Затяжная война: обзор Shadow of War

Истинная концовка стоит того, чтобы дойти до неё самому.

Перед выходом Middle-earth: Shadow of War в интернете чаще обсуждали просчёты в маркетинговой кампании издателя, чем саму игру. А ведь она из личной истории про месть разрослась до эпической войны с Сауроном за Мордор.

Общее впечатление после Shadow of War — как-будто поучаствовал в сражении за Минас-Тирит, и не один раз. С той лишь только разницей, что здесь орки воюют с орками.

Как относиться к расхождениям с каноном

Сразу предупрежу: толкинисты, что ни при каких условиях не принимают расхождения с книгами, точно будут недовольны. Я уже писал про то, как первая часть нарушает каноны. И как бы разработчики ни заявляли, что создают свою историю по принципам вселенной, вторая часть в канон не вписывается.

Шелоб — человек, в войне участвуют драконы, хотя последнего убил Бильбо, а орки оккультисткими методами призывают Балрога, хотя к этому моменту во временной линии остался только один — тот, с которым позже будет сражаться Гэндальф.

Более того, события самой временной линии изменили. Разбирая первый трейлер Shadow of War, я предположил, что сражение за Минас Итиль покажут в качестве флэшбеков одного из персонажей. На деле же эту битву перенесли почти на тысячелетие вперёд и вписали в события игры — в период между походом Бильбо и Войной Кольца.

Оправдывает ли возможность поучаствовать в эпической войне за Мордор такие вольности? Думаю, да. Мне тоже не по душе небрежное отношение к наследию Толкина, но я сумел абстрагировался от канона. Если хотите полюбить Shadow of War, то воспринимайте её, как произведение по мотивам.

Подготовка к войне

К Shadow of Mordor хотелось придираться уже потому, что многое она заимствовала из других игр: герой двигался как ассасин, сражался как Бэтмен. Разработчиков даже открыто обвиняли в копировании механик из Assassin’s Creed 2. В новой части возможности Талиона преобразили так, что теперь его точно ни с кем не спутаешь.

Рейнджер Гондора, вместе со вселившимся в него духом эльфийского кузнеца Келебримбора, выковал новое Кольцо Всевластья в Роковой горе. Благодаря ему герой может подчинять себе целые армии орков и управлять ими. Если раньше ему поддавались лишь обычные урук-хаи, ездовые животные карагоры, редко и с трудом — тролли, то теперь Талион захватывает и великанов, и големов, и даже драконов. А подчинённых капитанов орков назначает своими охранниками и вызывает на помощь по ходу боя.

Паркур в Shadow of War больше не напоминает Assassin’s Creed. Талион стал подвижнее: на стены он не карабкается, а едва ли не взбегает, второй раз подпрыгнуть в воздухе для него тоже не проблема.

Боевой стиль героя всё ещё похож на стиль Бэтмена из игр Rocksteady. Вроде бы добивания кровавые и смотрятся отлично, а призрачные способности Келибримбора добавляют дракам уникальности — особенно круто, когда дух выскакивает из Талиона и нападает на других противников или контратакует их, пока рейнджер добивает оглушённого орка.

Однако простота связки удар-контратака на двух кнопках утомляет. Потому прямых стычек с рядовыми орками хочется избегать, как и в прошлой части — до тех пор, пока не встретишь серьёзного противника.

Система Nemesis в Shadow of Mordor генерировала уникальные противостояния с капитанами орков. У всех противников были свои способности: один мастерски орудует огненными бомбами и мечами, но «очень вкусный для зверей», другой умеет подстраиваться под действия игрока, но уязвим для добиваний — в таком духе. Каждое противостояние было не похоже не предыдущее, а больше всего сражаться с орками подстёгивала простая жажда мести.

Shadow of War затягивает теми же приёмами. Когда я впервые столкнулся с капитанами, то вспомнил, за что одновременно и любил, и ненавидел их. Это самые злые и неуступчивые орки. Не добьёте раненого капитана в сражении и упустите его — он потом припомнит каждый из своих шрамов и при встрече будет атаковать вас ещё яростнее. Когда погибаешь сам, то первое, что хочется сделать — отомстить убийце.

«Раскачивается» Shadow of War неспешно: Талион и Келебримбор собирают армию, чтобы пойти на войну с Тёмным Властелином, но вместо этого во вступлении отправляются в Минас Итиль и помогают горожанам противостоять натиску армии Назгулов.

Первые пять-шесть часов приходится заниматься привычными по Shadow of Mordor делами. За возможность побывать в Минас Итиле это прощаешь, но знай я заранее, что вступление так затянется, не лез бы в сражения с капитанами. Система Nemesis всё ещё умеет подловить на жажде мести.

До войны всё ещё далеко

Главное разочарование Shadow of War наступает, когда понимаешь, что самой войны в основной сюжетной кампании не так много. В трейлерах речь только и шла об эпической битве за Мордор. В записях игрового процесса разработчики делали акцент на захвате крепостей.

В игре же нормально повоевать удастся далеко не сразу. Большую часть времени предстоит решать другие, не связанные с захватом Мордора проблемы. Самая серьёзная из них — сражение с Балрогом, которое ещё до выхода игры можно было посмотреть на YouTube.

На одно подобное задание здесь приходится порядка четырёх скрытных вылазок. Все они проходят по одному сценарию: Талион прокрадывается на базу орков, спасает пленников, дерётся с вражескими капитанами. Потом повторяет.

В Shadow of War по-прежнему увлекательно быстрый и агрессивный стелс. Когда Талион вслед за стрелой перемещается к орку, бесшумно убивает его, а затем по цепочке ещё нескольких, чувствуешь себя мастером тихих расправ. Когда он таким же образом подчиняет десяток орков и натравливает их на своих же товарищей — мастером саботажа. Вот только подобным приходится заниматься так часто, что даже встречи с капитанами надоедают, какими бы уникальными они ни были.

Лишь часть сюжета посвящена непосредственно войне. И вот там уже происходит всё самое интересное: набор армии, предательства, интриги и, собственно, война.

Когда дело доходит до эпических сражений — Shadow of War раскрывается. Основной задачей рейнджера станет захват крепостей: когда Талион поднимает меч к небу и ведёт армию на штурм, чувствуешь себя одним из полководцев армии орков, осаждающих Минас Тирит. Воины рвутся в атаку, тролли ломают стены, со стен в них летят стрелы и огромные валуны.

Захват очень важно тактически спланировать и активно в нём участвовать. Если крепость врага охраняют сильные лучники, а вы не снабдили пехоту щитами, то лишитесь части армии и дальше сражаться будет чертовски сложно.

Способности Талиона напоминают умения Леголаса: он может захватить какого-нибудь тролля с катапультой на спине и закидать неприятелей камнями, поработить дракона и жечь противников с воздуха огнём.

Внутри крепости идут бои «стенка на стенку»: ваши орки воюют против орков Саурона за контрольные точки. Вот только раздавать указания солдатам нельзя, они сами по себе. Помогли захватить точку — войска продвинулись по этому направлению глубже в крепость, проиграли сражение за другую — потеряли часть бойцов, что может критически сказаться на общем исходе битвы.

Для меня возможность побывать в роли полководца, пусть и без прямого управления войсками — одна из причин прощать Shadow of War вольности по отношению к канону.

Война за ящики

Настоящая война разворачивается после первого финала игры. Все сюжетные задания пройдены, крепости захвачены. Но затем ваши оплоты один за другим осаждают армии орков. Проиграть очень легко: любая глупая смерть, — даже от шальной стрелы или укуса карагора — и вы потеряли твердыню.

Ставки резко повышаются: ещё недавно вы сражались с равными по силам орками, а теперь вам угрожают армии под руководством легендарных капитанов. Приходится срочно отправлять всех подчинённых в бойцовые ямы, чтобы те прокачались, тратить всю накопленную внутриигровую валюту на укрепление оплотов и покупку призовых ящиков.

Притом ящики — не самая большая беда. Открыв их, можно получить снаряжение для Талиона или рекрутов в армию. Если заплатить за золотой или мифриловый сундук, шанс получить легендарное снаряжение или капитанов больше.

Но никто не запрещает получить всё то же самое, просто выполняя сюжетные и побочные задания. Можно купить простые ящики за внутриигровую валюту (мирианы). Или выполнять ежедневные сетевые испытания и понемногу получать золото, за которое покупаются самые ценные ящики. Разница только в потраченных силах и деньгах.

Тут расстраивает скорее сама тенденция. К одиночным играм прикручивают монетизацию из F2P-проектов и даже не думают как-то её присутствие обыграть. Казалось бы, что может быть проще, чем раскидать по локациям банальные лавки с продавцами: в одних приобретаешь снаряжение, в других нанимаешь капитанов. Где-то в диалог с торговцем вставить опцию «заплатить деньги», которая направляла бы тебя в PS Store, MS Store или Steam.

В этом случае сохранялась хотя бы связь с миром игры. А то получается так: тебе в армию нужны сильные орки, переходишь в меню, затем в магазин, покупаешь нужный ящик, открываешь его — на экране появляется пара орков добавляешь их в войско. Атмосфере это на пользу не идёт.

Дорога к истинной концовке

Я добил четвёртый акт Shadow of War примерно за десять часов — это была захватывающая и мучительно затяжная война. Череда сражений, где ты почти без остановки защищаешь или отвоёвываешь крепости.

Для победы не нужны призовые ящики. Всё, что говорили про них в интернете — пустой шум, хотя мы об это уже писали. На самом деле, понадобится лишь терпение и грамотная тактика. Если не хотите страдать, то вот два простых совета:

  • Подчиняйте самых сильных орков при первой возможности;
  • Тратьте мирианы в первую очередь на улучшение крепостей.

За весь четвёртый акт предстоит отстоять свои крепости по меньшей мере два десятка раз — не самая воодушевляющая перспектива.

Однако игра к тому моменту уже не даёт причин остановиться. Предыдущие несколько десятков часов сюжетных заданий готовят к войне, а история настраивает на продолжение, намекает, что это ещё не всё.

В целом, ситуация напоминает NieR: Automata. Каждый решит для себя сам, на каком моменте закончить. Выбор определит то, насколько вам понравилось сражаться за крепости в игре. Чтобы ухватить главное, можно пройти Shadow of War до первой концовки, а истинную посмотреть на YouTube.

Но помните, если вы забросите игру после третьего акта, то не откроете для себя настоящую Shadow of War

Вся суть Shadow of War — затяжная война. Игра долго раскачивается, в ней часто приходится заниматься однообразными вещами, надоевшими ещё в Shadow of Mordor. Затем долго собирать армию и так же долго воевать за крепости Мордора.

Но в самих сражениях, где ты завоёвываешь или защищаешь крепости, азарт такой же, как в противостояниях с капитанами орков из Shadow of Mordor. Это всё ещё игра про месть, но уже в рамках масштабной войны. И ради возможности вести за собой армии орков, ради полётов на драконах и сражения с Балрогом Shadow of War можно простить всё.

 
Источник: DTF

Читайте также