Когда я слышу серенаду Смита из оперы «Пертская красавица» Жоржа Бизе где-то в пространстве своей квартиры, то я понимаю, что мои родители наткнулись на фильм «Зеркало для героя», который идёт по телевизору. Я, недолго думая, прихожу к ним в зал, и мы смотрим киноленту Владимира Хотиненко вместе.
Возможно, благодаря такому совместному просмотру, я лучше понимаю их поколение? Ведь я никогда не знал, что такое жить в советском бараке в Москве и уж тем более не имел опыта существования в деревне, где дороги до сих пор становятся непригодными из-за сезонной распутицы. Я не знаю этих вещей, но знаю то, что если наши поколения и разные, то по крайней мере мы родственны друг с другом. Нас могут объединять общие идеалы, которые неподвластны времени.
История, вышедшая из-под волевой руки Владимира Хотиненко и острого пера Надежды Кожушаной, повествует о непростом периоде, когда в горниле перемен и активных дискуссий с отцами пытался родиться новый и незыблемый фундамент, могущий объединить как отцов, так и детей. Объединил ли?.. Сомневаюсь, что вообще появилось хоть какое-то общее основание, однако в момент “перестройки”, судя по всему, невозможно было сказать, что будет в конечном счёте, но кардинальные перемены точно предвосхищали многие. Видные сценаристы Пётр Луцик и Алексей Саморядов в это непростое время снимали фильм «Гражданин убегающий» о герое Владимира Заманского, который пытался спрятаться от советской действительности в глубинах бескрайней тайги, а режиссёр Эрнест Ясан метафорически размышлял о богатстве, силе и власти обновляемой страны в «Нечистой силе».
На первый взгляд, проблема поколений в «Зеркале для героя» поддаётся разрешению через непосредственное переживание того опыта, который достался отцам, самими сынами. Однако для более полного понимания киноленты важна изначальная сюжетная диспозиция: Сергей Пшеничный приезжает к отцу с целью уговорить его переехать поближе к Москве, но отец — Кирилл Иванович — с переездом не соглашается. Ещё до обсуждения вопроса о месте жительства старший Пшеничный не слишком высоко оценил диссертацию своего сына по психологии. Вместо неё Кирилл Иванович предложил Сергею прослушать повесть собственного сочинения о борьбе советского инженера за закрытие «N-ской ГЭС».
Так начался конфликт. Сергей не вник в то, что говорил отец, пропуская его труд мимо ушей, и принялся настаивать на переезде, но отец с ним не согласился и начал пенять на отсутствие идеалов у современной молодёжи. Сын обвинил отца в том, что именно отец и его поколение напортачили в своём энтузиазме то, что сейчас расхлёбывают все, а отец остался убеждён, что Сергей в большей степени враг, чем родной сын — ситуация тупиковая.
После выяснения отношений с отцом Сергей оказывается на концерте «Наутилусов», где и знакомится с Немчиновым Андреем Ивановичем — отсидевшим инженером, который получил срок за обвал шахты «Пьяная». Сергей Пшеничный и Андрей Немчинов вместе попадают в послевоенную сталинскую действительность.
Перестроечные попаданцы после перемещения во времени сразу оказываются в круговороте событий: их принимают за американских шпионов, они становятся свидетелями ограбления и в конце концов Сергей Пшеничный и Андрей Немчинов погружаются в жизнь Донбасса и людей минувшей эпохи, проживая один и тот же день раз за разом. Наши герои попали не просто в прошлое, но в прошлое зацикленное. 8 мая 1949 года повторяется бесчисленное количество раз.
Сергей устраивается на шахту. Он работает в коллективе и становится свидетелем шахтёрской жизни: похабные шутки, скромный обед и выяснение отношений — семья шахтёра Фёдора вырубила сад в целях неуплаты налогов. На этом фоне происходит конфликт со здоровяком Бухаревым, не одобряющим такой побег от государства.
После рабочего дня все собираются на воскресник. Жители обустраивают сад. Девушки шёпотом читают стихи Есенина, а молодой Кирилл Иванович спорит с начальником шахты Тюкиным, который желает повысить уровень добычи угля до довоенных показателей любыми способами.
Пленные немцы уезжают к себе домой, а Сашка — танкист, потерявший зрение, — предлагает им спеть что-нибудь. Один из военнопленных в ответ советскому солдату начинает исполнять «Хор пилигримов» из оперы «Тангейзер» Вагнера. Сашка стоит и внимает звучному голосу немца не в силах противопоставить ему что-либо. Слепой танкист потом пожалуется своему товарищу-инвалиду: «Срезал меня немец». И только когда Андрей Немчинов, уже будучи начальником участка, придёт в гости в дом к Саше и к его сестре Розе, споёт запрещённую в то время песню «Враги сожгли родную хату», тогда слепой успокоится и скажет: «То ж про меня».
Андрей Немчинов занимает позицию воздействия на окружающую действительность. Он пытается закрыть шахту «Пьяная», спасти милиционера Рябенко от налётчиков и предотвратить ограбление, а также сделать всё то, что он считает нужным.