Защитники граждан и герои анекдотов — обзор XCOM: Chimera Squad

Приятная игра с кучей неприятных шероховатостей (текстовую версию обзора см. внутри поста).

Около месяца назад мне захотелось еще раз пройти XCOM 2. Установил, поиграл пару часов, после чего снес игру и больше к ней не возвращался. Просто оказался не готов морально к повторному прохождению продолжительностью в 40-50 часов. Еще тогда я подумал, что было бы круто сыграть в укороченную версию XCOM, обладающую фирменными чертами серии: эпичными роликами, красивой графикой, бодрящим саундтреком и, конечно же, интересным тактическим геймплеем, сдобренным беспощадным рандомом. И вот, 16 апреля 2020 года Firaxis Games во главе с издателем 2K выпустили новую игру в серии — XCOM: Chimera Squad (далее — XCOM: CS). На поверку оказалось, что спин-офф как раз и стал мини-версией своей предшественницы и при этом добавил немного свежести в хорошо работающую формулу.

Но удовлетворен ли я результатом, и, что самое важное, понравится ли проект другим игрокам? Увы, даже на первую часть вопроса мне сложно дать однозначный ответ. Ведь когда я хочу похвалить одну из составляющих XCOM: CS, эту же самую составляющую я одновременно хочу отругать с той же, а то и с удвоенной силой.

Возьмем вот сюжет и атмосферу. Местом действия игры выступает так называемый «Город-31», построенный через 10 лет после событий XCOM 2. В этом городе люди и инопланетяне образовали единое общество. Разумеется, до полной гармонии еще далеко, и проблем в таком обществе — хоть отбавляй. Для решения этих проблем создается мультирасовый отряд XCOM, управлять которым предстоит игроку. Вы займетесь расследованиями, разоблачением заговоров, спасением заложников, рейдами, патрулированием и еще кучей разных дел. Попутно будете узнавать новые детали о характерах и происхождении членов вашего отряда, а также выслушивать радиосообщения и изучать отчеты, из которых почерпнете информацию о лоре игры. Поначалу все эти детали действительно интригуют и мотивируют дальше двигаться по сюжету. Тем более, что в отличие от мрачной XCOM 2, спин-офф обладает расслабляющим и откровенно наивным сеттингом: персонажи вечно шутят, подкалывают друг друга и попадают в курьезные ситуации.

Но к сожалению, XCOM: CS лишь дразнит игрока иллюзией глубокого лора и интересных персонажей. Выясняется, что тонны отчетов и диалогов больше похожи на случайные вырезки из газет — сложить из них адекватную картину лора нереально. Кроме того, эти самые «вырезки» — единственное в игре, что служит постоянным источником информации. Еще несколько крупиц можно выудить из коротких, скупо анимированных роликов, в которых командир отряда рассказывает преимущественно о фигурантах текущего дела. Впрочем, «рассказывает» — довольно сильное слово. «Проходит по верхам» будет куда ближе к истине.

Юмор умиляет поначалу, но затем начинает раздражать натужностью и постоянством. Вообще, Firaxis Games выбрали очень странный подход, при котором практически любые мало-мальски значимые фразы или диалоги в игре включают в себя юмор. На фоне подобной «смехопанорамы» проникнуться длинными и серьезными биографиями персонажей очень сложно. От «обязательных» шуток так и несет искусственностью. В процессе прохождения я будто слышал у себя в голове голос разработчиков: «Так, вот тут смешной диалог на стратегической карте. Теперь еще один перед перестрелкой. Вообще, ребят, старайтесь уложить по шутке в каждые 10 минут.»

Полицейская специфика игры тоже оборачивается фарсом. Она никак не влияет на игровой процесс. Нет, вы, конечно, можете проявлять гуманность и арестовывать врагов. Только вот это ничего не даст, кроме дополнительных ресурсов: на стратегической карте это не отразится, а вы не получите другой концовки и даже не услышите душевных терзаний ваших подопечных. Более того, герой может упомянуть в диалоге возможность ареста подозреваемого, а уже через 5 минут лично продырявить этого несчастного из пулемета без каких-либо последующих комментариев.

Добавляют ли очков XCOM: CS ее картинка и звук? Разве что, звук. Саундтрек справляется со своей главной задачей: придает динамики перестрелкам и настраивает на медитативный лад в процессе менеджмента штаба. Да и вообще, композиции не приедаются и могут претендовать на место в вашем личном плейлисте.

Жаль только, что то же самое нельзя сказать об озвучке персонажей. Она просто есть, и она норм. И не было бы тут проблемы, но только вот фразочки во время боев постоянно повторяются да и звучат зачастую «не в кассу», из-за чего очень скоро начинают действовать на нервы.

Что касается визуальной части, то она звезд с неба не хватает. Вроде бы и модельки симпатичные, и эффекты красивые, и окружение разрушается… Но вот только все это было в предыдущей части, причем в куда более качественном исполнении. Впрочем, даже если обсуждать графику без сравнений с XCOM 2, проблем все равно достаточно. Анимации часто глючат, бойцы периодически занимают «воздушные» укрытия (прижимаются к укрытию, паря над ним), а снаряды проходят сквозь окружение и противников, не причиняя тем вреда.

Но поговорим, наконец, о важнейшей составляющей любой подобной игры — геймплее. Он, как и раньше, разделен на стратегическую и тактическую части. В первой вы занимаетесь штабными делами: закупаете и исследуете снаряжение, настраиваете оперативников и отправляете их на задания, используя карту «Города-31». На карте также необходимо следить за настроением районов города — аналогов регионов из XCOM 2. В общем, почти ничего не изменилось. Разве что, теперь вся стратегическая часть тоже управляется в походовом режиме, а не в реальном времени (один ход равен одному дню).

Тактические бои тоже остались прежними, если не учитывать механику штурма — единственную более-менее значимую новинку. Любое задание проходит в один или несколько этапов, каждый из которых начинается со штурма заранее заготовленной локации. Вы расставляете бойцов по точкам проникновения с различными модификаторами (например, +3 к защите во время штурма) — и вперед. Ворвавшись в комнату, каждый оперативник может выстрелить по врагу либо выполнить специальное действие, после чего все боевые единицы рассаживаются по укрытиям, и начинается классическая пошаговая XCOM: два действия за ход, перебежки от укрытия к укрытию, использование абилок и т.д. Есть еще парочка более мелких новшеств. Так, в игре появилась четко прослеживаемая очередность ходов, зависящая от показателя инициативы бойцов, как в какой-нибудь Divinity: Original Sin. Плюс смерть любого члена отряда теперь приводит к мгновенному проигрышу и загрузке сейва. На этом все.

Благо, XCOM даже в неизменном виде играется отлично. Радует огромное разнообразие тактик и красивых комбинаций, которые можно состряпать с помощью умений ваших солдат. А учитывая, что современный состав отряда XCOM отличается расовым разнообразием, вариантов расправы над врагами у вас будет много с самого начала игры.

Богатая возможностями тактика хоть и развлекает до последней минуты, но сами по себе задания оригинальностью не блещут. По сути, мы просто занимаемся убийством врагов, и никак иначе этот процесс воспринимать не получается. Виной тому полное отсутствие сюжетных роликов или хотя бы простеньких сценок на движке игры во время сражений. Разве что, коротенькие диалоги проскакивают, но об их сомнительном качестве я уже рассказал выше. Все миссии воспринимаются одинаково, каких-либо запоминающихся ситуаций игра вам предложить не сможет.

Впрочем, вру. Возникла у меня одна запоминающаяся ситуация. Финальная часть очередной миссии оказалась настолько сложной, что мне пришлось грузить сейв, менять состав команды, подбирать ей определенное снаряжение и отправлять на повторное выполнение задания. После этого я, наконец, осилил этот десятиминутный фрагмент игры часа эдак за два.

И я бы сейчас не жаловался на сложность этой конкретной миссии, если бы не тот факт, что вся остальная игра вопиюще проста. От начала и до конца XCOM: CS не бросает серьезного вызова игроку и предъявляет минимальные требования к стратегическому и тактическому мышлению. Помните, как в XCOM 2 даже на среднем уровне сложности приходилось нащупывать баланс и, высунув язык, носиться на «Мстителе» из одного конца карты в другой? А как все внутри сжималось, когда на ваш отряд перли превосходящие силы противника? Забудьте. Теперь порядок действий очевиден, и запороть игру очень сложно…за исключением одного-единственного момента из первой трети игры.

Несмотря на гору упомянутых недостатков, от XCOM: CS все же можно получать удовольствие. Эта приятная игра с отличным саундтреком и расслабляющей атмосферой может размять ваш мозг пусть и легкими, но крайне залипательными тактическими сражениями. Мне этого хватило: я получил облегченную версию любимой игры и прошел ее залпом за 19 часов. Если же вы соскучились по навороченным и сложным стратегиям, то XCOM: CS можете смело пропускать. Вас удивить она точно не в состоянии.

 

Источник

Читайте также