ушёл в производство, сделка по слиянию Fox и Disney отсрочила премьеру ещё на год. И вот теперь, когда первый трейлер будущего фильма появился в сети, многие фанаты первоисточника наверняка пожалели, что проект не застрял в этом самом аду навеки.

Даже по двухминутному ролику становится понятно, насколько сильно фильм будет отличаться от первоисточника. Рассказываем, как всё было в книге.

О чём книга

Артемис Фаул — 12-летний наследник преступной династии и вундеркинд. Его отец давно пропал в результате несчастного случая, а мать от горя сошла с ума, так что теперь за ним присматривает телохранитель по имени Дворецки.

Артемис подозревает о том, что волшебные существа, о которых говорят в легендах, вроде эльфов, вполне реальны. Однажды ему в руки попадает Книга, содержащая знания об этом народце — оттуда он узнаёт, что раз в год они выбираются на поверхность, чтобы восстановить волшебную силу. В этот момент они беззащитны, так что Фаул придумывает коварный план.

Вместе с Дворецки он похищает Элфи Малой, офицера подземной полиции ЛеППРКОН, как раз когда та восстанавливает силы во время ритуала. Артемис планирует обменять её на тонну золота. К поместью Фаулов прибывает отряд ЛеППРКОН, которым руководит майор Джулиус Крут. Начинается осада.

Артемис — не злодей

Когда мы впервые встречаем юного Артемиса Фаула в книге, он уже два года управляет семейным бизнесом после исчезновения своего отца, и успел заработать за это время свыше 15 миллионов фунтов.

Артемис умён, образован и уверен в себе, он прекрасный стратег и компьютерный гений, и он уже порядком устал от того, что люди недооценивают его и списывают со счётов, принимая за обычного мальчишку.

Злодеи не нужны: насколько сильно экранизация «Артемиса Фаула» будет отличаться от первоисточника

Однако, судя по трейлеру и комментариям режиссёра Кеннета Браны, постановщика «Тора», «Убийства в «Восточном экспрессе», на экране нас ждёт история становления героя, и впервые мы встретим Артемиса ещё до того, как он ступил на кривую дорожку и превратился в гения криминального мира.

Более того, трейлер не гарантирует, что мы в принципе увидим превращение Артемиса в преступника. В оригинале он поначалу был именно злодеем, жестоким, надменным и целеустремлённым, его интересовали только выгода, деньги и золото. Потребовалось несколько книг и влияние его новой подруги Элфи Малой, чтобы Артемис из откровенного плохиша превратился хотя бы в антигероя, союзника и защитника волшебных существ.

Артемисом из фильма с самого начала будут руководить более благородные мотивы. Судя по трейлеру и синопсису картины, главная цель мальчика — это спасение его таинственным образом исчезнувшего отца, и именно ради этого, а вовсе не ради одной тонны двадцатичетырёхкаратного золота в маленьких слитках без маркировки, Фаул-младший ввязывается в противостояние с эльфами.

Таким образом, вместо весёлой, авантюрной и атмосферной истории, которую сам автор характеризует как «Анти-Гарри Поттер» и «Крепкий орешек с эльфами», мы можем получить стандартный ориджин очередного супергероя, этакий «Бэтмен: Начало» или «Люди в чёрном» с эльфами.

Элфи помолодела

По книгам, Элфи — уже достаточно устоявшаяся, сформировавшаяся, а самое главное, полностью взрослая героиня. Согласно описаниям самого Колфера, у «Элфи Малой светло-коричневая, под цвет ореховой скорлупы, кожа, коротко стриженные рыжие волосы и карие глаза. […] Она унаследовала от матери пылкий темперамент и стройную, гибкую фигуру. […] Рост ровно метр, на какой-то сантиметр ниже среднеэльфийского стандарта».

Для фильма же создатели осознанно омолодили Элфи — актриса Лара МакДоннел в лучшем случае на пару лет старше исполнителя роли Артемиса Фердии Шоу. По словам Кеннета Брана, сделано это для того, чтобы показать Артемиса «менее изолированным».

Самое главное, в книгах знакомство Элфи с Артемисом началось с того, что Артемис и Дворецки похищают эльфийку и требуют за неё выкуп золотом. И пусть в дальнейшем герои сближаются и именно под влиянием Элфи Артемис из откровенного злодея превращается в союзника нижнего народца, в начале их отношений лежало именно похищение.

Что же говорит Артемису Элфи во время их знакомства в трейлере? «Я — Элфи Малой, твоя союзница по ту сторону». Интересно, как теперь создатели объяснят, почему по фильму Элфи будет помогать Артемису и Дворецки во время осады поместья силами ЛеППРКОН?

Мульч Рытвинг

В книгах гном Мульч Рытвинг — вор и клептоман, который ещё в самом начале романа попадает за решётку. Глава ЛеППРКОН майор Крут отправляет Рытвинга в поместье Фаулов, чтобы тот разнюхал, откуда Артемис столько знает о подземном народце.

Мульч — единственный, кто способен это сделать, поскольку давно отказался от своей волшебной силы и может безнаказанно пробираться в чужие дома без приглашения (остальные представители волшебного народца так не умеют). Однако гном инсценирует свою смерть и сбегает, потому что не хочет после конца операции возвращаться обратно в тюрьму.

Однако в трейлере складывается ощущение, что Рытвинг всё время работает на Артемиса — он называет его своим нанимателем в начале трейлера и присутствует при штурме поместья в его конце.

Вряд ли на экране нам покажут и описанный в книге способ передвижения гномов под землёй. По Колферу, гномы копали свои туннели, широко распахивая рот, заглатывая почву, молниеносно пропуская её через свой пищеварительный тракт и выбрасывая переработанные отходы со стороны, противоположной пасти. А ещё они периодически сбрасывали излишки газа из кишечника, поскольку в поглощаемой ими почве содержится значительное количество воздуха.

Отец Артемиса

Судя по трейлеру, в фильме, как и в книгах, история Артемиса начнётся с неожиданной пропажи его отца, после которой мальчик вынужден был вступить во владение семейным делом и срочно восстанавливать семейное достояние после ряда ошибочных действий своего предшественника.

Именно это обстоятельство в первоисточнике и подтолкнуло Артемиса Второго на начало злодейской карьеры, которая за пару лет принесла ему свыше пятнадцати миллионов фунтов.

Вот только по книгам Артемис Фаул-старший был суровым деятелем преступного мира, возглавлявшим империю, протянувшуюся от доков Дублина до закоулков Токио. Именно он научил сына ценить золото превыше всего, потому что «золото — это власть».

Однако в какой-то момент Фаул-старший решил выйти из тени и заняться законным бизнесом и вложил большую часть семейных капиталов в транспортные перевозки. Как раз рухнул Советский Союз, и Фаул-старший решил, что за бывшим Железным занавесом его ждут миллионы платёжеспособных покупателей, жаждущих скупить все до единого товары с загнивающего капиталистического Запада.

Поэтому, до отказа набив трюм своего флагмана «Звезда Фаула» бочонками с «Колой», Фаул-старший отправился в Мурманск. Однако до цели папаша так и не доплыл — когда корабль уже заходил в мурманский порт, в него угодила ракета «стингер», выпущенная русскими мафиози, не шибко обрадовавшимися перспективе конкуренции с западными дельцами.

Грузовоз взлетел на воздух, а Артемис Фаул Первый был объявлен пропавшим без вести. Многие сочли его мёртвым, и лишь сын отказывался хоронить отца. Даже телевизоры в его кабинете два года подряд 24 часа в сутки показывали новости CNN — юный Артемис наивно ждал вестей о чудесном спасении папы.

Однако в самом начале «Миссии в Арктику» Артемис получает по электронной почте видео, на котором запечатлён его отец, помятый, потёртый и лишившийся одной ноги, но вполне живой. Ознакомившись с видео, Артемис мгновенно понимает, что скоро у него запросят выкуп, и начинает разрабатывать план по спасению родителя.

В трейлерах же его отца называют известным на весь мир коллекционером, который только подозревается в ряде громких краж предметов искусства. А когда отца похищают, и таинственный голос по телефону требует вернуть то, что их интересует в обмен на жизнь Артемиса-старшего, Дворецки рассказывает Артемису-младшему, что у его отца «нетривиальная» профессия — долгие годы он стоял на страже великих тайн, оберегая человечество от угроз из другого мира.

ЛеППРКОН теперь командует женщина

Ещё перед началом съёмок Disney объявил, что роль главы Корпуса Особого Назначения Подземной Полиции майора Крута, которого в книгах описывают как хмурого, краснощёкого и вечно смолящего сигары мужика, отошла Джуди Денч (М из фильмов про Бонда).

Причём директор фильма по кастингу Люси Беван в интервью The Hollywood рассказала, что в сценарии картины Крут ещё оставался мужчиной, но она почувствовала, что в условиях изменившегося общественного климата она просто должна отдать эту роль женщине и пригласила Джуди.

«Да, по книгам Крут — мужчина, а Джуди Денч никак нельзя принять за мужчину, — признает режиссёр фильма Кеннет Брана. — но в то же время всегда можно сказать: «Это же фейри!» так что какая разница, женщина-фейри или мужчина? Мы спросили Йона, можем ли мы сделать такое изменение, и он полностью нас поддержал».

С одной стороны, глупо возражать против присутствия в фильме Джуди Денч, тем более, что ей уже не в первой руководить секретной службой. Вряд ли справиться с Эльфи Малой сложнее, чем совладать с Джеймсом Бондом, вот только есть один нюанс.

По книгам Элфи — первая женщина-полицейский за всю историю спецкорпуса, и это обстоятельство оказывает на неё громадное давление. По словам того же Крута, Элфи является не просто полицейским, но эталоном и образцом для подражания новых поколений эльфийских девочек, так что она должна на голову превышать своих коллег, а её послужной список должен оставаться безупречен.

Но появление начальницы-женщины существенно меняет мотивацию Элфи. Конечно, едва ли Крут в исполнении Денч станет сильно мягче в отношении с подчинёнными, и всё же, пробивать себе дорогу наверх в чисто мужской компании и при начальнике-женщине — едва ли аналогичные по сложности задачи, а значит, экранная Элфи моментально теряет часть крутости.

Сюжет

Когда пять лет назад «Артемис Фаул» только вынырнул из производственного ада и собирался отправиться на съёмочную площадку под чутким присмотром братьев Вайнштейнов, а последнюю версию сценария написал Майкл Голденберг, Disney говорил, что сюжет фильма будет основан на первых двух романах Колфера.

С тех пор «Артемис» лишился всякой связи с Вайнштнейнами и обзавёлся новым сценарием и съёмочной группой, а создатели картины перестали говорить о том, что экранизируют сразу две книги в одной. Однако по факту в трейлере мелькают отдельные намёки и на оба романа, и даже на предшествующие им события. Недаром же Брана в интервью обмолвился, что снимает ориджин.

По книгам отец Артемиса исчез за пару лет до событий первого романа, а вся затея с похищением Элфи и требованием выкупа была никак не связана с освобождением старшего Фаула — младшему просто было нужно золото волшебного народа.

Судя же по трейлерам, Артемис практически сразу узнает о том, что его отец жив, а вся заварушка с волшебным народом обусловлена именно тем, что в обмен на жизнь отца Артемис обязан выкрасть какую-то ценную безделушку фейри.

Слова творца

Сам Колфер, по его словам, активно поддерживает все изменения, внесённые в первоисточник, и даже жалеет, что до некоторых не додумался сам.

Общаясь с изданием The Guardian в декабре 2019 года, Колфер рассказал, что на тот момент видел примерно треть фильма и считает, что съёмочная группа придерживается первоисточника. В недавнем интервью Polygon писатель был более многословен.

Сценаристы добавили в повествование одну вещь, о которой я теперь жалею, что не додумался сам, она делает историю гораздо интереснее. В сценарии есть ещё много отличий от книг: все эти смены пола персонажей, изменения сюжета и предыстории персонажей — я на 100 процентов поддерживаю это всё.

На мой взгляд, инклюзивность — это прекрасная вещь, и я целиком и полностью за все эти изменения, если они означают, что работу получит лучший кандидат. Иногда персонаж настолько укореняется в общественном сознании, что публика в штыки принимает любые изменения, но на самом деле большинство персонажей можно поменять без вреда для повествования.

Йон Колфер
писатель

Как правило, выражение «книга лучше» точно описывает разницу между литературным первоисточником и его экранной адаптацией. Однако в случае с экранизацией «Артемиса Фаула» складывается впечатление, что кинематографисты не просто перекроили книжный сюжет по своему вкусу, но и параллельно выкинули из сценария всё то, что и сделало серию такой популярной. Окончательно это станет понятно лишь после премьеры, но пока веры в то, что мы увидем на экране именно того Артемиса Фаула, каким он должен быть, нет.

 

Источник

Читайте также