Прошлой зимой писал рецензию в рамках конкурса на ivi. Отличный повод вспомнить не только отличный фильм, но и восполнить пробелы в блоге на DTF.
«Жизнь Адель» — фестивальное кино. А значит, что работа Абделатифа Кешиша в целом сложнее, чем среднестатистический фильм с привычным для массового зрителя повествованием; требует от смотрящего максимальной концентрации и имеет ряд особенностей, с которыми следует просто смириться. Лента медлительная, размеренная, имеет хронометраж в три часа, а её значимая нарративная нагрузка приходится не только на диалоги, но и на визуальное повествование. При всём при этом действия персонажей порой совсем не очевидны, и, например, важную для понимания истории фразу вполне можно пропустить мимо ушей или счесть за белый шум. Иными словами, «Жизнь Адель» — кино не для всех, но если всё вышеописанное вас не пугает, то, возможно, обладатель «Золотой пальмовой ветви» 2013-го года окажется для вас настоящим открытием.
Мне же «Жизнь Адель» подарила уникальное впечатление: когда после просмотра ты абсолютно точно понимаешь, что увидел нечто выдающееся, настолько мощное, но при этом не до конца осознаёшь, что именно вызвало эффект разорвавшейся бомбы. И это при условии, что я себя считаю человеком достаточно насмотренным, и непонимание того, как функционирует кино, принял за личное поражение. Продлилось оно, правда, недолго, и пара часов тщательного обдумывания увиденного оказалось достаточно, чтобы собрать все элементы паззла воедино.
Первое, что делает режиссёр — ведёт повествование от лица главной героини. Нечто подобное можно было увидеть в недавнем «Джокере», когда максимальная фокальность истории достигалась отсутствием сцен без его участия. Буквально всё, что видит и слышит зритель, видит и слышит персонаж. Вкупе с объёмной первой половиной фильма, где тщательно формируется образ Адель и её окружения, в дальнейшем, когда события начинают активно развиваться, все переживания главной героини воспринимаются острее. Достигается максимальный эффект синергии. Ты понимаешь, чего она хочет, чего боится, что для неё важно, а что не очень, почему она сказала или сделала это, а не то.
Вторая ключевая особенность картины заключается в том, что сам нарратив построен таким образом, что к очередной ключевой сцене зритель подходит во всеоружии, с той информацией, которая обеспечит ему интерес во время просмотра. И буквально всё, что есть в фильме на три часа, так или иначе работает либо на движущую идею всей истории, либо на какие-то конкретные ключевые сцены. Например, не секрет, что около двадцати минут хронометража занято очень чувственными и откровенными постельными сценами. И, казалось бы, вырежи их или сократи до стандартных объёмов на секунд тридцать — ничего не поменялось бы. На самом деле, нет. Поменялось бы, и ещё как. Во-первых, сексу и без того посвящено очень много внимания. Он является одним из определяющих элементов в понимания социального подтекста истории. То есть, имеет связь с движущей идеей, работает на уровне макродраматургии. А, во-вторых, когда происходят сюжетные поинты, так или иначе затрагивающие половую жизнь главной героини, зритель будет точно понимать, ради чего Адель совершает те или иные действия. То есть, постельные сцены работают и на уровне микродраматургии. И так устроен лишь один элемент, а таких в картине много.
Нельзя забывать и о тех вещах, что лежат на поверхности. Фильм попросту красиво снят. Он рассказывает историю образами и метафорами, не боясь быть непонятым. Например, одна из сцен общения главной героини с персонажем Лии Сейду, когда обе рассказывают что-то о себе и это «что-то» оказывается разным, сопровождается демонстрацией двух одинаковых деревьев в одно и то же время года, но с отличающейся по цвету листвой. Или ещё в пример можно взять сцену вечеринки людей искусства во дворе, когда на фоне идёт старенький чёрно-белый фильм со светским обществом в кадре, проводя явную параллель.
Как оказалось, всё гениальное просто. Если отказаться от специфичной терминологии и вывести за скобки нарративные особенности, фильм «Жизнь Адель» попросту талантливо написан и профессионально снят. С пониманием того, как работает хорошее, глубокое кино, как функционирует драма и что нужно сделать, чтобы вызвать в зрителе эмоциональный отклик. А актёрский дуэт Лии Сейду и Адель Экзаркопулос, заслуженно получивший признание в Каннах, отлично завершает композицию проникновенной, чувственной и правдоподобной работой.
Другие мои работы — тык