Не зря мне советовали её пять лет.
Night in the Woods была у меня в бэклоге чуть ли не с самого релиза в 2017-м году. Тогда я добавил её в таблицу, вроде вот этой, и благополучно забыл. В списке и так было много игр, большинство из них казались мне интереснее, значимее, важнее. До скромного стилизованного инди-платформера «про разговоры» просто не доходили руки.
Потом у меня появилась знакомая, которая очень любила Night in the Woods. Она проходила игру «раз 5 или 6» и называла её «одной из самых любимых и важных в своей жизни». Однажды я очень долго рассказывал этой знакомой о геополитике в Killer7 и американских боеголовках, которые упали на Японию, а знакомая в ответ сказала: «Это всё фигня, вот в Night in the Woods…».
Потом я долго объяснял ей сложные взаимоотношения Сильвии и Трэвиса из серии No More Heroes, а она в ответ опять: «Это всё фигня, вот в Night in the Woods…».
Как вы уже могли понять, она «форсила» мне Night in the Woods при любом удобном и неудобном случае. Через год такой «обработки» я сдался и решил попробовать поиграть самостоятельно.
Первое, что заметил — в игре нет озвученных диалогов, только текст, разделённый по цветам для каждого из героев. Но почему-то главная героиня Мэй у меня в голове все 8 часов подряд говорила голосом этой самой знакомой. У них слишком много общего — схожие фразочки, подколки, присказки, общая манера выражаться и даже схожий тип юмора — обе грустно иронизируют о смерти, причём весьма изобретательно.
Я часто смеялся с её шуток, ровно как и с шуток Мэй. Но они обе сильно отличаются друг от друга в плане характера — небо и земля, ничего общего.
Знакомая не так много рассказывала о своём прошлом. Оно для меня всегда оставалось покрыто «туманом войны». Как в Warhammer 40.000: Dawn of War. С редкими проблесками разведанных территорий и захваченных контрольных точек. Однако пока я играл в Night in the Woods, казалось, что Мэй будто бы рассказывает мне о прошлом этой самой знакомой, просто не напрямую, не в лоб, а иносказательно, давая скорее описания эмоциональных взлётов и падений.
Я будто бы прочувствовал многое, но и одновременно не узнал о ней вообще ничего, хотя пожил 8 часов той жизнью, которой она когда-то жила. Проснулся после финала, а жизни этой уже нет. Сны, как вы знаете, уходят от нас, и через полчаса уже трудно вспомнить, о чём они были. Зато остаются чувства, фрагменты пережитого эмоционального опыта, чужих ощущений. Night in the Woods — первая игра на моей памяти, которая заставила пережить нечто подобное.
Возможно, она сработала только на мне, а в другом контексте и с другим человеком эффект будет другим, но я уверен, что на протяжении неспешного повествования вы обязательно узнаете о себе что-то новое, даже если история не станет для вас настолько близкой.
Есть мнение, что Night in the Woods по манере подачи и поднимаемым темам похожа на первый сезон Life is Strange. Не могу не согласиться. Подростковая депрессия, общее ощущение потерянности, «дрейф жизни», самоопределение, темы дружбы и самопожертвования во благо близких, конечно же заставляют вспомнить о Life is Strange.
Даже жанр истории у игр общий — подростковый «slice of life» с элементами детектива и лёгким налётом мистики. Однако если присмотреться, можно легко понять, что сравнивать игры Dontnod и Infinite Fall, всё равно, что сравнивать поздних Issues и Architects до прошлогоднего лонгплея. И там и там прогрессивный металкор, но общего у команд очень мало.
Если Life is Strange предлагала нам историю про путешествия во времени в духе «Эффекта бабочки», то Night in the Woods скорее обращается к Дэвиду Линчу и его «тихому городку в горах», в котором затаилось Всепоглощающее Зло. Именно из-за этого Зла вот-вот случится настоящий апокалипсис и всё в мире «перестанет быть прежним».
Однако в Night in the Woods внешний апокалипсис — скорее отражение апокалипсиса внутреннего, своего рода зеркало для чувств главной героини. Эти линии идут не раздельно, а вместе, ровно до тех пор, пока «конец всего» вообще не перестаёт что-то значить для истории. Ведь самые сильные угрозы и самые безжалостные враги — не древние боги пустоты и не безумные культисты, а мы сами. Мы просто не сможем жить, пока не победим самих себя или просто не взглянем в лицо внутренней тьме. Жизнь в отрицании и страхе двигаться вперёд — тоже своего рода апокалипсис, просто вялотекущий и сводящий с ума. Именно это и происходит с героиней Night in the Woods.
Под видом незатейливого и несложного платформера с тоннами разговоров «ни о чём» вас ждёт очень взрослая и даже местами давящая история, в которой человекоподобные зверушки не просто пытаются разгадать тайну в стиле «Очень странных дел», но и найти своё место в таком простом, но и одновременно дико сложном мире.
Героине, в стремлении найти ответы на важные вопросы, придётся не только метафорически пройти через все круги внутреннего ада, но и почти погибнуть физически. И как это бывает в настоящей жизни, ответы устроят далеко не всех.
Лично мне поначалу даже было непонятно, устроили они Мэй или нет, однако со временем я догадался, что это было и не особо важно. Важен путь, важна трансформация и переход с одного этапа личностного роста на другой. Важен смысл, который мы для себя находим на этих этапах, как монетки в играх про Марио. Важны близкие люди, которые готовы о нас заботиться. Всё остальное — приходит и уходит, как тот же «всепоглощающий апокалипсис».