С. Крэйг Залер известен как режиссер хоррор-вестерна с Куртом Расселом «Костяной томагавк» и оды тюремному мордобитию под названием «Драка в блоке 99», где Винс Вон топтал головы врагов, словно помидоры. Но на этом таланты Залера не заканчиваются. Он также стал вполне успешным писателем, чьи произведения «Духи рваной земли» (жестокий вестерн в духе работ Кормака Маккарти) и «Мерзкие дела на Норт-Гансон-стрит» (мрачная полицейская сага о том, как злоупотребление властью рушит жизни всех вокруг) даже были изданы в России. И на них, как и на его фильмы, стоит обратить внимание.
Залер известен тем, что очень любит фокусироваться на жестокости (иногда так сильно, что происходящее напоминает трэшовый ужастик) и не торопить события, рассказывая историю очень-очень медленно. И если в новом фильме в плане жестокости он пошел на попятную и уменьшил ее дозы, то скорость он замедлил еще сильнее.
Раньше это была черепаха, а теперь это черепаха с тремя отстреленными лапами. Но самое удивительное — это ничуть не навредило фильму. Кино получилось очень хорошим, можно сказать — лучшим в его фильмографии, максимально близкое по духу к культовому сериалу HBO «Прослушка». Медленно, чернушно, остросоциально и очень реалистично.
Фильм состоит из трех параллельно развивающихся сюжетных линий. Пара полицейских Бретт (Мэл Гибсон) и Тони (Винс Вон) во время задержания одного наркоторговца позволяют себе немного больше, чем положено офицерам полиции. Они попадают в объектив одного из соседей подозреваемого, который, конечно, решает поделиться материалами с телевизионщиками. Результат очевиден — напарников отстраняют от службы.
И если для Тони, передвигающегося на хорошей машине и встречающегося с обеспеченной женщиной, это не конец света, то для Бретта, живущего с больной женой и постоянно подвергающейся унижениям девочкой-подростком в ужасном нищем районе — это просто катастрофа. И он подбивает напарника на авантюру. Суть ее проста: Бретт получает наводку на какого-нибудь темного дельца, и они его грабят. Если бы все было так просто!
Одновременно с этим из тюрьмы выходит темнокожий парень по имени Генри (Тори Киттлз), желающий вместе со своим другом детства Бискитом (Майкл Джей Уайт) раздобыть средства на улучшение жизни матери-наркоманки и брата-инвалида. Естественно, незаконным путем.
Где-то фоном по городу ходит таинственный человек в черном, убивающий и грабящий всех подряд. В определенный момент все эти линии сойдутся, и зритель поймет, что к чему. Но путь к этому будет очень долгий. Как же хорошо, что по дороге нам предстоит увидеть замечательную актерскую игру и великолепные диалоги.
Благодаря почти трехчасовому хронометражу фильм успевает очень детально раскрыть всех основных действующих лиц. У Гибсона и Вона такая внушительная химия, что даже хочется, чтобы это была серия комедийных боевиков — фильма три-четыре.
Между Тори и Джей Уайтом довольно трогательные отношения. Майкл ненадолго отошел от амплуа брутального героя боевиков и тут смотрится больше напуганным участником, нежели бывалым бандитом. Режиссер смог добиться того, что начинаешь сопереживать абсолютно всем основным героям. Но прекрасно осознаешь, что у всех все не может быть хорошо. Уж больно глубокой оказывается выгребная яма, в которую они решили забраться ради наживы.
Кроме диалогов и актерских работ одним из главных достоинств стал не самый типичный посыл. Фильм с огромным трудом можно назвать политкорректным. Тут есть критика в адрес либеральных СМИ, которые сами проявляют нетерпимость, когда надо в кого-нибудь вцепиться. Один из персонажей даже говорит, что проживание в черном районе вообще превращает его в расиста. Плюс небольшая линия с успешной независимой женщиной, которая, родив ребенка, больше не хочет быть главной по зарабатыванию денег в семье, а муж наоборот заставляет ее идти на работу, так как его зарплата гораздо ниже.
Фильм полон дельных мыслей и острых фраз. Юмор очень помогает картине не провиснуть. Даже чудовищная по своей сути сцена, где персонаж Вона минуты 3-4 просто ест сэндвич, идеально сглаживается последующим диалогом, оправдывающим существование всего этого эпизода. Залеру великолепно удается писать разговоры между копами — это было видно по его книге «Мерзкие дела на Норт-Гансон-стрит».
Как и то, что он очень любит, чтобы финальный экшен был тактическим. Так происходит и в «Закатать в асфальт». Фактически единственная перестрелка — это неспешная игра в шахматы в минималистских декорациях, а не эффектная мясорубка.
Несмотря на вышесказанное, недостатками фильм не обделен. Одним из них стала картинка. Залер никогда не был визуалистом, но тут она совсем блеклая. Иногда в кадре так паршиво с освещением, что когда в следующей сцене показывают дневное время суток, это просто атака на глаза. Фильму бы не помешали бы хоть пара эффектных моментов. Вторая проблема — продолжительность. Интересно смотреть первый раз, но пересмотр очень сомнителен. И, наконец, финальные минуты, оставляющие очень спорное впечатление. Слишком силен контраст с тем, что было до. В остальном жаловаться не на что.
«Закатать в асфальт» — феноменально медленный, но очень реалистичный полицейский триллер, где хороший сценарий и сильная актерская игра нивелируют почти полное отсутствие динамики и скучноватую картинку.
Источник