Лонгрид с целью разобраться в том, почему же некогда целостная франшиза растеряла свой шарм и превратилась в полную неразбериху. Пять основных проблем с различными примерами и щепоткой графомании … Щепоткой, честное слово.
Разговоры о сегодняшней киновселенной Marvel сравнимы с ходьбой по огромному минному полю. Несмотря на противоречивость мнений о её фильмах, одного отрицать невозможно — необходимо иметь настоящий талант, чтобы выстроить настолько прибыльную и некогда целостную франшизу, чьё имя постоянно находится наплаву. Люди по-прежнему неустанно обсуждают эту серию, критикуют её различные решения, расходятся во взглядах. Иными словами, киновселенная всё ещё активно развивается, причём достаточно большими шагами.
Данную франшизу принято делить на так называемые фазы — каждая из них является определённым этапом в одной огромной истории, включая в себя по несколько фильмов. Если первые три принято считать удачными, то с наступившей четвёртой прибыли серьёзные неприятности. Но прежде, чем огласить их, хотелось бы не надолго вернуться в прошлое.
Время летит вперёд незаметно — три года тому назад «Мстители: Финал» предстали перед нами в виде поистине эпической кульминации для десятилетней «Саги бесконечности» — рассказа о космических артефактах, имеющих возможность менять реальность. Но как выразился Тони Старк в своём предсмертном обращении: «Конец — лишь часть пути.».
Трезво оценить свои возможности после столь знакового события и двинуться вперёд с чётким осознанием дальнейших планов — сложная задача, а то и вовсе невыполнимая. Убрав с доски ряд высокопоставленных персонажей, авторы лишь усложнили себе ситуацию, поскольку Стив Роджерс/Капитан Америка и Тони Старк/Железный Человек выступали в качестве путеводных звёзд первых трёх фаз. Именно вокруг их фигур строились основные сюжеты, приводившие к важным этапам в истории киновселенной наподобие конфликта между Мстителями. Поэтому вместе с их уходом образовался закономерный вопрос о том, кто же возьмёт на себя их роли. И даже сейчас, когда мы получили свыше десяти проектов четвёртой фазы, ответа не последовало. Нет лидеров — нет плана.
Киновселенная вступила на неизведанную территорию, чьи просторы могли позволить ей как создать достойное продолжение к минувшей эпохе, так и столкнуться со сценарной деградацией. Хоть бренд Marvel за последнее десятилетие и превратился в крупнейшую кинофраншизу всех времён, глупо считать, что каждая их работа была удачной. Откровенные промахи присутствовали и раньше, однако происходящее сейчас можно описать всего лишь двумя словами:
Отдельно необходимо отметить, что сильным ударом по качеству нынешней графики стал коронавирус. Фильмы и сериалы четвёртой фазы создавались в рамках бушующей пандемии: из-за вынужденных переносов производства на несколько месяцев пошли и серьёзные убытки — студиям пришлось распускать сотрудников, экономить на зарплатах, оставив сотни профессионалов без работы, это же всё касается и художников-VFX. Были закрыты несколько офисов, студий, а пандемия всё не прекращалась и не прекращалась. Какие-то проекты из-за этого подверглись также переработке сценария, и поныне индустрия не оправилась от этого целиком.
Совсем недавно портал The Gamer обратил внимание на обсуждение в сабреддите VFX. По словам некоторых художников, Marvel Studios постоянно ставит перед работниками невыполнимые сроки, меняет свои решения по ходу производства и тем самым оказывает огромное давление, приводящее к стрессу и неудовлетворительным конечным результатам.
Творческие перспективы часто меняются, а вместе с ними меняется взгляд на то, каких результатов хочет добиться студия. Сегодня она пойдёт в одном направлении, завтра резко откажется от первоначального плана, а ещё через день решит вернуться в самое начало пути и найти новое направление. Когда-то подобные действия помогают достойной идее воплотиться в жизнь столь же достойным путём, но зачастую это приводит к тому, что от изначальной задумки не остаётся практически ни одного кусочка.
Отсюда мы приходим к кропотливому процессу монтажа — главному ключу к успешному рассказу любой истории. Это настоящая творческая песочница, в которой можно чуть ли не до бесконечности играться с распорядком сцен, их логикой и атмосферой. Считается, что в крупнобюджетных супергеройских лентах изначальное количество материала всегда подвергается переработке: какие-то сцены идут по нож по причине их бессмысленности, другие значительно сокращают, у иных же и вовсе перезаписывают диалоги. Но порой всё заходит слишком далеко, и студийные боссы начинают придерживаться мыслей «меньше хронометраж — больше сеансов в кинотеатрах — больше прибыли».
Теперь же с трудом выходит определить, где находится так называемый «центр» киновселенной. Нас пичкают самыми разнообразными сюжетами, между которыми зачастую нет и малейшей связи. Герои не пересекаются, последствия их действий не учитываются, а количество новых миров всё увеличивается и увеличивается. Дошло до того, что обычные люди, населяющие киновселенную, уже не обращают внимания на катастрофические угрозы (торчащие из океана голова и рука Целестиала передают привет), следующие одна за другой. Нет дела и сценаристам четвёртой фазы, которые, судя по всему, не следят за работой своих предшественников.
«Локи» открыл возможность разветвления мультивселенной. Убийство Того кто останется вызвало бреши в различных мирах, которые стали соприкасаться. Однако дальше эти события нигде не упоминаются, словно их и не было. Ни в «Нет пути домой», ни в «Мультивселенной безумия» никто не проронил ни единого слова о том, что стало катализатором мультивселеннского хаоса.
Впрочем, ранее упомянутая тема — верхушка айсберга. Обратимся к одному из самых громких фильмов MCU за последнее время — «Вечным», получившим холодный приём от критиков и не снискавшим особой популярности у рядовых зрителей. Кинокомиксом занималась артхаусная постановщица Хлоя Чжао, сумевшая получить Оскар в номинации «лучшая картина» благодаря «Земле Кочевников».
«Вечные» повествуют о группе первых в мире супергероев. Эти сверхлюди защищают Землю от Девиантов, грозных инопланетных хищников. Фильм является первой картиной в истории MCU, рейтинг которой упал в так называемую гнилую зону на агрегате Rotten Tomatoes — 47%. Пресса окрестила работу Чжао необычным экспериментом, вырывающимся за пределы привычной формулы жанра, а потому натыкающимся на ряд спорных моментов. Среди них — гомосексуальная пара со сценой поцелуя. Казалось бы, какие тут могут быть проблемы, если этот подсюжет органично вписывается в сценарий? Проблема в том, что если убрать данную сцену из фильма, то он не потеряет ровным счётом ничего. Однако в период маркетинга именно она упоминалась чаще всего, будто бы данный момент — сердце картины, определяющее её суть.
Большая часть хвалебных отзывов приходится на достойный уровень съёмок: Хлоя предпочла выбраться из студийных павильонов и искать натуральные локации, чтобы визуальная часть ленты смотрелась максимально реалистично. Благодаря этому решению у фильма нашлись защитники, называющие подобный ход экспериментальным, новаторским. Сразу напрашивается вопрос: «Неужели мы дожили до времён, когда съёмки без зелёного экрана называют чем-то смелым?».
Отбросив такое предположение далеко в сторону, мы столкнёмся с хорошо знакомым нам концептом: CGI-антагонисты с нулевой харизмой, юмор ради юмора, растягивающий и без того пресный сюжет, очередная угроза всему человечеству, которая нарастала множество лет, чтобы в конце бесследно исчезнуть, пресная финальная битва, напоминающая сражения из игр на Playstation3 и талантливый каст, которому нечего играть, поскольку раскрытие их персонажей упирается в однотипные диалоги, надоедающие к десятой минуте фильма.
Обратимся к дополнительному примеру. «Шанг-Чи» подавался как первый фильм в истории многолетней киновселенной, где лидирующая роль ушла азиатскому актёру, а сюжет картины всецело сосредоточился на восточной культуре. В чём же здесь заключается этнический феномен, если у нас уже были азиатские супергерои: Джеки Чан, Брюс Ли, Джет Ли и многие другие. Возможно, для кого-то эта глава франшизы и покажется глотком свежего воздуха, но стоит вспомнить о существовании таких картин как «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Дом летающих кинжалов», «Доспехи Бога», и Шанг-Чи моментально превращается в довольно-таки вторичный, пускай всё же красивый аттракцион, быстро улетучивающийся из головы.
Про «Мисс Марвел» даже говорить страшно. По мнению авторов, весь негатив публики ссылается к тому, что главная героиня сериала — мусульманка. Естественно, проблемы ведь заключаются именно в этом факторе, а не в том, что сама постановка шоу напоминает детский утренник, где горстка учеников средней школы закидывает отряд вооружённых и облачённых в специальную броню солдат бейсбольными шарами, а те корячатся от боли. И не в том, что за шесть серий нам не дают понять, чему посвящена эта история, чем она хочет быть: очередным пресным сюжетом о спасении мира или приземленной подростковой комедией.
С момента анонса стримингового сервиса Disney+ шумиха вокруг его будущих сериалов не стихала. Кевин Файги заверял, что в плане производства грядущие мини-сериалы будут уникальными для всей телеиндустриальной среды в целом. Мол, итоговое качество всех проектов ничем не будет уступать полнометражным картинам, а заодно сможет стать необычным дополнением к последним.
Сериал «ВандаВижн» был посвящён истории о преодолении скорби: «Но что такое скорбь, если не стойкая любовь?». Ванда Максимофф, потерявшая родителей, брата, любимого человека отпускает эти утраты и понимает, что нужно двигаться дальше. Но уже в сцене после титров сценаристы вручают ей чудо-книгу, и вот она снова становится злодейкой. «В Соколе и Зимнем солдате» Сэм Уилсон отказывается перенять наследие Стива Роджерса и исполнить обещание, данному тому в финале последних «Мстителей». Проплакав пять эпизодов, Уилсон меняет мнение на основе расового вопроса (люди должны поверить, что супергерои могут чёрными … в этот момент где-то плачет один Воитель/Джеймс Роудс, находящийся в этой киновселенной ещё с самого её старта) становится новым Капитаном Америкой. Баки Барнс по-прежнему уживается в современном мире без влияния Гидры. Барон Земо по-прежнему сидит в тюрьме. Всего один вопрос: «Зачем тогда был нужен этот сериал?».
«Локи», опять же, был проигнорирован последующими фильмами серии, «Что если …?» напоминает ожившие фанфики, а «Соколиный Глаз» возвращает на экраны любимого всеми Уилсона Фиска в исполнении Винсета Д’Онофрио из «Сорвиголовы» от Netflix, при этом забывая, что делало персонажа столь колоритным и запоминающимся антагонистом, и превращает кровавого короля Нью-Йорка, от которого даже ФБР трясётся в сторонке, в непутёвого клоуна, являющегося лидером мелкой банды неудачников и проигрывающего двенадцатилетней девушке в рукопашной битве. Вот вам и вся амбициозность телесериальных проектов Disney+.
Долгожданным исключением из правил стал «Лунный Рыцарь»,который при всей своем проблематичной графике был снят намного интереснее и увлекательнее. Он мог похвастаться ловко продуманными сюжетными деталями, основанными на пошатнувшейся психике главного героя, и отличным дебютом самого персонажа, сыгранного Оскаром Айзеком. Итан Хоук прекрасно смотрелся в образе плохиша, чьи убеждения можно было понять, а красивейшие пустынные локации без зелёного экрана доставили отдельное удовольствие.
Так или иначе, даже здесь нашлись свои глупости. В финальном эпизоде появляется новая супергероиня, родом из Египта. Она спасает девочку посреди уличной бойни, но что та реагирует восторженным вопросом: «Ты египетский супергерой?», — ведь это первое, что ты сделаешь, увидев как супергерой спас тебе жизнь: «Боже мой, ты французский супергерой? Боже мой, ты финляндский супергерой? Боже мой, ты магаданский супергерой?».
Каким бы страшным не показалось описанное положение дел, всегда нужно учиться искать достоинства, поскольку в нынешних произведениях Marvel время от времени прослеживаются интересные смыслы. «Тор: Любовь и Гром» призывает нас жить сегодняшним днём, дорожить каждой минутой, проведённой в кругу близких людей, поскольку они могут уйти из нашей жизни в любой момент. «Мультивселенная безумия» рассказывает о Стрэндже, в котором мы находим нечто схожее с собой, ведь в этой части он мнит себя тем, кто «вечно должен держать в руках скальпель». Но стоит отложить его подальше и довериться другим людям, как приходит осознание того, что твоя фигура — далеко не центр вселенной. «Локи» представляет знакомого нам трикстера в ином свете — он в открытую выступает против самой судьбы, доказывая той, что любой способен измениться в лучшую сторону.
Это доказывает, что в Marvel ещё остались достойные посылы, желание рассматривать не маску героя, а лицо, скрывающееся под ней. Я бы запросто мог прибегнуть к очередному приступу графомании, чтобы объяснить моё отношение к супергеройскому жанру и его критике со стороны авторских режиссёров, считающих кинокомиксы пустышками. Но лучше вместо меня всё скажет цитата замечательного актёра, Итана Хоука:
Уже завтра стартует главный гик-фестиваль в лице Comic-Con 2022. Сперва в рамках собственной панели на сцену выйдет Кевин Файги, который расскажет о развитии анимационного подразделения Marvel Studios. А в воскресенье речь зайдёт обо всех полнометражных премьерах четвёртой фазы.
Очевидно, что франшиза намерена просуществовать ещё множество лет, и уход с рынка попросту невозможен. Более того, скоро нам предстоит застать ребут Фантастической Четвёрки и возвращение Людей-Икс. В таком случае хотелось бы запастись надеждой на то, что рано или поздно в этой киновселенной произойдут кардинальные изменения, и студия здраво воспримет критику широкой публики, чтобы вернуться к созданию кинокомиксов достойных просмотра и поддержки. Но пока я могу сказать дорогому Кевину Файги только одну вещь: