Закрученный сюжет или искусство обмана зрителя

В чём феномен остросюжетных фильмов?

Закрученный сюжет или искусство обмана зрителя

Вступление

В 1929 году основатель советской школы кино Лев Кулешов описал в книге «Искусство кино» небольшой эксперимент.

Он снял актёра Ивана Мозжухина, взгляд которого устремлён в непонятном направлении. Также были сняты: тарелка горячего супа, ребёнок в гробу, молодая девушка на диване. Кадры с лицом Мозжузина соединили с каждой из сцен и показали небольшой аудитории. Все зрители, смотревшие фрагменты по отдельности, пришли к выводу, что в первом случае мужчина голоден, во втором — опечален смертью ребёнка, а в третьем — очарован красотой девушки. Утверждение о том, что содержание следующего кадра может изменить смысл предыдущего, получило название «эффект Кулешова».

Сегодняшние возможности монтажа позволяют снимать захватывающие сцены погони на улицах крупного города в сравнительно небольшом помещении. На компьютере можно добавить несколько объектов или убрать лишнее.

С момента зарождения кино строится на обмане зрителя. И остросюжетные картины достигли в этом совершенства.

Игра

Рассмотрим, например, культовый фильм Дэвида Финчера. Немного о сюжете: Николас Ван Ортон, разбогатевший инвестиционный банкир, проживает весьма скучную жизнь. Отдалившись от брата Конрада и супруги, он интересуется только работой. Великолепный особняк, роскошная машина, добрая горничная, помогавшая когда-то его отцу. Что ещё можно желать от жизни? К сожалению, потребности человека растут с каждым днём, предметы роскоши становятся частью серой повседневности. Если смотреть правде в глаза, жизнь Николаса скучна и однообразна, что замечает и младший брат.

Приближается сорок восьмой день рождения. Конрад назначает ему встречу в ресторане, где дарит сертификат на использование услуг фирмы «Служба развлечений», которая предлагает своим клиентам сыграть в «Игру». Правила и цели индивидуальны для каждого. Влекомый жаждой приключений, Николас соглашается принять в ней участие.

Зритель, как и главный герой, остаётся в неведении относительно деталей этой игры. Она становится частью жизни Николаса, сливается с ней. Не понятно, случайно ли каждое совпадение, кто из друзей замешан в происходящем, а кто пал жертвой обстоятельств. Не используя дополнительных приёмов, фильм погружает вас в запутанное повествование, делает зрителя частью игры.

Для достижения нужного эффекта Финчер использует человеческое любопытство. У вас есть только два варианта: либо произошедшее реально, либо это часть игры, однако попытки определиться заканчиваются провалом. Дело в том, что режиссёр сознательно склоняет вас то к одному, то к другому, оставляя вопросы там, где мы привыкли искать подсказки, то есть между строк.

Заключение

Описанный на примере картины «Игра» приём характерен для остросюжетных фильмов, ведь они создаются для того, чтобы держать зрителя в напряжении. Для этого не обязательно использовать последние достижения монтажа, как в фильме «Начало». Достаточно лишь предложить зрителю несколько альтернатив, через призму которых следует смотреть на происходящее.

Склоняя зрителя то в одну, то в другую сторону, режиссёр только играет на его чувствах. Правда в том, что детали сюжета не могут точно ответить на поставленный в начале вопрос. Поиски отгадки безрезультатны, так что приходится раз за разом ждать концовки, в которой всё тайное станет явным. Собственно говоря, именно на этом построено большинство детективов, преследующих ту же цель, что и остросюжетный фильм.

 

Источник

Читайте также