Все нижесказанное является субъективным мнением одного человека(с попыткой в объективность). Автор не утверждает, что его мнение – это истина в последней инстанции, с этим мнением можно не согласиться и это нормально. Автор глубоко надеется на адекватную критику. Спасибо за понимание. И да, опасайтесь спойлеров.
Я. Обожаю. Oxenfree. Это одна из моих любимых игр. В плане нарратива, как минимум. За какой бы я аспект ни взялся — все в ней прекрасно. Есть конечно пара косяков, но они ничто, по сравнению с опытом, который дарит игра. И я попробую объяснить, чем же так прекрасна
Подростки сталкиваются с паранормальной хренью(опять)
Если начинать описывать сюжет Oxenfree, то получится описание типичного подросткого хоррора/слэшера: группа подростков приезжает на остров туснуть, а по итогу с ними начинает происходить всякая дичь. Алекс(главная героиня), ее друг Рен и новообретенный сводный брат Джонас приезжают на остров, чтобы поделать всякие тинэйджерские штуки, встретив на острове так же Клариссу и Нону. И с самого начала проявляется то, за что я невероятно люблю нарратив этой игры — диалоги. Это буквально самые живые диалоги, которые я когда либо слышал в играх. Слова паразиты, паузы, запинки и еще куча других литературных терминов. И они озвучены не менее великолепно — актерская игра действительно хороша. И на диалогах также завязана и еще одна фишка игры — нелинейность. Почти каждая твоя реплика, каждый выбор так или иначе найдет свое отражение по ходу прохождения или же в концовке(у которой немало вариаций, зависящих от ваших действий и отношений с Реном, Ноной, Джонасом и Клариссой). И да, кардинально почти ничего не меняется прямо здесь и сейчас, но тем не менее персонажи часто упоминают то, что ты недавно сказал, и это те мелочи, которые делают картину краше.
А что там по сюжету?
Как я уже написал, наша группа прибывает на остров и встречается с Клариссой и Ноной. Опишу немного персонажей. Алекс — поскольку она ГГ, то четкого характера у нее нет, все отдается на волю игрока, лепи из нее что хочешь. Джонас — достаточно приятный молодой парень, со своими переживаниями и скелетами в шкафу, которые мы выясним(или нет) по ходу игры. Рен — задорный весельчак, легкомысленный, простой, присутствует в сюжете чтобы иногда подкидывать забавные ситуации и реплики, но особой глубины в этом персонаже нет. Кларисса — пожалуй самый интересный персонаж, ведь именно на конфликте ее и Алекс строится значительная часть сюжета, ее раскрытию уделено немало времени и хоть по началу она ведет себя стервозно и скорее бесит, со временем к ней проникаешься, ведь она, как и Алекс, пережила утрату близкого ей человека и в принципе не такой она и однозначный персонаж. Нона — пожалуй самый неинтересный персонаж, за все 5 прохождений так и не смог проникнуться к ней симпатией, ведь у нее нет тупо ничего, за что можно было бы зацепиться.
Продолжим. Группа начинает отдыхать на пляже, потом Алекс и Джонас, предварительно поигравшись с радио с Реном, отправляются в пещеру со странными надписями и там открывают проход в потусторонний мир, прокладывая дорогу погибшим когда-то на судне «Каналоа» уже в наш мир. И тут начинается чертовщина. Призраки, голоса, временные петли, галлюцинации, вселения и больше, больше треугольников. Постепенно, исследуя остров и продвигаясь дальше по сюжету как персонажи, так и игроки начинают постепенно разбираться со всей этой эпидерсией и лучше узнавать историю острова, которая отнюдь не такая простая. Так или иначе группа выбирается с острова и казалось бы все закончилось. Но нет. Попав однажды на остров и открыв проход в иное измерение запустилась временная петля, в которую попала Алекс. Призраки постоянно будут говорить, что с острова вам не уйти и петля будет бесконечной.
Повторное прохождение будет несколько отличаться от первого, что постоянно будут напоминать призраки, говоря «о, это снова ты» и «отсюда нет выхода», а также расставленными в определенных местах радиостанциях, благодаря которым все же можно прервать петлю, послав сообщение себе в прошлом. И это достаточно креативный способ разнообразить повторное прохождение игры, даже учитывая то, что она нелинейная.
Коммуницирование с потусторонним
Основным инструментом взаимодействия с призраками, а также и с объектами на острове является радио.
Настраиваясь на нужные частоты можно ловить всякие передачи, в том числе и музыку, у определенных стендов можно получить больше информации об острове и его достопримечательностях, у особых камей можно получить больше информации о судне «Каналоа» и его обитателях, а с определенного этапа можно открывать особые двери.
При первом прохождении игра даже смогла меня немного попугать, но постепенно хоррор сменяется мистикой, а персонажам начинают надоедать выходки призраков, что даже в какой-то степени является стебом на клише в фильмах про подростков, с которыми случается какая-то хрень.
Музыка, визуал, атмосфера и все вот это
Композитор Oxenfree, scntfc, проделал просто отличную работу — синтовый, немного ретровый саундтрек отлично подходит настроению и тону игры, а также он крайне самобытный. Также крайне самобытным я могу назвать и визуальный стиль: нарисованные от руки задники и фото, которые периодически делают герои, стилизованный вид персонажей, дизайн локаций в котором очень много всяких ретро штук — все работает на атмосферу делая остров Эдвардса уникальным и запоминающимся местом.
Загадки острова Эдвардса(которые вышли за пределы игры)
Сценаристы игры проделали просто колоссальную работу по проработке лора и интегрировании его в игру и повествование. Описать все секреты игры так же хорошо, как Likoris, я не смогу, поэтому оставлю ссылку на его видео, рекомендую ознакомиться неравнодушных, контент то качественный.
Создатели игры, а в частности scntfc, организовали игру в реальном мире: разгадывая оставленные в игре и в композициях из саундтрека загадки, которые затем перешли в реальный мир, игроки постепенно приближались к награде — на одном островке близ Сиэтла, игроки, собравшись в группу, отыскали спрятанный сундучок со всякими прикольными ништяками. Есть даже документалка, посвященная этому:
И это круто.
Те немногочисленные косяки
Какой же это обзор без упоминания минусов? Во-первых — это немногочисленные баги. Большинство из них не критичные, но однажды у меня случилось так, что в определенный момент не срабатывал скрипт и я не мог выйти с локации. Через десяток перезагрузок и опытным путем я выяснил в чем проблема, и продолжил играть. Во-вторых — продолжительность диалогов и время, затрачиваемое на прохождение локаций не синхронизированно, из-за чего порой приходится либо стоять на месте пару минут дослушивая диалог, либо половину локации бродить в полной тишине. Неприятно.
Выводы я писать не люблю, а вы вроде уже взрослые, сами все для себя решите. На сим прощаюсь. Всем добра. Кстати, я тут в интернете вычитал про игру одну, Oxenfree называется вроде. Говорят она хорошая. Надо будет обязательно сыграть.
P.S. Если кому-то будет интересно, могу заделать обзор и на Afterparty.