Заранее извиняюсь за качество скриншотов. К сожалению, сериал не выходил на BluRay, и поэтому пришлось довольствоваться сжатым DVD-рипом.
Сиэттл. Наши дни. На окраине города стоит особняк “Алая Роза”, построенный более полувека назад. Местные обходят его стороной, ибо про этот дом ходят страшные слухи. Дом был построен на заре 20 века финансовым магнатом Джоном Римбауэров в качестве свабедного подарка для своей жены Эллен; и в течении последующих сорока лет его обитатели либо бесследно исчезали (в основном — женщины) либо загадочно умирали (в основном — мужчины). До сегодняшнего дня дом оставался пустым и безмолвным, но, тем менее, какая то сила внутри него всё равно призывала к себе случайных посетителей. И теперь, чтобы положить конец его тайнам, а заодно доказать существование потусторонних сил профессор университета Джойс Реардон собирает экспедицию из экстрасенсов и прочих всесторонних личностей и отправляется в злополучный особняк…
“Особняк “Алая Роза”” — вторая совместная работа сценариста Стивена Кинга и режиссёра Крейга Баксли для ТВ (первая — “Буря столетия”), и, наверное, единственная, которая не имеет за собой первоисточника или хотя бы книжной адаптации. Вышел он в 2003 году на телеканале “Sci-Fi”, и, несмотря на благосклонную критику, особой славы не снискал. Что интересно, в оригинале мини-сериал состоял из трех серий, в то время как для официального издания в России на VHS и DVD его смонтировали до двух.
В этом мини-сериале Кинг обращается к теме “дома с привидениями”, но, только в отличие от его знаменитого “Сияния”, “Особняк…” больше смахивает на оммаж к классическому произведению “Призрак дома на холме” Ширли Джексон. Например, их роднит идея, что источником зла может быть сам дом, а не его прежние владельцы. Вот только если работа Джексон балансировала на грани с психологией и неоднозначностью событий, то “Особняк…” прямолинеен настолько, насколько это возможно.
Кинг не просто рассказывает про очередной дом с привидениями; он отождествляет особняк с раковой опухолью, которое сеет за собой лишь смерть и которому нужно постоянно расти и расти; или с чудовищем, заманивающим к себе случайных путников, чтобы насытиться их душами. Забегая вперёд, скажу, что нам так и не расскажут почему “Алая Роза” начала убивать людей — просто в один прекрасный момент (а точнее, ещё во время стройки) началась волна странных смертей, и чем их было больше, тем сильнее дом “влиял” на семью Римбауэр. В какой-то момент Эллен поймёт, что дому нужно “расти”. До каких пор не ясно, но это и не важно — “Алая Роза” должна расцветать. А пока ей нужны жертвы. Ей нужны души. Чем больше душ, тем больше сил.
В затяжном флэшбеке не без сопутствующих тревог нам расскажут как ценность семьи Римбауэр рушилась на их глазах — пока гости, слуги и даже дети таинственно исчезали в стенах особняка (а потом возвращались в виде пугающих привидений), глава семьи предавался “вольной жизни”, а его жена сходила с ума и из милой и доброй домохозяйки превращалась в одержимую психопатку, которая слепо следовала воле “Алой Розы” (и даже дойдёт до убийств).
Кстати, впоследствии всё та же команда (кроме Кинга) снимет ТВ-фильм “Дневник Эллен Римбауэр”. Это приквел, который должен поподробнее рассказать о том, как семья Римбауэров дошла до жизни такой, и почему “Алая Роза” начала убивать. Насколько сильно фильм раскрывает завесу тайн, упомянутых в сериале, сказать не берусь — я его не смотрел.
В остальном же “Алая Роза” — типичный Кинг. Если вы до этого смотрели или читали его самые значимые произведения, то перед просмотром мини-сериала уже заранее сможете угадать типажи здешних персонажей. Внешне спокойная, профессиональная, но внутри — нервная, властная и одержимая (в психологическом плане) героиня-злодейка — есть. Весельчак, который до последнего старается казаться самым адекватным в команде? Есть. Маменькин сынок, который будет всех раздражать своим нытьем и занудством? Есть. Религиозная фанатичка? Есть. Простушка на закланье? Есть. Властная мамаша? Конечно.
Главной же звездой станет девочка-аутистка, обладающая безграничной паранормальной силой — и мысли читает, и мебель двигает, и разрушения устраивает, и воду замораживает, словом — всё, только летать не умеет. Ну а как без этого? Кинг верен своим канонам (кстати, сам маэстро тут засветился на несколько секунд, и сцена с ним довольно забавная).
Но это не значит, что герои здесь — ходячий набор кинговских шаблонов. Точнее, это не есть плохо. Да, за исключением главных героев, все остальные, как кажется, нужны для того, чтобы бесславно умереть и показать зрителю, насколько опасной кажется “Алая Роза”; зато те, что в центре внимания, пройдут через сюжет, чтобы в конце, переступая через собственные страхи или пороки встретить финал абсолютно другими людьми. Они не хотят бегать по всему дому и ловить монстров, потому что боятся; они хотят выжить и хотят понять, что же делать, но обилие тайн и нерешённых вопросов пугает их сильнее любого призрака. Несмотря на их предсказуемый характер и образ мышления мы, почему-то, продолжаем за ними следить в ожиданий какого-нибудь кризиса, который либо сплотит их, либо разлучит.
С другой стороны тут есть кого запомнить. Главная героиня — Джойс — легко выделяется за счёт своей импульсивности и притворном спокойствии, хотя кажется что и ей не хватает какой-то предыстории. Её парень/муж/любовник по имени Стив (потомок Римбауэров) слишком правильный и честный, но даже он легко теряется на Эмери — того самого “толстяка”, который будет всех бесить своим душным характером; при этом, на фоне остальной команды, он, кажется, лучше всех понимает, что происходит.
Но основным героем для Кинга станет та самая девочка-аутистка-ведьма по имени Энни, и назвать её персонажа интересным у меня при всём желании не получится. Да, в угоду драмы её сделали “ненормальной” (99 процентов времени она либо мычит, либо молчит); да, основной сюжетный конфликт вращается вокруг её способностей и именно она “воскресит” “Алую Розу”, чтобы та смогла поужинать незваными гостями; но, как по мне, интереса она не вызывает. Всё, что можно про неё сказать после просмотра — она умеет вызывать каменный дождь и превращать воду в вино… простите, в лёд.
Но у мини-сериала есть козырь, который при всех недостатках ТВ-формата может заставить зрителя смотреть его до победного конца — атмосфера. Чтобы вы понимали, здесь не душераздирающий хоррор, и здесь нет скримеров и шаблонных “пугалок” — вместо этого вокруг героев витают неизвестность и непроглядная мгла, за которой может прятаться всё, что угодно. Особую роль играет и сам “особняк”, из которого Кинг выжал по максимуму, чтобы сделать из него настоящий обитель зла.
Винтажная обстановка, огромные, богато украшенные залы, длинные тёмные коридоры, множество маленьких и не очень уютных комнат, пыль, грязь, паутины и прочие атрибуты “заброшенных” домов навевают если не жуть, то необъяснимую тревогу, особенно если остаться там одному, ночью. А если ещё знать, что за каждым углом тебя может ждать привидение (выглядят они тут, кстати, жутко) или чего похуже, то можно вообще умереть от страха.
Внешне особняк выглядит эстетически приятно, и на мой взгляд “Алая Роза” вообще самый красивый дом из всех виденных мною в фильмах. Обвитые плющом кирпичные стены, большие, украшенные разноцветной мозаикой окна, жуткие узоры на фасаде, башенки, острые черепичные крыши, навевающие ассоциацию с замком или древней крепостью… При этом особняк достаточно огромен, и чтобы его обойти потребуется, как минимум, полдня. Создатели то и дело перемешивают повествовательную часть с “обзорной”, словно показывая нам, что за внешней привлекательностью и архитектурной гротескностью скрывается настоящее необъяснимое зло. Да-да, вас ждёт настоящий визуальный пир.
Интересный момент — за весь сериал авторы так и не покажут, каким образом герои погибали в стенах “Алой Розы” (за парой исключений) — они просто исчезали за кадром, напоследок увидев что-то до смерти пугающее; или же их “забирали” привидения — а те ещё и говорили, и зачастую что-то неприятное. Возможно, сказался куцый бюджет, но даже если так, то авторы умело выкрутились, оставляя зрителю право самому додумывать, что же происходило с жертвами в момент их смерти. Спойлер — кишков и крови не будет.
И всё же здесь хватает жутких моментов. Навскидку могу вспомнить ожившую статую Эллен Римбауэр, или беготню Эмери по темным коридорам, или призрак девочки с “цыплячьей” рукой; да даже флэшбеки про Римбауэров вызывают если не страх, то необъяснимую тревогу, особенно если знать, что смерть всегда была рядом с героями. Ещё впечатляла одна из финальных сцен, где все призраки “Алой Розы” собираются вокруг своей последней жертвы, чтобы забрать её с собой. Также создатели любят “включать” на заднем плане классические мелодии Глена Миллера или “A Summer Place”, добавляя и без того к напряжённой атмосфере безумный оттенок эстетики.
И всё же у сериалов хватает минусов. Так как “Алая Роза” снималась для ТВ на лицо и скудный бюджет, и блеклая картинка, и средняя актёрская игра (хотя некоторые и правда старались), и никакие спецэффекты — призраки хоть и выглядят внушительно, их грим сейчас выглядит не очень убедительно, а про их компьютерные модели и вовсе хочется забыть. По-настоящему страшных моментов тут мало, кое-какая часть серьезно провисает, и поэтому Кингу пришлось заполнить хронометраж разговорами и выяснениями отношений — особенно это заметно в третьей серии. С другой стороны, назвать сериал скучным у меня не получится — за разговорами кроется раскрытие персонажей или нагнетание и без того жуткой атмосферы, а за интерьер дома я готов простить всё.
Если же вы готовы пожертвовать качеством исполнения ради атмосферы, сюжета и “Кинговского обаяния”, то сериал вам понравится. В конце концов, это ещё одна неплохая, местами оригинальная, местами шаблонная история про дом с привидениями, после которой вам вряд ли захочется исследовать какую-нибудь заброшку на краю города. А уж навязчивую “A Summer Place” вы точно не забудете. Как и не забудете “Алую Розу”.
Спасибо за внимание.