Кино, которое режиссёры снимали по заказу государства и у них неплохо получилось.
Вдохновение и веление сердца были не единственными мотиваторами режиссёров. Как показала история советского кинематографа, фильмы можно снимать по заказу. Иногда — в обмен на возможность позже сделать желанную картину, а порой — как долг стране. Государство всегда заказывало кино и делает это до сих пор, но периодом тотальной агитки и пропаганды считаются 1950-1970 годы. Мы подобрали несколько примеров, как это было.
Как мультфильм «Вовка в тридевятом царстве» должен был прославить труд, а «Большая перемена» — повысить уровень образования населения. Почему Эльдара Рязанова шантажом заставили снимать «Дайте жалобную книгу», а актёрам «Следствия ведут ЗнаТоКи» не разрешали портить честь мундира съёмками в других фильмах. Рассказываем про кино, снятое по принуждению, но любимое зрителями.
В Советском союзе кино считалось важнейшим из искусств. Каждый новый фильм или мультфильм становился событием, которое обсуждали. Чиновники быстро сориентировались, что с помощью кино можно влиять на умы советских граждан и направлять их в нужное русло. Поэтому множество фильмов снималось не по собственному желанию кинематографистов, а по велению сверху.
Основным заказчиком кино, мультфильмов, радиопостановок было государство, а именно — Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио) и Государственный комитет по кинематографии (Госкино).
В условиях плановой экономики они составляли годовую разнарядку с темами, на которые должны были быть сняты художественные и документальные фильмы, нарисованы мультфильмы, поставлены спектакли, концерты. Комитеты спускали директиву в студию, которая назначала режиссёра, ответственного за проект.
Среди десятков картин большая доля приходилась на детское кино и экранизации, считалось что фильмы должны достойно воспитывать подрастающее поколение советских граждан. Кинопропаганду активно использовали, когда государству срочно надо было показать, как хорошо жить в деревне или какие в СССР доблестные сотрудники милиции. Режиссёры открыто вспоминали, как не любили заказное кино, но иногда оно получалось намного лучше того, которое хотели снимать сами постановщики.