Каково это — оказаться в хаосе и выстоять в нём.
Началось всё с «Василисы», истории пожилой женщины, что потеряла своего мужа в странном городе, зависшем на краю гибели. Местная система власти выстраивает в мегаполисе огромные башни, что-то вроде оружия массового поражения, которые вот-вот уничтожат его бунтующих жителей.
История города продолжается в игре «Маргинальное действие» — события происходят в другом районе: благодаря местному театру время там застыло за секунду до катастрофы, а главному герою предстоит решить участь местного населения.
И вот в Steam вышла «Очередь», третья игра в серии, рассказывающая историю девушки Ангелины из уничтоженого восточного района мегаполиса, которую вместе с другими жителями власти согласились переселить в новые дома. Все они покорно выстроились в огромную очередь и начали превращаться из людей в нечто иное.
Последние две игры харьковского художника, что зовёт себя Mact, выполнены в необычном стиле коллажа, причём частично игры состоят из сохранённых картинок подписчиков паблика автора. Несколько месяцев назад мы уже общались с ним: узнали, что его игры в некоторой степени отражают «нелёгкий социальный процесс» вокруг Украины, но тем не менее протестом его произведения назвать сложно — скорее это рефлексия.
Для хорошего протестного высказывания эти игры слишком большие, они не настолько сконцентрированы в одной точке, чтобы ими можно было эффективно бить.
Но «Очередь», по ощущениям, как раз-таки более сконцентрирована, и аллюзии в ней вполне очевидны. «Загнивающий район на востоке — сборный образ из городов возле военной зоны и самой военной зоны, — говорит Mact. — Вроде бы он есть, но для властей это скорее неприятная проблема, объект, с которым не хочется работать, но как-то закрыть проблему надо».
В зависимости от стиля прохождения игрок может получить одну из четырёх концовок, и две из них — это бунт героя простив системы.
Ещё это история про угрюмую отстраненность людей друг к другу, которую я и в себе ощущаю.
Все мы когда-нибудь стояли в очередях: в поликлинике, в налоговой, в магазине с одной работающей кассой. Все мы знаем, в кого превращаются люди, попадая в такую ситуацию, и как себя ведут. Но в произведении Mact ситуация, конечно, гораздо серьёзнее: речь о беженцах, которые пытаются спастись от голодной смерти и покорно выстраиваются в одну длинную цепочку.
Игру можно пройти, ничего не делая — просто отстоять в очереди, но на это уйдёт около 10-12 часов, и вряд ли вы захотите заниматься столь странным делом. Ангелина по сути своей — бунтарь: вместе со своим мутировавшим псом Фином она последовательно устраняет людей в очереди и продвигается к новому дому. Но для этого ей и самой, скорее всего, придётся превратиться в нечто иное.
Вариантов тут несколько: можно узнать слабость конкурента, пройдя простенькую мини-игру, и надавить. Можно подкупить человека: мамочке с ребёнком на руках отдать детское питание, печальной девушке в чёрном — антидепрессант, и так далее. Ну или же можно хладнокровно избить оппонента: в конце концов, все люди в очереди — отвратительные мутанты, многих из которых Ангелина раньше знала.
Всю игру вам предстоит заниматься рутиной: обшаривать ящики, запускать Фина в какие-то норы в поисках ресурсов (выглядит как однообразная мини-игра, которую уже после пары раз проходишь на автомате), подкупать, убеждать или драться. Человек за человеком. И так — до самого конца. Вы двигаетесь в одну сторону и устраняете людей, занимая их место в очереди.
Если бы речь шла о какой-то другой игре, то вся эта рутина (особенно мини-игры) обернулась бы в катастрофическим провалом. Но всё-таки «Очередь» — концептуальное произведение с вполне конкретным сообщением внутри, и однообразные действия здесь воспринимаются как часть этого сообщения.
«Очередь» — страшная игра. Пожалуй, даже страшнее «Маргинального действия» и «Василисы». Она кажется более реальной, несмотря на необычный визуальный ряд и сюжетный пазл, который игроку предстоит собирать самостоятельно. Остаётся только надеяться, что никто из нас никогда не попадёт в такую очередь, а если и попадёт — то сможет «выстоять в хаосе» и победить.
Источник: DTF