Главное из интервью с режиссёром.
Режиссёр Стивен Содерберг, в своё время снявший «Одиннадцать друзей Оушена», впервые заявил о том, что уходит из кино, ещё в 2013 году. Тогда он ушёл на телевидение и создал сериал «Больницу Никерброкер». В 2017 году постановщик всё-таки вернулся в большое кино с фильмом «Удача Логана». В последнее время имя Содерберга чаще всего всплывает в связи с его экспериментальными проектами, такими как «Мозаика» или «Не в себе».
Журналисты IndieWire встретились со знаменитым режиссёром на фестивале Сандэнс, на котором когда-то прогремел его первый полнометражный фильм — «Секс, ложь и видео», и взяли у него интервью. В нём он поделился подробностями о своих творческих планах, — иногда довольно неожиданных.
Как и в далёком 2013 году, когда он заявлял о том, что «в культурном отношении фильмы теперь значат не так много», постановщик настроен решительно. К производству классического студийного кино он возвращаться не собирается.
Я не могу представить такую ситуацию, чтобы я вернулся [к большому кино]. Не знаю, что хорошего из этого может получиться. Не думаю, что студиям нужно то, что я предлагаю, и не знаю, нужно ли мне то, что предлагают они. Есть определённые вещи, которые у них получаются хорошо — ими они и занимаются.
К Голливуду у Содерберга множество претензий — от невероятных маркетинговых бюджетов, иногда превышающих затраты на производство, до низкого спроса на оригинальные фильмы. Отказавшись от сотрудничества с крупными студиями, Содерберг планирует посвятить себя созданию и продвижению независимого кино и экспериментальным проектам.
Я играю вдолгую. Я пытаюсь создать подход, при котором выпущенный фильм приносит будет приносить прибыль его создателям и тем, кто участвовал в его производстве. Это займёт время.
Содерберг много говорит о новых способах финансирования и продвижения, однако «Не в себе», новый фильм режиссёра, привлёк внимание публики прежде всего из-за необычного способа съёмки — весь фильм снят на айфон. Кроме того, съёмки заняли всего неделю, а монтировали фильм прямо на площадке. Главные роли исполнили Клэр Фой («Корона», «Время ведьм») и Джуно Темпл («Малефисента», «Киллер Джо»).
«Не в себе» — не первый фильм такого рода, однако если Шон Бейкер снимал «Мандарин» на телефон из-за бюджетных ограничений, то Содерберг сделал осознанный выбор в пользу айфона. Кроме того, он планирует продолжать использовать камеру на телефоне в качестве основного инструмента съёмки для своих будущих фильмов.
Я считаю, что за этим будущее. Никто из тех, кто пойдёт на мой фильм, не зная о том, как его снимали, не догадается, что его сняли на телефон. И это не самонадеянное высказывание.
Содерберг считает, что айфон, как средство съёмки, недооценивают — «люди забывают о том, что это 4К». По мнению режиссёра, такое качество съёмки способно «поменять правила игры». На прямой вопрос о том, планирует ли он снимать все свои будущие фильмы в этом формате, режиссёр ответил так:
У меня должна будет появиться очень веская причина, чтобы отказаться [от съёмки на айфон]. У многих есть предубеждение относительно размера съёмочного устройства — у меня такой проблемы нет. [Съёмка на айфон] давала мне, как постановщику, невиданный уровень свободы — и продолжает давать.
Несмотря на свои грандиозные планы в независимом кино, Содерберг всё ещё сохраняет связь с телевидением и с более традиционными проектами — недавно он снял интерактивную «Мозаику» для HBO и спродюсировал Godless для Netflix. К Netflix он, как и многие другие кинематографисты, предпочитающие выпускать фильмы в кинотеатрах, относится не слишком хорошо, но считает, что бороться со стриминговыми сервисами или критиковать их — абсолютно бессмысленно.
Жаловаться на Netflix — это как жаловаться на погоду. Это просто происходит, и нам нужно решить, как мы к этому относимся. В ближайшее время они никуда не пропадут. Можно говорить, что их деятельность разрушительна, что они ведут себя по-людоедски в тех или иных областях, но они предоставляют создателям фильмов новую аудиторию, там, где иначе её бы никогда не было. Точка.
Премьера нового продюсерского проекта Содерберга — документального фильма «Король», в котором история жизни Элвиса Пресли выступает метафорой истории США, — несмотря ни на что состоится не на Netflix, а в кинотеатрах. Содерберг надеется, что политизированный «Король» сможет «достучаться» до зрителей по обе стороны баррикад.
Наша план состоит в том, чтобы сделать и выпустить фильм, а не в том, чтобы подогревать истерику. Чтобы поговорить о том, что не так с Америкой, я выбрал не Кросби, Стиллза и Нэша, а человека, воплощавшего собой «американскую мечту». Кто-нибудь может с этим не согласиться, но у нас у всех где-то внутри есть чувство, что с Америкой что-то не так.
Содерберг считает, что успеху «Короля» в кинотеатрах современный тренд на просмотр кино дома не помешает.
Когда кто-нибудь говорит, что люди перестали ходить в кино, я говорю: «Окей, так создатели «Прочь» должны были продать этот фильм какой-нибудь платформе? Тогда бы у картины не было такого громкого успеха в кино по всему миру». В конце концов, в этом должны разбираться сами кинематографисты.
Источник: DTF