Ответвления культовой серии.
Серия The Elder Scrolls существует уже 23 года и за это время приобрела культовый статус. Однако чаще всего вспоминают о номерных частях, либо недавно вышедших ответвлениях (Elder Scrolls Online и Legends), а про другие спин-оффы, как правило, забывают. О них и пойдёт речь.
An Elder Scrolls Legend: Battlespire
В 1996 году вышла вторая часть серии — Daggerfall. Она вышла с устаревшей графикой и кучей багов, но поразила всех своим огромным процедурно-сгенерированным миром, продуманной ролевой системой и полностью нелинейным геймплеем. На этом фоне выход Battlespire выглядел странно: игра абсолютно линейная, ролевая система, хоть и перекочевала из Daggerfall, оказалась урезанной, да и в общем оказалась больше Action, чем RPG, из-за чего небоевые навыки оказались практически бесполезными. Вдобавок, подкачала техническая реализация, поэтому опыт можно было бы назвать неудачным, если бы не два «но»:
- по сравнению с простыми диалогами в Daggerfall (которые порой состояли исключительно из BLANK BLANK BLANK), в Battlespire они превосходно написаны и озвучены, за ними интересно следить. Плюс, хоть сюжет достаточно простой, можно узнать много интересного о мире The Elder Scrolls;
- мультиплеер. Это первая игра серии, в которой ввели возможность играть с другими игроками. Можно было как совместно проходить кампанию, так и устроить Deathmatch. Трудно сказать, было ли интересно играть с другими игроками, но в рамках серии это был как минимум необычный опыт.
В итоге, Battlespire вышла неоднозначной: расширение лора, интересный мир самой игры и доставшаяся в наследство ролевая система были перевешены неудачным интерфейсом (к которому можно привыкнуть) и постоянными проблемами с движком (с которыми нужно смириться).
Важность части для лора: Battlespire дал много информации о даэдра, их иерархии и взаимодействии. Также именно в этой части впервые был показан Каирн Душ, который в дальнейшем появится только в Dawnguard.
Стоит ли играть в 2017: не фанатам серии или жанра dungeon crawl, скорее нет. В Battlespire не было никакого новаторского геймплея, а о событиях можно прочитать отдельно.
Как приобщиться: купить на GOG, запускается через DOSBox. Также можно найти перевод от «Фаргус».
Интересные факты:
- действие происходит на космической станции-крепости на орбите планеты Нирн;
- это последняя игра серии, в которой обнажённые тела не были добавлены модами;
- в коробке с игрой лежала записка с извинениями разработчиков за то, что Morrowind не выйдет в 1998 году.
The Elder Scrolls Adventures: Redguard
Годом позже вышла ещё более непохожая на Daggerfall часть — Redguard. В отличие от Battlespire, тут нет даже намёка на ролевую систему, персонажа создать нельзя, а акцент сместился с Action на Adventure. Да, Redguard — это полноценный квест с длинными, но линейными диалогами, исследованием локаций, решением иногда достаточно сложных головоломок и простенькими боями.
Диалоги тут занимают больше всего времени и они очень интересные, а каждый персонаж кажется уникальной личностью. Однако эти же самые диалоги очень сильно раздражают халтурной озвучкой, которая ещё и режет слух плохим качеством оцифровки, из-за чего хочется выключить звук. С исследованием тоже есть проблемы: управление персонажем крайне неотзывчивое, а камерой нельзя управлять, поэтому уровни с прыжками по платформам и канатам убивают много нервов, а бои превращаются в канкан на клавиатуре со спамом по кнопкам стрейфа и удара.
И в то же время Redguard очень интересная игра. Отсутствие карты в начале и каких-либо указаний, кроме записей о полученной информации, побуждает разговаривать с персонажами чтобы узнать хоть что-то о происходящем, и это добавляет погружения, ведь герой тоже ничего не знает.
Сюжет довольно нетипичен для серии как минимум потому, что играть нужно не за созданного игроком персонажа, а редгарда Сайруса со своей историей и чётко обозначенными целями, не связанными со спасением Тамриэля (хотя эпичности и тут будет достаточно).
В отличие от Battlespire, Redguard получился хорошим представителем своего жанра: пускай в него не всегда удобно играть, но оно того стоит. К сожалению, коммерческого успеха игра не получила, поэтому продолжение серии Adventures мы вряд ли увидим.
Важность части для лора: хронологически события игры происходят между Elder Scrolls Online и Arena, и рассказывают о восстании редгардов против Империи Тайбера Септима. Помимо этого вместе с игрой шёл «Карманный справочник по Империи», в котором описана история Второй Эры. Также Redguard даёт много информации про некромантов во вселенной The Elder Scrolls. Что более важно, именно с этой игры начал формироваться текущий лор: двемеры перестали быть дворфами, каджиты стали именно котами, впервые упоминались ту’умы, Седобородые, путь голоса, драконорождённые и другие элементы мира, появившиеся в следующих частях.
Стоит ли играть в 2017: да, особенно на фоне малого количества квестов в последнее время.
Как приобщиться: купить на GOG, запускается через DOSBox. Также можно найти перевод от «Фаргус».
Интересные факты:
- у Bethesda были планы ещё на две игры серии Adventures, действие которых происходило бы в Эльсвейре и Чернотопье, но их отменили из-за коммерческого провала Redguard;
- это первая часть серии, сделанная полностью на трёхмерном движке;
- именно в этой части, а не в Skyrim, впервые появился и был убит дракон;
Сравнение города Порт-Хандинг в Redguard и ESO:
Серия The Elder Scrolls Travels
В отличие от предыдущих спин-оффов, серия Travels выпускалась исключительно на мобильных телефонах и насчитывает целых четыре игры, разных по масштабу.
Stormhold и Dawnstar
Две практически одинаковые игры, по механике напоминающие Might&Magic: нужно исследовать лабиринты подземелий и сражаться с монстрами. Можно играть за один из десятка заранее созданных классов, но вот выбора расы нет. Несмотря на мобильность, у обеих игр есть сюжет. В Stormhold вся игра проходит в тюрьме и нужно спасти себя и других заключённых от Смотрителя, а в Dawnstar нужно защитить знакомый по Skyrim город Данстар от нашествия ледяных демонов.
Важность частей для лора: за исключением упоминания Штормхолда, нулевая.
Стоит ли играть в 2017: только если есть телефон, который способен их запустить.
Как приобщиться: найти в интернете .jar файлы и запустить через эмулятор (например, MiniSoyo). Или иметь один из поддерживаемых телефонов.
Shadowkey
Выпущенную для Nokia N-Gage Shadowkey можно считать одним из немногих спин-оффов, которые пытаются наиболее точно передают механику старших частей. Здесь есть и огромный (особенно по меркам портативной игры) мир пограничных территорий Хаммерфелла, Хай-Рока и Скайрима, и создание персонажа с выбором расы и класса, и относительно нелинейное прохождение, и хороший сюжет, и даже кооператив через Bluetooth для четырёх человек.
Но, как обычно, подкачала техническая реализация: дальность прорисовки была очень низкой, из-за чего порой было не видно куда идти, неудобные карта и боевая система, от которой сражения превращались в пытку с попытками прицелиться маленькой точкой в надежде, что удар будет засчитан.
По словам разработчиков, прохождение игры занимает 30 часов, что много даже для игр для стационарных устройств. Вот только несмотря на все плюсы, играть в Shadowkey не очень приятно.
Важность части для лора: в Shadowkey рассказывается о событиях, происходящих параллельно сюжету Arena.
Стоит ли играть в 2017: нет. Ну или исключительно из спортивного интереса.
Как приобщиться: эмулятор N-Gage есть только для Symbian, поэтому нужно иметь либо сам N-Gage, либо телефон на Symbian, либо через эмулятор Symbian запускать эмулятор N-gage.
Oblivion Mobile
Самая интересная из мобильных частей The Elder Scrolls. Игра выполнена в изометрической проекции, имеет приятный геймплей и ролевую систему из Arena c возможностью выбора класса. Сюжетно, как ни странно, повторяет Oblivion, только вместо открытого мира — 12 линейных уровней, нет выбора варианта ответа в диалогах, а у главного героя есть своя личность. Всего прохождение занимает около шести часов при том, что игра «весит» меньше 200 кб.
Важность части для лора: нулевая, потому что повторяет события Oblivion.
Стоит ли играть в 2017: только если есть телефон, который поддерживается игрой.
Как приобщиться: аналогично Stormhold и Dawnstar.
Спин-оффы, которых не существует
The Elder Scrolls III: Morrowind Mobile
Несмотря на название, это лишь фанатская поделка, как подтвердил Пит Хайнс, для мобильных телефонов. Сделана она наподобие Oblivion Mobile, но немного с другой перспективой и рассказывает свою историю про появление Кровавой Луны над Вварденфеллом. Несмотря на это, игра сделана неплохо.
Ценность части для лора: как у обычного фанфика.
Стоит ли играть в 2017: только при наличии телефона, который поддерживается игрой.
Как приобщиться: только при наличии телефона, потому что все из опробованных эмуляторов j2me запускать её отказались.
The Elder Scrolls Travels: Oblivion
Амбициозная, но отменённая игра по мотивам Oblivion для PSP. Про неё известно не так много: без открытого мира (есть центральный хаб, из которого нужно перемещаться на линейные уровни), механики старшей части и своя собственная история. Действие должно было происходить в Хай-Роке, так как планировалось показать, что Кризис Обливиона затронул не только Сиродил. 180 квестов, уникальные Планы Обливиона со своими финальными боссами, достаточно увлекательная для портативной игры боевая система, и всё это на двух UMD-дисках.
Предполагалось, что игра выйдет в 2007 году, но что-то пошло не так, и до релиза она не дожила. Неизвестно, что именно произошло, потому что комментариев не было ни от Bethesda, ни от самих разработчиков — студии Climax. Однако можно опробовать ранние билды, в которых реализованы базовые механики вроде боя, диалогов, торговли, а также есть несколько локаций для исследования.
Важность части для лора: неизвестно, но по имеющейся информации эта часть должна была расширить историю Кризиса Обливиона.
Стоит ли играть в 2017: стоит.
Приобщиться: слитые билды лежат на торрентах, запускать либо через, собственно, PSP (у меня не получилось, возможно из-за старой прошивки), либо через эмулятор PPSSPP.
P.S. Огромная благодарность smt за помощь в написании статьи.
Источник: DTF