И один из лучших русских фильмов в принципе.
Честно, в последнее время кино уже редко удивляет. Да, у нас стали лучше и красивее снимать, но вот чтоб прям до дрожи — не было давно. У молодого режиссера Андрея Смольного (конечно, при участии небезызвестного Александра Роднянского — у человека определенно есть чуйка и вкус), кажется, удалось невозможное — в свои 32 года снять невероятно смелое и актуальное кино, рубящего с плеча по многим конфликтам, долгое время замалчивающимися в искусстве.
Итак, сюжет. Андрей, уже почтенного возраста человек, живет в небольшой деревеньке, и перебивается случайными заработками — то чинит кровлю молодой вдове, бросающей на него недвусмысленные взгляды, то выгуливает соседскую собаку, но основное его занятие — забив свиней. Жители современной деревни стали нежнее, и уже не все из них могут поднять руки на своих откормленных питомцев, и, собственно, зовут Андрея. Андрей не то чтобы чурается этого занятия, ведь он ветеран Первой Чеченской войны (что, конечно, накладывает на него большой отпечаток) и, хладнокровно забив животное, опаивает паяльной лампой его шерсть (эта сцена поконкурирует с мерзостью у Ларс фон Триера).
Андрей прошёл войну. Конечно, за 25 лет многое в его душе улеглось — кто бы что не говорил, время, хоть самую малость, но лечит. Но он все ещё пытается забыться в алкоголе, тяжело сближается с людьми и не имеет близких друзей. При этом Андрей не законченный алкаш — довольно хозяйственный мужик, держащий дом в порядке. Та самая пара пенсионеров постоянно подыскивают ему жену, а он лишь отшучивается в ответ. Но вот, в один из дней в деревню приезжает сослуживец Андрея Егор — около года он вел поиски Андрея, и наконец нашёл его в этой деревне. Конечно, они рады встрече, выпивают, вспоминая как командир взвода подорвался на мине, уйдя за водой, и прочие прелести войны. Андрею наконец есть кому высказать все то, что он долгие годы держал в себе. Но друг приехал не просто так, а предлагает Андрею дело — старый генерал, продававший своих ребят вражеской стороне, по его информации, живет в какой-то подмосковной деревне. Конечно, Андрей соглашается.
Протяжный контрабас создаёт тревожную атмосферу триллера, как в Сикарио, а среди исполнителей тут затесался Хаски — самый настоящий панк в современном рэпе (чего стоят только акции с собственными похоронами) а его некропоэзия идеально ложится на визуальный ряд фильма, предавая ему дополнительных слоев и глубины. Надо сказать пару слов и про актеров — абсолютно все роли играют непрофессионалы, и выглядят они чертовски убедительно.
Андрей это совсем не Данила Багров, хоть поначалу и может так показаться — они оба прошли одну войну, но Данила вышел из неё победителем — да, она сделала его жестоким, но Андрея война сломала о колено — и вот уже 25 лет он не может оправится после этого. Поэтому тут и не случается эффектного боевика — происходящее скорее похоже на последнюю волю умирающего Бога — могучего, крепкого, но уже сломленного внутри, обреченного на смерть, и прекрасно осознающего это.
Если особо чувствительны даже к незначительным спойлерам — вы вступаете на их территорию. Прибыв в село, Андрей и Егор встречают совсем нетривиальную картину — вместо грозного генерала, живущего на наворованное злато, перед ними предстает жалкий старикашка на инвалидной коляске, за которым ухаживает внучка (а точнее — внук, сидящий на женских гормонах) в каком-то убогом бараке. Генерал рад встрече, и, что называется, угощает как может, еще не осознавая, что его бывшие подчиненные жаждут крови. Но Егор определенно испытывает чувства к феминному внуку генерала, и ночью они вместе уезжают, оставляя Андрея один на один с человеком, ответственным за его сломанную жизнь.
Забойщик свиней — по-хорошему андеграундное, умное, тонкое и чертовски эффектное кино. Пропустить его — чуть ли не прожить этот год зря, итак небогатый на крутые релизы. Сродни преступлению. Если Андрей Смольный сделает свой следующий фильм хотя бы на приблизительно таком же уровне — определенно выбьет себе особое место в истории кинематографа. Хотя, к чему лукавить и кокетничать — он уже это сделал.
Спасибо всем за внимание, особое спасибо тем, кто дочитал до конца, и подписывайтесь в телеграм, пощу туда всякое про кино. https://t.me/thatshotishot