Мы ненавидим MCU за…
Неуместные шутки
Блокбастеры в первую очередь должны развлекать зрителя, с этим никто не спорит. Но есть вероятность, что в Marvel Studios даже не подозревают о наличии других способов поднятия настроения, кроме как постоянных шуток разного уровня глупости. Если подсчитать общий хронометраж всех юмористических моментов в MCU, то он сможет на равных посоревноваться с продолжительностью экшен-сцен.
И нет, мы вовсе тут не враги радости и смеха, расхаживающие по улице с плакатами No Fun Allowed. Просто хорошего должно быть в меру, а с этим у Marvel явно проблемы. Одно дело, когда шутки постоянно звучат в каких-нибудь «Стражах Галактики» с их нарочито-легкомысленным настроением или в «Капитане Марвел» с ее духом cheesy-90-х. Но к чему юморить в критических ситуациях, с которыми герои сталкиваются в «Мстителях: Финале» или «Первом Мстителе: Другой войне»? Это лишь мешает проникнуться историей, смещает акценты с сюжета на хохмы.
Причем ладно бы шутки были действительно удачными, но и это не всегда получается. К примеру, первый час «Финала» наполнен тоскливым и даже кринжовым юмором. И если сначала это работает на общие упадочные настроения среди героев, то затем просто становится неуместным. Или «легендарный» момент с Тони Старком и шаурмой в конце первых «Мстителей». Он якобы подчеркивает надменность и закрытость Тони Старка, но неужели нельзя было сделать это более изысканным образом? То есть — не сводя все к очередной шуточке.
Повторюсь — в шутках нет ничего плохого, но если вы пытаетесь делать серьезное лицо, то будьте добры держать его до конца, а не начинать корчить гримасы.
Вымученную драму
Однако хватает в MCU и попыток выдавить из зрителя слезу. Печальные расставания, яростные межличностные конфликты, трагические смерти — этого в киновселенной предостаточно. Вот только драматический эффект достигается вовсе не мастерски написанным сценарием и филигранной постановкой. По сути вся грусть работ Marvel Studios укладывается в два простых приема.
Первый — создание привязанности к персонажам. В арсенале авторов есть целая вселенная, в которой они могут демонстрировать выбранных супергероев так часто, как только захотят. Учитывая постоянные шутки, ты сам не замечаешь, как начинаешь симпатизировать Железному человеку или Капитану Америка. Потому любая их проблема частично задевает и тебя, ведь ты попросту привык видеть этих персонажей, преодолевающих любые невзгоды.
Второй — искусственное нагнетание атмосферы трагедии. Вспомните любые драматические моменты в киновселенной Marvel — абсолютно каждый сопровождается медленным приближением камеры к объекту и грустной музыкой. В этом нет никакого высокого искусства — слезы появляются из-за ассоциативного мышления, выработанного за годы просмотра кино и сериалов. Слышишь траурные скрипки — случилось что-то плохое. Это максимально низкий и безвкусный прием, пользующийся человеческой физиологией, а не взывающий к чувству прекрасного.
Само собой, есть исключения из правил. Мастерски поставленная финальная сцена с Таносом в «Войне Бесконечности» тому подтверждение. Увы, подобные приятные моменты встречаются слишком редко.
Несамостоятельность отдельных фильмов
Marvel Studios первой удалось построить целую масштабную вселенную из отдельных фильмов, это ее безоговорочное достижение, которое никто и не думает оспаривать. Более того, никто не сумел его повторить, что доказывают фильмы по комиксам DC и умершая в зачатке «вселенная монстров» от Universal. Однако триумф MCU сыграл злую шутку с отдельными картинами — их теперь попросту невозможно воспринимать как самостоятельные произведения.
Все киноленты после первых «Мстителей» ощущаются лишь подводками к очередному кроссоверу, в котором появится по-настоящему серьезная проблема. Все остальное — это небольшие интерлюдии, зарисовки из бурной супергеройской жизни. До уровня филлеров они не падают, так как обязательно в каждой картине выделят 10-15 минут на очередной Камень Бесконечности или мостик к кульминационному сражению.
И это вынуждает тебя если не смотреть, то наверняка следить за всеми фильмами киновселенной. А вдруг мне совершенно все равно на условного Человека-муравья, который, как оказалось, сыграл далеко не последнюю роль в «Финале»? Быть может, со мной эстетически диссонирует Ваканда и весь этот афро-футуризм? Но если я хочу сходить на очередных «Мстителей», то обязан знать события и этих картин. Даже если они совершенно ничего не значат в контексте общей сюжетной линии MCU, всего один крохотный момент может оказаться ключевым для истории.
Сцены после титров
Оговорюсь сразу — сама идея подобных сцен исключительно похвальна. Marvel Studios нашла прием, благодаря которому зрители сидят прямо до конца титров, просматривая имена тех, кто вложил сердце и душу в фильм. С точки зрения съемочной команды такой ход невероятно щедр. Однако само построение сцен часто смущает.
Проблема в их тональности, которая часто не соответствует общим идеям только что просмотренной киноленты. В разудалом кино «Капитан Марвел» после титров мы видим драму с гибелью половины всех живых существ из-за событий «Войны Бесконечности». После фильма «Человек-муравья и Осы», который многие посчитали отдушиной после шока от щелчка Таноса, — все те же смерти и всеобщий мрак. И без того шаткая целостность фильма разрушается еще на одном уровне, заодно как бы пассивно-агрессивно намекая, что на следующую картину MCU ты просто обязан сходить.
Хороший пример сцен после титров — небольшие юмористические или бытовые зарисовки вроде похода за шаурмой в «Мстителях», который спасает не самую удачную шутку Тони Старка. Но и тут следует быть аккуратным, так как иногда шутки убивают эффект от концовки. Ярчайший пример — «Тор 2: Царство тьмы», завершившийся впечатляющим клиффхэнгером, но в сценах после титров фокус с него сместился.
Неровную хореографию битв
Проблема постановки битв — один из наибольших бичей кинематографа. На каждый «Рейд» или «Сорвиголову» приходится с десяток менее выдающихся фильмов и сериалов, в которых сражений слишком надуманные и неестественные. Киновселенной Marvel частично удалось избежать этой проблемы, например, в «Мстителях», которые впечатляют за счет грамотной синергии между героями, или в «Другой войне», поединки в которой очень приземленные и по-армейски реалистичные. Увы, это исключения из правила.
«Война Бесконечности» и «Финал» наглядно продемонстрировали, что братья Руссо не могут управиться со столь широким ростером персонажей. Финальная битва напоминает невнятное месиво из спецэффектов и беготни супергероев. Чтобы хоть как-то структурировать происходящее, режиссерам даже часть бойцов вроде Доктора Стрэнджа или Капитан Марвел пришлось вывести из битвы.
В сольниках ситуация не сильно лучше. Особенно если вы читаете комиксы, тогда с легкостью заметите, насколько невыразительными и блеклыми получились киношные поединки. Единственное, что они хорошо показывают — огромное количество бюджета, вложенное в спецэффекты. Остальное находится максимум на уровне приемлемого, но не более.
Блеклую цветовую палитру
Когда ты идешь на дорогой блокбастер, то явно рассчитываешь на захватывающее и яркое действо. И если с первым у киновселенной Marvel еще полный порядок, то со вторым настоящая беда. Насыщенность и контрастность цветов кто-то будто намеренно прикручивает. Возьмем для сравнения «Валериан и город тысячи планет» — там настоящее буйство красок, которое с первых секунд пленяет тебя при просмотре в кинотеатре. Что может предложить MCU? Миллион оттенков синего и оранжевого.
Проблема цветовой палитры в принципе встречается сейчас в каждом втором фильме, но в работах Marvel Studios заметна особенно. Даже на ярких «Стражей Галактики» и «Тора: Рагнарек» будто сдули огромный слой пыли. Кому-то явно нужно поработать с цветокоррекцией, ведь эта проблема далеко не нова.
Приевшуюся «формулу Marvel»
Необычные режиссеры, не самые известные (или забытые) актеры на главных ролях, стремление пойти наперекор штампам комиксов — в эти три столпа упирает легендарная «формула Marvel», которую студия соблюдает вот уже 11 лет. Это достаточно долгий срок, а учитывая, как активно Marvel Studios штампует фильмы, возникает логичный вопрос — а не исчерпала ли себя привычная схема?
С точки зрения кассовых сборов — вовсе нет. Но вот в плане качественного кино — определенно да. Фильмы Marvel теперь напоминают жвачку, все сюжетные ходы в них абсолютно предсказуемы, если вы смотрите хоть что-то, кроме экранизаций комиксов. Индивидуальность приглашенных режиссеров гасится корпоративными принципами и нежеланием что-то менять. Об абсолютной творческой свободе речи идти не может со времен первых «Мстителей».
На этом фоне показательна ситуация с Эдгаром Райтом и «Человеком-муравьем». Райт покинул пост режиссера фильма из-за творческих разногласий со студией. А ведь он всегда славился своим сильным творческим видением и необычным подходом к стандартным на первый взгляд вещам. В итоге «Человек-муравей» получился максимум средним.
Просто вдумайтесь: чтобы снять два своих самых самобытных фильма, «Стражей Галактики» и «Тора: Рагнарек», Marvel Studios позвала Джеймса Ганна и Тайку Вайтити, режиссеров, на секундочку, «Порно для всей семьи» и «Реальных упырей» соответственно. И у них все равно получилось стандартное кино Marvel, просто чуточку лучше.
Нежелание экспериментировать
Сколько вы сможете назвать моментов в киновселенной Marvel, которые действительно можно назвать провокационными и шокирующими? Если сумели вспомнить хотя бы пару, то поставим вопрос иначе — а сколько из этих моментов впоследствии не было отменено? Правильный ответ — ни одного.
«Гидра», взявшая под контроль «Щ.И.Т.», скруллы среди людей, гибель половины всего живого во Вселенной — это безусловно запоминающиеся события, увидев впервые которые можно невольно воскликнуть «что это, черт подери, было?!». Однако будьте уверены, что раз у вас возникла такая реакция, то это определенно знак, что в будущем все вернется на круги своя. Без лишних объяснений или стараний, просто чтобы сохранить статус кво.
Получается, что даже самые страшные спойлеры при таком подходе становятся бессмысленными. Какая разница, кто там умер, если в итоге зрители обязательно столкнутся снова с погибшим персонажем? Фильмы киновселенной постоянно дразнят нас, что вот теперь-то точно все наверняка, и готовятся нанести удар под дых, но в итоге передумывают и неловко разводят руками. Подобная концепция заставляет думать, что даже события «Финала» вполне могут обнулить.
Отработку социальной повестки
Тут, конечно, начинается зона тонкого льда, но после «Черной пантеры» и «Капитана Марвел» игнорировать желание Marvel Studios угодить кричащим активистам уже нельзя. Сразу отмечу, что защита прав угнетаемых — это дело крайне важное, и всем нам стоит быть толерантными к чувствам другим. Искусство как основной двигатель общества обязано поднимать подобные вопросы. Но делать это более умело, чем киновселенная Marvel.
Что нам, к примеру, дает сцена с Джо Руссо и его персонажем-геем в начале «Финала»? Она дополняет упадок мира после победы Таноса, но на этом ее суть исчерпывается. Зато у СМИ появился повод писать заметки про «первого открытого персонажа-гея в киновселенной Marvel». Если уж вы беретесь за столь тонкие темы, то раскрывайте их максимально полно и достоверно, а не проходитесь по ним вскользь ради упоминания в масс-медиа.
Причем дело не ограничивается одними социальными вопросами — речь идет вообще обо всем популярном и обсуждаемом. А потом кто-то удивляется, что Тор начал играть в Fortnite.
Отсутствие взросления сюжетов
У всех фильмов киновселенной Marvel возрастной рейтинг PG-13. Сделано это, чтобы по ним можно было массово продавать игрушки, фигурки и прочую атрибутику. Только вот выходят фильмы уже 11 лет. За это время даже те, кого родители в начальных классах вели за ручку в кинотеатр на «Железного человека», успели поступить в ВУЗ или найти работу, испробовать другие прелести жизни. Как изменилась за это время MCU?
Никак. Ровно те же герои сталкиваются с ровно теми же проблемами. Фильмы Marvel топчутся на месте, в них растет лишь количество всего, но никак не качество. Если посмотреть любой фильм из первой фазы, а затем сразу «Финал», то особой разницы можно и не заметить. Потому что в MCU нет глубоких морально-этических тем, остросоциальных вопросов или философской подоплеки — это максимально пресное кино, которое боится даже намеков на смелость.
Можно как угодно относится к «Гарри Поттеру», но эта сага от фильма к фильму становилась все взрослее и комплекснее вместе со своими зрителями. После выхода второй части «Даров Смерти» ты ощущал внутреннюю завершенность и полноту. Ты на самом деле приобрел что-то, извлек важные уроки и, быть может, осознал нечто о себе и мире вокруг. В этом и заключается цель кинематографа как искусства (о чем, к сожалению, все забыли к моменту выхода «Фантастических тварей»).
Однако киновселенная Marvel бесконечно далека от этих идеалов, равно как и от настоящего искусства. Она взывает не к внутреннему ребенку каждого, а к инфантильности в худших ее проявлениях. И фанаты даже оправдывают такой подход фразами в духе «раскритиковать может каждый, а вот получать удовольствие нужно еще уметь» или «вы все просто старые зануды». Только вот беда — студия Pixar со своими мультфильмами доказала, что вполне реально создать произведение, от которого будут в восторге люди всех возрастов. Той же политики придерживается и Cartoon Network, потому некоторые шутки, скажем, «Удивительного мира Гамбола» поймут только зрелые (и слегка испорченные) зрители.
Но MCU давит исключительно на некую «фанатскую жилку», пускает пыль в глаза, пытаясь скрыть свою пустоту. За 22 фильма можно было создать хотя бы один шедевр — но нет, лучше и дальше доить фанбазу, игрушки сами себя не купят. Успех напрочь стерильной киновселенной Marvel нанес огромную рану мировому кинематографу, воспитал поколение (а то и поколения) зрителей, для которых гибель мужчин в цветастых костюмах — это серьезный стресс и повод для депрессии.
А потом мы жалуемся, что настоящее кино умирает. Просто взгляните на суммарные кассовые сборы MCU и вспомните, сколько раз вы ходили на ее фильмы. Потому эта адская машина не заглохнет еще долго. Главное, чтобы она не подмяла под себя вообще все. Иначе мы только и будем наблюдать за надуманными конфликтами второсортных персонажей, бесконечно далекими от настоящего творчества.
Источник