«Жизнь на Диком Западе меняет людей … в буквальном смысле»: Обзор фильма «Тем больнее падать»

Потенциально достойный «черный вестерн» о мести, оказавшийся чрезмерно пафосной афрокомедией.

«Жизнь на Диком Западе меняет людей … в буквальном смысле»: Обзор фильма «Тем больнее падать»

Неделей ранее на стриминговом сервисе Netflix состоялась премьера необычного вестерна от режиссера-дебютанта Джеймса Сэмюэля под названием «Тем больнее падать». Уникальность этого проекта прежде всего заключается в его предельно толерантном кастинге, согласно которому на роли центральных персонажей, чьи образы по большей части основаны на действительно существовавших исторических личностях, были отобраны исключительно цветные актеры. В том числе звёздного калибра, среди которого присутствуют Идрис Эльба, Реджайна Кинг и Делрой Лендо.

Сам чёрный вестерн —далеко не самый популярный жанр, появившейся ближе к 1970-ому году в качестве этнической альтернативы классическим картинам о стрелках диких земель. Изначально фильмами подобного направления выступали «Отряд», «Томасин и Бушрод», «Джошуа», в концептуальной основе которых неизменно лежали темы борьбы за собственные права и массового расизма. Однако особого успеха такие ленты в свое время не снискали, и даже после громко прогремевшего «Джанго Освобожденного» Квентина Тарантино киноделы не решались встать на путь возвращения к столь социально-острой форме вестернов.

Сюжет «Тем больнее падать» вновь переносит нас на бескрайние просторы Дикого Запада. Безжалостный глава преступной банды по имени Руфус Бак (Идрис Эльба) со своим напарником убил родителей маленького Нэта Лава (Джонатан Мейджорс), а мальчика оставил в живых, вырезав ему крест на лбу. Спустя двадцать лет Лав вырастает в самого разыскиваемого налётчика банков и расправляется с одним из давних обидчиков, правой рукой Руфуса. Однако вскоре Нэт узнаёт, что сам Бак, который должен мотать пожизненный срок, вот-вот выйдет на свободу благодаря сделке с правительством.

Вместе с ярко поставленной вступительной сценой дуэли в церкви и красочными начальными титрами под трек Кида Кади задаётся предельно динамичный стиль повествования, однако уже к первому часу хронометража множественные задатки крепкого, олдскульного вестерна мигом развеиваются. Персонажи местной истории предпочитают кривляться при помощи максимально идиотского юмора, тем самым превращая мощно начавшийся рассказ с классической для жанра темой мести в абсурднейшую и чрезмерно пафосную афрокомедию, которая сама до конца не понимает, о чем же она хочет нам рассказать.

Сэмуэл, несомненно, обладает очень интересным вкусом и достаточно виртуозным мышлением для новичка в своем деле, но в плане стремления показывать всех героев с максимально крутой точки зрения он явно заигрался. Этот чересчур пафосный проход освободившегося от цепей Руфаса Бака в поезде, камера, бессмысленно закрепленная на револьвере в момент избиения, растянутое ограбление банка и финальная битва, больше напоминающая масштабную театральную постановку, нежели по-настоящему зрелищную кульминацию: всё смотрится и воспринимается предельно карикатурно. Причем это не ограничивается одной только визуальной частью, но и сильно отражается в диалогах персонажей, которые будто бы находятся в ближайшем гетто-районе. Неспособность погрузиться в рамки здешнего мира также усиливается общей эстетикой альтернативного Дикого Запада — улицы пустынных городов буквально блестят от чистоты, стиль одежды местных ковбоев напоминает лучшие наряды Guchi, револьверы каждого третьего героя смотрятся как реквизит со съёмок рэп-клипа, а в одном из мимолетных кадров и вовсе проскакивает современное, модное кресло, на котором гордо раскачивается шериф мелкой провинции.

Сюжетная часть, основанная на долгом пути к мщению, сработала бы гораздо эффектнее, исключи из нее большую часть второстепенных героев, чье участие не несет за собой даже самого минимального смысла. Все побочные лица здесь нужны только для того, чтобы в нужный момент отдать концы. В этом плане у искусственного растягивания хронометража имеется закономерное последствие — потеря саспенса вместе со всем интересом к происходящим события. Казалось бы, у фильма вполне стандартные для развлекательного формата два часа истории, но ощущаются они как пять, если не больше. Особенно чётко это ощущается во время решающего сражения, когда ты уже окончательно теряешь связь с фильмом и попросту перестаешь понимать, что за цирк воцарился на экране.

Экспериментальная картинка «Тем больнее падать» порой напоминает расширенный музыкальный клип, нежели целостное и захватывающее кино. Поэтому несмотря на привлекательные стилистические ходы, местный сюжет действительно умудряется навеять тоску. При своем довольно-таки стремительном развитии история ни коим образом не цепляет, попутно не позволяя талантливому касту проявить себя в полной красе. В особенности это касается главного антагониста в лице Идриса Эльбы, источающего из себя невероятную харизму. Финальный твист пытается скрасить впечатлении о персонаже, придав его образу больше трагичности и эмоциональной проработки, и открывшись бы его тайна до начала последней битвы, динамика бы от этого лишь усилилась.

Вопреки многим предубеждениям, которые наверняка успешно сложились у аудитории после прочтения слогана «афро-вестерн», стоит принимать во внимание тот очевиднейший факт, что подобные фильмы имеют право на существование, и более того уже имеют при себе достойных представителей среди минувших десятилетий. Другое дело, что в тех, прошлых картина всегда присутствовала сбалансированная манера подачи заглавных тем. «Тем больнее падать» же является безумной смесью всевозможных авторских стилей, которая вызывает одно сплошное недопонимание. А вот что хочется похвалить, так это крайне запоминающийся саундтрек. Кто бы что не говорил про неуместный жанр подобранной музыки, она здесь порой умудряется грамотно сплестись со значением некоторых сцен, подчеркнув их смысловую нагрузку, и это, несомненно, вызывает некое уважение по отношению к режиссерскому мышлению. До своего первого полного метра Сэмэуль снял сорокаминутную короткометражку под названием «Они умрут до рассвета», вследствие чего впечатлил многих голливудских продюсеров и взялся за разработку полноценного фильма для стримингового гиганта. В плане усердного стремления проявлять креатив и огромного запаса творческой энергии ругать этого человека чертовски сложно.

Занятно, что при всей блеклости и неровности здешнего рассказа, «черный вестерн» всё еще имеет большие шансы на полноценную реинкарнацию в современной киноиндустрии. Ведь стоит взглянуть на обратную сторону критики, где оценки «Тем больнее падать» от западных рецензентов сейчас находятся на высокой планке, зрители также голосуют за работу Сэмэуля просмотрами и положительными отзывами. И их можно понять, учитывая нынешние тенденции в продвижении толерантного кино на совершенно новый уровень. Сейчас острая тема BLM как никогда актуальна, и такие фильмы будут появляться на стриминговых площадках в ещё большем и большем количестве.

Возможно, ещё больше крупных студий теперь заметят Джеймса Сэмуэля и возьмут его имя на серьёзную заметку. Однако всё это не отменит того, что грядущие картины подобного направления будут целиться в сторону определенной зрительской аудитории, зная, что сценарий необязательно прорабатывать до достойного уровня — нужно всего то заманить к себе звездный состав и сделать ставку на симпатичную картинку, забыв об увлекательным и стоящем нашего внимания сюжете.

#тембольнеепадать #netflix #вестерн #новинки #чтопосмотреть #обзор #рецензия

 

Источник

Читайте также