Жанры: глобальные стратегии — часть 1

Жанры: глобальные стратегии — часть 1

Без стратегий представить мир компьютерных игр сложно. StarCraft, Warcraft, Civilization, Age of Empires и Heroes of Might and Magic — тайтлы, знакомые каждому геймеру. Реал-тайм и пошаговые, военные и экономические, лояльные к игроку и хардкорные — стратегии бывают разными. Кто-то хочет побыть военачальником на поле боя, кто-то менеджером отеля или футбольной команды. А кому-то этого мало и нужно сразу кресло правителя. Для таких геймеров существуют глобальные стратегии.

Одного-единственного определения термина “глобальная стратегия” нет. К ним относят как 4X-проекты (eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate) вроде Master of Orion, Civilization или Endless Space, так и grand strategies — такие как Hearts of Iron. Главный признак поджанра — масштаб игрового мира и разворачивающихся в нем событий. Разумеется, он глобальный. Игрок руководит крупными политическими или военными структурами (государствами, городами, армиями, дивизиями), а большая часть его действий имеют стратегический характер (войны, дипломатия, торговля, колонизация, развитие науки). Конечно, в таких играх встречается микроменеджмент, но чаще всего его можно делегировать ИИ.

Между заметными представителями поджанра (скажем, между Master of Orion и Stellaris) можно найти большие различия — от ключевых механик и графики до организации игрового пространства и времени. Поэтому “глобальные стратегии” — “зонтичный термин” для игр, схожих по масштабу действий игрока.

Готовы ощутить на себе груз ответственности за судьбы целых народов и цивилизаций?

Во что поиграть:

Серия Sid Meier’s Civilization

Детище Сида Мейера, вышедшее в далеком 1991 году — это, пожалуй, первая глобальная стратегия в современном смысле. Влияние “цивы” на поджанр и смежные жанры сложно переоценить: оно ощущается в десятках проектов от Age of Wonders до свежей Humankind.

Civilization дала игрокам почувствовать себя творцами истории, управляющими разными аспектами жизни нации. Кроме того, стратегия отличалась нелинейностью и реиграбельностью. Каждая партия становилась уникальной, а победить можно было не только набрав большее количество очков или завоевав конкурентов, но и первым построив корабль с колонистами для Альфы Центавра. Стратегию тепло встретила пресса, и она до сих пор попадает в рейтинги “лучших игр всех времен и народов”.

Вторая часть вышла в 1996 году. Игра приобрела изометрический вид, разработчики добавили новые сценарии, цивилизации, технологии, юнитов, поддержку модов и т.д. В Civilization 3 (2001) появились ресурсы, “рост” городов по карте, новые типы победы. Изменились торговля и дипломатия. Четвертая “цива” (2005) стала первой трехмерной игрой серии. В ней значительные изменения претерпела боевая система, появились религии. В пятой части (2010) разработчики продолжили перерабатывать военное дело, отменили религии (затем вернули в DLC), сделали ИИ-соперников более искушенными в дипломатии, карту — шестиугольной, а интерфейс — лаконичным и понятным. В целом, игра стала более казуальной и лояльной к массовому игроку.

Самая “свежая” Civilization — шестая, вышедшая в 2016 году. Она сделана на новом движке и стала логическим продолжением пятой, не принеся с собой революционных изменений. Визуальная стилистика стала тяготеть к эре Великих географических открытий, появилось деление городов на районы, а политический курс теперь представлен через особые карточки.

Особняком стоит Civilization: Beyond Earth — своего рода спин-офф об освоении бывшими земными нациями новых планет и преемник классической Sid Meier’s Alpha Centauri.

“Цивилизация” менялась, но не потеряла своих основных “фишек”: пошаговости, механик исторических лидеров и Чудес Света, разнообразия типов победы. Может, не все согласятся с тем, что это лучшая из глобальных стратегий, а кто-то будет настаивать на отнесении игры к 4X. В любом случае Civilization — настоящая классика стратегического жанра.

Игры Paradox Interactive

Мы уже упоминали знаменитую шведскую студию в статье о моддинге и не можем не сказать о ней здесь. Если вы любите глобальные стратегии, то вряд ли ни разу не играли в проекты “параходов” (как называет компанию русскоязычное комьюнити). За 24 года работы компания освоила практически все исторические эпохи — от Древнего мира (Imperator: Rome) до XX века (серия Hearts Of Iron), а в 2016 “вышла в космос” с небезызвестной Stellaris.

Основных серий у шведов четыре — это Europa Universalis (XIV-XIX века),

Crusader Kings (VIII-XV века),

Victoria (XIX век — начало XX)

и уже упомянутая Hearts of Iron в сеттинге Второй мировой. Это не одна игра в разных эпохах, а совершенно самостоятельные проекты со своими механиками и фичами. Некоторые сходства есть, но не думайте, что если вы научились прорывать фронты в HoI, то с легкостью завоюете мир в Victoria. Лучше готовьтесь потратить пару дней на то, чтобы разобраться в экономической системе и не попасть в число банкротов.

Если земные масштабы вас больше не устраивают, обратите внимание на Stellaris. За почти шесть лет существования игра обросла DLC, пережила несколько фундаментальных и множество мелких обновлений и теперь точно является одной из самых интересных космических стратегий на рынке. Если первая версия была немного “сыроватой”, то в актуальной есть почти все, что может пожелать правитель звездной империи: торговля, дипломатия, войны, шпионаж, поиск артефактов сгинувших цивилизаций и, конечно, создание собственных “Звезд Смерти” или сфер Дайсона. Редактор рас позволяет создать хоть миролюбивых разумных грибов, хоть объединенных в машинный разум роботов вроде Борга из “Стар Трека”.

В следующей части мы поговорим еще о нескольких значимых для жанра сериях и проектах!

Подписывайтесь на официальный аккаунт Black Caviar Games на DTF, чтобы не пропустить новые интересные статьи! 😉

Мы так же есть в YouTube, VK, Instagram, Life-Instagram, Twitter, Facebook и TikTok.


 

Источник

Читайте также