От ужасов и постапокалиптических триллеров до комедий и пошловатой романтики.
Вампиры — одни из самых популярных монстров в мировой культуре. Но за всё приходится платить. Вечная молодость и нечеловеческая сила даются им ценой человеческой крови. А привлекательность образа — его эксплуатацией. Про вампиров создано бесчисленное множество историй, но лишь немногие из них достойны быть рассказанными.
Это проклятие не обошло стороной и аниме. Немногие японские аниматоры брались за истории о кровопийцах: можно назвать чуть больше сотни тайтлов. Но даже из них сущие единицы сумели воплотить образ существ ночи достойно.
Завершая «Месяц вампиров», вспоминаем лучшие произведения о благородных монстрах. Кроме JoJo’s Bizarre Adventure: о нём у нас недавно выходил отдельный рассказ.
Vampire Hunter D
Первый вампир в аниме появился в 1964 году, но поначалу создания ночи довольствовались только комедиями и одним плохим фильмом про Дракулу. Всё изменилось в восьмидесятые. В 1982 году писатель Хидэюки Кикути опубликовал первый роман из серии «Ди, охотник на вампиров» с иллюстрациями художника Ёситаки Амано, известного по серии Final Fantasy.
Кикути любит научную фантастику и мрачную мистику, а его прозу часто сравнивают с произведениями Стивена Кинга, Роберта Блоха и Фрица Лейбера. Сам он зачитывался Говардом Лавкрафтом и Брэмом Стокером. Последнего писатель полюбил, увидев в детстве фильм «Дракула» 1958 года. Впоследствии Кикути даже добился встречи с Кристофером Ли, исполнителем роли графа, и получил его автограф.
Всё это нашло прямое отражение в книге: Кикути объединил классические готические истории с фантастикой. 12090 год, человеческая цивилизация уничтожена ядерной войной. Апокалипсис породил множество монстров, а более древним дал возможность проявить себя в полной мере.
Землю унаследовали вампиры: с помощью технологий они сумели сохранить пригодные для жизни условия на планете, но параллельно создавали новые виды монстров и терроризировали остатки человечества. Со временем их общество пришло в упадок, и люди избавились от гнёта. Монстры затаились в страхе перед профессиональными охотниками на вампиров. Лучший из них — Ди. Сын благородного вампира и обычной женщины. Иными словами, дампир.
История Ди быстро обрела популярность и превратилась в серию, которая выходит до сих пор. Не последнюю роль в этом сыграло аниме по мотивам первого романа, снятое Тоё Асидой. Оно вышло в 1985 году в формате OVA (сразу на видеокассетах) и стало первым настоящим хоррором в истории японской анимации: кровавым, жестоким и действительно мрачным.
Экранизация сохранила ключевые элементы сюжета. Юную охотницу на оборотней Дорис Лэнг кусает граф Магнус Ли, предводитель местного клана и один из самых могущественных представителей вампирской знати. Граф сохраняет Дорис жизнь и даже отпускает в родной город, но лишь за тем, чтобы однажды сделать своей женой. Пользуясь возможностью, девушка нанимает Ди.
OVA была дешёвой, поэтому даже сам автор оригинала не стеснялся её критиковать. Сейчас она выглядит особенно устаревшей: можно привыкнуть к простенькой рисовке и стилю, но неровную и в целом скудную анимацию терпеть сложнее. Всё это не помешало Vampire Hunter D стать хитом продаж. OVA привлекла внимание индустрии к вампирам и открыла дорогу другим кровавым хоррорам.
Из-за своей дешевизны сейчас Vampire Hunter D имеет скорее историческую ценность, однако сам сюжет, хоть и упрощённый, до сих пор достоен внимания. Сам Ди — стоический, немногословный, смертельно серьёзный и сильный воин, который редко теряет преимущество в бою. Словом, не самый яркий персонаж. Львиную долю интриги привносят другие герои: люди, вампиры, монстры и даже говорящая рука охотника Ди: куда более болтливый и эксцентричный персонаж неизвестного происхождения.
Люди и вампиры здесь не делятся на условные силы добра и зла. Даже не выступают единым фронтом против общего врага: каждый персонаж преследует свои цели, благородные и не очень. В аниме пересекаются несколько сюжетных арок, и конфликты интересов привносят хаос, который и порождает интригу.
Но важнее даже другое. Мир Ди интересен своей атмосферой. Мрачной, упадочной и по-своему романтичной. От него веет одновременно прошлым и будущим, мистикой и фантастикой. OVA пренебрегает потрясающим визуальным стилем Ёситаки Амано, но в остальном достойно воссоздаёт очарование первоисточника. В первую очередь, именно мистическое: мотивы постапокалипсиса настолько ненавязчивы, что сейчас Vampire Hunter D смотрится скорее как мрачное фэнтези.
В 2000 году вышла вторая экранизация, Vampire Hunter D: Bloodlust («Ди, жажда крови»). На сей раз — полнометражный фильм, снятый мастером боевиков Ёсиаки Кавадзири, режиссёром Ninja Scroll. Аниме создавалось с прицелом на западную аудиторию, что могло повлиять на выбор книги для адаптации: за основу фильма взят третий роман серии, «Демоническая погоня». Его история — вольный пересказ «Ромео и Джульетты».
История начинается со странного задания. Глава богатого семейства Элборнов предлагает Ди щедрую плату за то, чтобы тот вернул его пропавшую дочь Шарлотту домой: живую или мёртвую. Оказывается, Шарлотту похитил её возлюбленный, вампир-аристократ Мейер Линк.
Чем дольше Ди преследует пару, тем сомнительнее кажется задание: Линк настолько любит Шарлотту, что готов бороться с жаждой крови. Но родственники Шарлотты решили подстраховаться и наняли группу опытных охотников «Братья Маркус» на случай, если Ди не преуспеет — или вовсе передумает выполнять задание.
Но незамысловатая любовная история — скорее предлог для более широкого конфликта. Фильм успевает показать отношение людей к дампирам, высказаться о людских предрассудках и даже вплести в основной сюжет развитие странной дружбы между Ди и его соперницей: охоницей на вампиров Лейлой. Но на сей раз история нарочито проста и прямолинейна, бал правит боевик: динамичный, прекрасно поставленный и щедро анимированный. То, чем и славится Ёсиаки Кавадзири.
А ещё Bloodlust — эстетический шедевр, неподвластный времени. Студия Madhouse постаралась передать изящество иллюстраций Ёситаки Амано и совместить его стиль с более привычными для западного зрителя пейзажами постапокалиптических пустошей.
Фильм лишился налёта старины, который доминировал в OVA, но хуже от этого не стал. Он убедителен и загадочен в каждом кадре: от запылённых развалин и пустынь до жуткого вампирского замка. Bloodlust заставляет ощутить всю меланхоличную и загадочную красоту мира Ди, и за одно это ему прощаешь все недочёты. От просмотра отвлекает разве что желание разглядеть каждый кадр во всех деталях.
Франшиза Vampire Hunter D повлияла на множество японских и даже некоторые западные работы вроде фильма «Ван Хельсинг». Эстетикой тайтла вдохновлялись создатели серии Castlevania. Однако самому Ди пока не везёт: книжная серия перевалила за тридцать томов, но дальше второй экранизации дело до сих пор не зашло. В 2015 году был анонсирован аниме-сериал Vampire Hunter D: Resurrection, который должен экранизировать все тома книги, кроме первого и третьего. Не так давно о проекте даже напомнили: было объявлено, что писать пилотный эпизод будет Брандон М. Истон, сценарист комикса Vampire Hunter D: Message from Mars.
Но грядущий сериал настораживает с самого анонса: им занимается студия Digital Frontier (Resident Evil: Degeneration, GANTZ:O), и он будет выполнен в CG. Если трёхмерная графика сможет передать хоть частичку красоты Vampire Hunter D, это будет чудо.
А пока остаётся Bloodlust. Он не требует знакомства со старой OVA и рассказывает самодостаточную историю — простую и всем знакомую. Но её визуальное воплощение настолько завораживает, что стоит просмотра само по себе.
Kyuuketsuhime Miyu
Если Vampire Hunter D вдохновлялся западной классикой, манга Наруми Какиноути Kyuuketsuhime Miyu («Принцесса-вампир Мию») показала вампиров под призмой восточной культуры. Она присоединилась к тренду, заданному мангой GeGeGe no Kitarou про мальчика, который решает конфликты между людьми и ёкаями — сверхъестественными существами из японской мифологии.
В мире Kyuuketsuhime Miyu существуют демоны синма. Они могут принимать разные обличья, но все охотятся за людскими душами. История рассказывает о Мию Ямано. Она — вампир, один из видов синма. И непростой вампир: Мию происходит из рода хранителей, которые призваны отправлять других синма в их родной мир, Тьму. Вампиры роде Мию не живут вечно, зато меняются медленно, поэтому она всё ещё похожа на школьницу. В борьбе с демонами ей помогает магия огня и верный слуга Ларва.
Вампиры вроде Мию отражаются в зеркале, избавлены от страха перед солнечным светом и лишены большинства слабостей обычных вампиров — жажда крови им не грозит. Мию приходится тщательно выбирать своих жертв: укушенный ей человек навсегда погружается в грёзы, в которых воссоединяется с близкими. Звучит красиво, но фактически человек ни жив, ни мёртв в худшем смысле слова.
Манга дебютировала в 1988 году, тогда же появилась первая экранизация в формате OVA-сериала от режиссёра Тосики Хирано. Аниме рассказывает четыре истории, объединённые общим сюжетом: про вампиршу узнаёт девушка-медиум Химико Сэ, которая начинает за ней следить. По мере того, как Мию изгоняет демонов, сериал всё больше рассказывает о её нелёгком прошлом и раскрывает отношения с Химико.
Технически это Vampire Hunter D для девушек и с японским колоритом, но Kyuuketsuhime Miyu достойна отдельного внимания. Несмотря на излишне мелодраматичный тон, она умеет погрузить в атмосферу сугубо японских мистических историй: во многом благодаря эффектному рисунку и потусторонней музыке Кэндзи Каваи, композитора Ghost in the Shell.
В 1997 году тот же режиссёр и композитор объединились для работы над аниме-сериалом Kyuuketsuhime Miyu.
По большей части, это эпизодический сериал на 26 серий. Он никак не связан с OVA и внёс изменения в биографию Мию и прочие детали. Но суть осталась прежняя — а с ней и достоинства. Демоны здесь отражают как самые светлые, так и тёмные стороны человеческих желаний, а исход может быть на редкость жесток и трагичен.
Сериал добавил к этой формуле ещё и повышенную откровенность жестоких сцен: внутренности крупным планом и прочая расчленёнка здесь в порядке вещей. А когда Мию и Ларва защищают людей от синма, делают это со вкусом.
Постепенно в череду независимых рассказов проникает общая сюжетная линия: Мию встречает давнюю знакомую по имени Рэйха. Она — юки-онна, вставшая на борьбу с синма и затаившая старую обиду на вампиршу. Рэйха безжалостна к людям и не гнушается никакими методами в борьбе с демонами, поэтому однажды Мию придётся выяснить с ней отношения. Но если вам не нравятся эпизодические сериалы, которые строятся по одной формуле, лучше смотреть Kyuuketsuhime Miyu с перерывами: иначе он рискует приесться раньше времени.
Kyuuketsuhime Miyu можно назвать предтечей Petshop of Horrors и особенно Hell Girl: это одновременно мрачный, наивный и трогательный сборник притч о людских пороках и моральных дилеммах, и жажда крови в нём получила необычную роль.
Blood: The Last Vampire
В 2002 году студия Production I.G. выпустила полнометражный фильм Хироюки Китакубо Blood: The Last Vampire. За сценарий отвечал Кэндзи Камияма, будущая звезда индустрии. Идея у фильма была простая: рассказать историю про девушку в школьной матроске и с катаной наперевес.
К такой нелепой идее подошли обстоятельно. Япония, 1966 год. Загадочная девушка Сая работает на секретное агентство правительства США. Её работа — истреблять Рукокрылых, антропоморфных вампиров-нетопырей, которые умеют принимать человеческий облик. В бою Сая орудует катаной.
Агенту, с которым работает Сая, становится известно о трёх демонах, осевших в районе авиабазы Ёкота. В образе новой ученицы Сая внедряется в школу для детей сотрудников базы — и открывает охоту на вампиров.
Blood: The Last Vampire — боевик категории «B» и знает это. Забавный по своей натуре, но на редкость мрачный и «приземлённый» в исполнении. Угрюмая, неразговорчивая и эффективная Сая никогда не тратит время впустую, а при виде вампира мигом берётся за дело.
Фильм длится 48 минут, и за это время успевает показать достаточно: крови льётся действительно много. А вся абсурдность происходящего хорошо объясняется. Сая — древний вампир, поэтому настолько сильна и бесцеремонна.
Нетипично строгий приземлённый тон повествования, обилие жестокости и нарочитая суровость губастой девушки с катаной обеспечили Blood огромный успех: фильм быстро превратили во франшизу. Появился ворох адаптаций, от манги до видеоигр. Одну из книг по Blood даже написал Мамору Осии, режиссёр Ghost in the Shell.
В 2005 году вышел сериал Blood+, который не имел прямого отношения к фильму: это была альтернативная история Саи. Идея была в том, чтобы расширить оригинальную зарисовку до полноценной вселенной и рассказать большую историю становления девушки с катаной.
Сая Отонаси здесь — обычная японская школьница, которая живёт размеренной жизнью с отчимом и двумя братьями. По медицинским показаниям Сае нужно периодически делать переливания крови. И у неё полностью отсутствует память о событиях до жизни с приёмной семьёй.
Всё меняется, когда на героиню нападает Рукокрыл. Вскоре Сая узнаёт, что на самом деле она — одна из двух «королев» Рукокрылов, древняя чистокровная вампирша. Лишённая слабостей обычных кровопийц и способная без труда избавляться от Рукокрылов: её кровь смертельна для них.
У Саи быстро объявляется древний высокоранговый вампир-слуга, ей дают катану со специальным желобом: чтобы надрезом заливать его своей кровью. Теперь ей предстоит вспомнить боевые навыки прошлого и остановить свою злую сестру-близняшку Диву.
По мере развития сюжета Сае оказывает знаки внимания каждый второй мужчина и каждый первый вампир. Иными словами, кровавый боевик превратился в историю для девушек-подростков (сёдзе) с элементами гарема. Создатели пытались сохранить сколько-нибудь мрачный и строгий тон повествования, но приоритеты не скрывали. Суровая девушка с катаной появляется лишь ближе к концу, а огромный хронометраж сериала не смог показать плавное развитие героини от пугливой школьницы до настоящей Саи: всё решил простой монтаж.
Однако среди других вампирских тайтлов для девушек Blood+ держится достойно. История вращается вокруг войны с вампирами, а не выбора кавалера. И, несмотря на медленный темп повествования, не забывает о собственном сюжете. Сериал достаточно мрачный и жестокий, чтобы дать ему шанс. Если, конечно, у вас много времени и терпения.
Следующий перезапуск пришёлся на 2011 год, с выходом короткого сериала Blood-C. На сей раз к созданию привлекли женский коллектив CLAMP, поэтому на смену мрачным тонам пришли контрастные, яркие, прекрасно сочетающиеся краски и фирменная стилизация пропорций человеческих тел. Blood-C великолепно выглядит, прекрасно анимирована и сделана явно не для девочек.
Сая Кисараги живёт со своим отцом в провинциальном городке и ведёт двойную жизнь: днём она ходит в школу и радуется общению со сверстниками, а ночью охотится на «Древних» — монстров, пожирающих людей. В этом ей помогает особая катана, способная уничтожить кого угодно.
Главная проблема Blood-C в том, что его писали по заветам М. Найта Шьямалана. Сериал состоит из 12 эпизодов, и первые десять он кажется бредом шизофреника. Неестественное поведение персонажей, логические дыры и прочая несуразица будто провоцируют выключить и забыть Blood-C.
В последних эпизодах сериал всё объясняет странным и резким сюжетным поворотом, который в теории должен оправдать мучения зрителей. Но даже когда вы узнаете правду, персонажи продолжают вести себя странно и раздражающе, просто теперь уже немного по-другому. Весь сериал им желаешь смерти, и твист немногое меняет.
Но Blood-C это знает и активно использует. Свою цветастость и броский стиль он оправдывает гротескной, садистской, изобретательной жестокостью, которая планомерно растёт на пути к особо кровожадной сцене и никогда не стесняется смаковать подробности.
Сериал почти целиком отошёл от темы вампиризма в сторону лавкрафтовских ужасов, но крови в нём стало на порядок больше, чем в прошлых версиях, а подборки смертей на YouTube с гордым словом gore в названии набрали больше миллиона просмотров.