Стартовый эксклюзив Xbox One, который и сейчас приятно удивляет.
На релизе в 2013 году Ryse: Son of Rome я пропустил. Она была эксклюзивом Xbox One, а я предпочёл взять PlayStation 4, которая была заметно дешевле, не требовала постоянного подключения к сети и поддерживала обмен дисками. О Ryse пришлось на время забыть.
Через год она вышла на ПК, но и тогда я решил её отложить — из-за слабой видеокарты. Играть с тормозами совсем не хотелось, поэтому Ryse надолго ушла в бэклог. Но за прошедшие годы я вспоминал её не раз: всё же толковых игр про Римскую империю вышло не так много. И недавно, с появлением Xbox Series S и подписки Game Pass, я, наконец, смог её оценить. Удивительно, но за восемь лет Ryse ничуть не устарела, а в чём-то сейчас она смотрится даже выигрышнее, чем в год выхода.
Ryse — это эталонный блокбастер. Игрока с самого начала кидают в горнило битвы за Рим, а затем протаскивают по разнообразным локациям, не давая передохнуть. Отлично поставленного экшена с каждым часом становится всё больше: тут и высадка на британский берег в составе многотысячного римского флота, и партизанская вылазка в лагерь варваров, и масштабная оборона столицы. Мне было настолько интересно, что я прошёл игру в один присест, чего обычно не делаю. Продолжительность в шесть часов тут выступает только плюсом.
Режиссурой игра ничем не уступает тайтлам Sony вроде Uncharted или God of War, а масштабами и подавно. Кат-сцены так хороши, что Ryse легко сошла бы за игру этого поколения: Crytek отлично поработала с освещением и тенями, а пример использования motion-blur здесь один из лучших в индустрии.
Время от времени разработчики дают игроку пострелять из баллисты или поуправлять отрядом солдат. Но больше всего впечатляют красивые добивания: главный герой мечом отрубает варварам руки, протыкает горла и разбивает ногой лица. По зрелищным убийствам Ryse едва ли уступает ранним частям God of War, не говоря уже о его перезапуске.
Всё это делает Ryse образцовой приключенческой игрой без лишних элементов. Разработчики словно не хотят отвлекать игрока от истории, поэтому не ставят перед ним никаких препятствий. На локациях невозможно заблудиться: и британские леса, и римские улицы намеренно сделаны коридорными. Во время боя нужно нажимать всего три кнопки — для атаки, защиты и особого удара. Исследовать карту можно разве что для поиска записок, концепт-артов и комиксов, которые всё равно необязательны для прохождения.
Всё это можно было бы поставить игре в укор, но делать этого совсем не хочется. Нынешней индустрии как раз не хватает таких незатейливых проектов — коротких и быстрых экшен-игр без открытого мира, лутбоксов и еженедельных заданий. Sony, например, после провала The Order: 1886 отказалась от «компактных блокбастеров», и в основном выпускает игры, хронометраж которых превышает 15 часов. У Microsoft и других крупных издателей вообще игры-сервисы в приоритете.
Ryse — чуть ли не лучшая игра Crytek после великолепной Crysis 2. Её не назовёшь технодемкой движка, как то было с ранними играми студии. Видно, что разработчики действительно старались создать лучшую игру о Римской империи из возможных. Альтернативной, конечно, но всё же. Любовь авторов к эстетике этого исторического периода заметна в каждой детали и в каждой кат-сцене: от детализированных шлемов солдат того периода до эмблем на щитах и мраморных статуй.
Во время прохождения в целом трудно не восхищаться доблестной и дисциплинированной римской армией. Милитаристскую эстетику создатели вообще уловили очень хорошо: солдаты передают друг другу приказы центуриона, выкрикивают слова поддержки и стоят в обороне до последнего.