Не «Кальмаром» едины.
Пару слов о корейской сериальной индустрии
Последние годы Корейская Волна по-настоящему «захватила» мир. Даже оставив в стороне музыкальный бум, популяризация корейской продукции в сериальном формате движется семимильными шагами. Так уже к 2017 году аудитория зрителей дорам из США превысила корейскую. А в 2020 года к-драмы не вылезали из трендов индийского Netflix: за время пандемии их просмотры увеличились на 370% в сравнении с прошлым периодом.
Прошедший же год и вовсе стал грандиозным для корейских сериалов на западе. Сначала «Игра в кальмара» взбудоражила весь мир и показала рекордные просмотры на Netflix, а позже «Зов Ада» и «Море спокойствия» закрепили этот успех.
С последними достижениями появилось и много зрителей, которые только-только удивленно открыли для себя потенциал корейского кинематографа. Стоит ли напоминать, насколько давно корейское кино на самом деле достигло больших высот? Еще в 2000 году на западе заговорили о талантливом молодом режиссере Пак Чхан Уке, который собрал рекордную кассу с «Объединенной зоной безопасности» у себя на Родине. В те же годы Ким Ки Дук ворвался в Европу и начал грести награды на кинофестивалях. Словом, это очень последовательный успех местного кинематографа.
Однако проводить прямые параллели между авторским полным метром и малыми экранами будет не совсем честно. В Корее они до сих пор существуют в очень разных вселенных. Рынок местных сериалов крайне консервативен и, стоит признать, все еще в отстающих. Этот факт находит отражение и в бюджетах, и в производственных процессах, и в многообразии жанров с сюжетами.
Тем больше изменил приход Netflix в Корею. Еще несколько лет назад мне не из чего было бы составлять такой список с рекомендациями, а вот теперь можно подвинуть самые хайповые релизы 2021 года и посмотреть на прошлые результаты качественного роста корейских сериалов.
В подборке я старался держать грань между субъективным мнением и тем, что объективно можно посоветовать незнакомому с азиатским кино (специфичных продуктов там хватает). Просмотрено же у меня в сумме где-то 60+ дорам (господи, на что я трачу свою жизнь).
Сигнал / Signal / 시그널 (2016)
Дистрибьютор: tvN
Где смотреть: ivi (озвучка)
Однажды по случайному стечению обстоятельств к молодому полицейскому попадает в руки таинственная рация. Все бы ничего, но в один момент из нее начал доноситься мужской голос, зовущий патрульного по имени.
Голос из рации принадлежал буквально человеку из прошлого: детективу, который двадцать пять лет назад шел по стопам серийного маньяка. Так многолетняя цепочка расследования получила новое развитие, но уже в настоящем времени.
Детективный триллер, серийные убийцы, два таймлайна — что еще нужно для счастья в корейском кино? На самом деле немного и, помимо прочего, Сигнал обладает по-своему уютной атмосферой. Он не зацикливается на саспенсе и детективной интриге, во многом это история о переплетении судеб трех конкретных людей, и на эмпатии зрителя к героям держится многое.
Временной парадокс — также важная часть сюжета, но не ключевая. В истории найдется место базовому «эффекту бабочки», однако не стоит ждать серьезного развития теории времени. Магическая рация здесь — лишь инструмент, двигающий детективный сюжет. Правда это и не однозначно плохо: сценарию таким образом удается не попадать в ненужные логические ямы и оставаться сфокусированным на драме и детективной части.
У руля создания «Сигнала» выступил Ким Вон Сок — один из тех авторитетных кинодеятелей, который способен выдавать поистине «режиссерские» сериалы. Впрочем, вокруг проекта в целом собралась нетипично мощная команда: на главных ролях люди из полного метра, а также одна из лучших жанровых сценаристов дорам, про которую еще вспомним ниже.
Королевство / Kingdom / 킹덤 (2019-…)
Дистрибьютор: Netflix
Где смотреть: Netflix (субтитры)
Династия Чосон, прошло три года после окончания Имдинской войны, ознаменовавшей военную интервенцию Японии в Корею. На фоне всеобщей разрухи над страной нависает другая проблема — кризис власти. Правитель династии при смерти, по одну руку которого находится не совсем законный наследный принц, а по другую — коварный королевский советник.
Пока советник пытается оживить уже полумертвого Короля «своеобразными» методами, в отдаленной деревне вспыхивает крайне странная болезнь, что приводит к разрушительным последствиям. Тем временем ничего не подозревающий наследник отправляется в ту же деревню в поисках доктора.
В 2019 Netflix ворвались на местный рынок буквально с двух ног и предоставили своему дебютному проекту самый большой бюджет на серию (~2 млн долларов) среди корейских дорам. И, стоит признать, создатели отлично им воспользовались и выдали прекрасную постановку массовых сцен с зомби, разнообразие локаций с реквизитом, убедительный грим и топовый актерский каст.
По итогу, «Королевство» стало флагманским корейским продуктом сервиса и получило высочайшие оценки от критиков и зрителей. Такой успех вполне по силам объяснить: создатели расчетливо объединили огромный опыт дорам в воссоздании родной исторической эпохи с возросшим интересом в Корее к зомби тематике. А еще тут режиссер, пришедший из полнометражного кино, и Ким Ын Хи — сценаристка «Сигнала» написала уже не первую крутую работу.
Результаты Королевства тут же заставили Netflix поверить в перспективность местного рынка. Стриминговый гигант три последующие года продолжает наращивать обороты с бюджетами и явно не собирается останавливаться на этом. Пару месяцев назад и Apple TV зашел на Корею с собственной премьерой. Не будь у компании такого хэдлайнера в 2019ом, кто знает, возможно бы сейчас у нас и не было такого яркого выбора среди азиатских сериалов.
Факультатив / Extracurricular / 인간수업 (2020)
Дистрибьютор: Netflix
Где смотреть: Netflix (субтитры)
У ничем не примечательного скромного старшеклассника Чжи Су были столь же обычные цели: поступить в университет, найти работу и жить размеренной жизнью. Но вот загвоздка — подростка бросили родители, а учеба в школе и подготовка к универу сами себя не оплатят. Так Чжи Су выбрал самый неординарный способ заработка: создал службу охраны проституток. Бизнес-план работал идеально, пока на пороге не появилась богатенькая одноклассница. И вновь в дело вмешивается роковая женщина.
Из синопсиса можно догадаться, что перед нами разыгрывают классическую карту двойной жизни и необычайно «взрослых» подростков. И да, сериал мастерски справляется с этими маневрами. Все десять серий создатели здорово работают с саспенсом и интригой, а противоречивые, умело написанные герои без лишнего контекста, заслуживают отдельной похвалы.
Важное достоинство проекта в том, как история играет на обмане ожиданий. Как незаметно она разрушает скепсис зрителя по поводу наивно-приторной подростковой темы, выводя канву сюжета в противоположную сторону. Учитывая общую фабулу, напрашивается характеристика «если б «Половое воспитание» было криминальным триллером». Беспросветным, кровавым, неминуемым.
Лично от меня, главная рекомендация после «Королевства».
Скиталец / Vagabond / 배가본드 (2019)
Дистрибьютор: SBS
Где смотреть: Netflix (субтитры)
Каскадер Чха Гон оказывается вовлеченным в таинственную авиакатастрофу, в результате которой погибает весь экипаж, в том числе и его родственник. Парень решается докопаться до правды причины крушения.
Однако в истории с трагедией оказывается замешано множество сторон. В том числе и Го Хэ Ри — молодая девушка, агент службы разведки, которая также сыграет свою роль в конфликте.
Если вы ищите развлекательное кино из жанра «все и сразу» — это тот самый кандидат. Местный сюжет выдает богатое сочетание экшена, политических интриг, шпионских игр и легкой корейской романтики. Собственно, самый настоящий парк аттракционов — не без доли наивности и допущений в истории, чем и приветствует легкомысленный подход к просмотру.
В виду жанрового набора важное слово осталось за бюджетом. Экшн упомянут выше не для красоты: сериал вовсе не стесняется отрываться от статичных крупных планов, балуя зрителя достойно снятыми динамичными сценами с погонями и перестрелками. И в кои-то веки место действия не ограничилось Кореей: некоторые эпизоды также снимали в Марокко и Португалии.
В итоге получилась на редкость концентрированная линейная история на 16 серий, без лишних подсюжетов. Увлекательно и драйвово, а большего тут и не нужно.
Милый дом / Sweet Home / 스위트홈 (2020)
Дистрибьютор: Netflix
Где смотреть: Netflix (субтитры)
Оставшись без родственников, старшеклассник Чха Хен-су переезжает в новую квартиру. Семейная трагедия и глубокая депрессия подводят его к мыслям о самоубийстве. Однако неожиданно смертельная опасность подобралась к парню с другой стороны: с новоиспеченными соседями начало происходить что-то неладное.
Теперь чтобы выжить, подростку придется объединиться с другими жильцами и противостоять уже совсем не людям.
Крайне узнаваемый проект с точки зрения подчерка Netflix. Со всеми достоинствами и недостатками. По крайней мере по началу история не стесняется себя преподносить именно в таком ключе: протагонист-подросток с необычными способностями, задорный экшн и яркая до пошлости мясорубка.
Но чуть позже любопытно будет отыскать и другую сторону. С развитием, в сюжет незаметно закрадываются перекликания с Lost. Тут и основной конфликт о запертой группе людей против внешнего мира. И внимание по ходу истории уходит к персоналиям общины. И затронутая тема грани человечности. Все это, правда, поделено на двадцать: рамки десяти 45-минутных серий не дают сценаристам продохнуть и потратить десятки страниц сценария на флешбэки героев второго плана.
Однако при всей похвальности идеи, у сериала хватает спорных моментов. От технических: несовершенный CG монстров далеко не всегда спасают свет и цветкор, а неровная режиссура вставляет себе же палки. До сценарных: придется потерпеть крайне скомканную экспозицию в начале и в целом быть лояльным к логике повествования.
Готовы мириться с его недостатками? Заскучать тогда он вам точно не даст. Тем более впереди нас ждет второй сезон, сьемки которого уже стартовали.
Незнакомцы из ада / Strangers from hell / 타인은 지옥이다 (2019)
Дистрибьютор: OCN
Где смотреть: Netflix (английские субтитры) или неофициальные источники
Молодому писателю Юн Чон У наконец удается выбраться из провинции в Сеул, получив работу в столице. Однако не все так радужно: средств на существование нет и приходиться поселиться в захудалом общежитии под снос. По соседству же с тесной комнаткой новоприбывшего живут извращенец, мужчина с разумом 10-летнего, бандит, совсем немногословный тип, а заправляет этим табором свойская, но чрезвычайно назойливая хозяйка пожилого возраста.
Нужно лишь слегка потерпеть, и при первой же возможности съехать — так прикидывал главный герой. Но и на новой работе с ходу не все заладилось…
Во многом каноничный представитель жанра психологических триллеров, который сумел построить очень тесный, камерный ад наяву в жизни конкретного человека. Давящая атмосфера необъяснимой угрозы, непредсказуемость героев, неминуемая сходимость множества проблем на протагонисте — важные черты сериала в рамках жанра.
Нельзя не отметить сьемку. Теснота общежития всегда подчеркивается операторской работой: общие планы с верхним ракурсом, способные видеть сквозь стены, и подглядывающая камера, где перспектива в кадре стеснена перегородками. А неестественные статичные кадры зачастую контрастируют с маниакальной ручной съемкой. В монтаже же постоянно мелькают матч-каты, в то время как подобные подходы вообще несвойственны для корейских сериалов.
К сожалению, как и в жизни протагониста, так и для зрителя по итогу не все так здорово. Для меня вышла крайне разочаровывающая кульминация, которая совсем не справляется с нависшим потенциалом перед последними сериями. Впрочем, это не отменяет всего остального хорошего, что есть у проекта. Тем более всегда есть вероятность, что у вас будет иной взгляд на столь претенциозную развязку.
Что важно, сериал умеет возбуждать очень редкое чувство непредсказуемости истории. И это самое ценное, что у него есть: атмосфера мистического напряжения с последующей туманностью судьбы героя. Да, далеко не все ожидания в итоге оправдываются, но и промежуточное ощущение того стоит.