На презентации киберспортивной Yota-арены в Москве мне удалось пообщаться с одним из ведущих российских комментаторов и аналитиков Dota 2 Ярославом Кузнецовым, более известным как NS. Он рассказал о том, как относится к играм, чего ждет от индустрии, и ответил на несколько вопросов о недавнем «провале» организации Kiev Major.
.responsive-container { width: 100%; padding-bottom: 21%; height: 0; overflow: hidden; position: relative; margin-top: 40px; margin-bottom: 40px } .responsive-inner-16×9 { width: 100%; padding-bottom: 21%; height: 100%; position: absolute; left: 0; top: 0; }
Начнем с наболевшего. История с открытым письмом кого-то из талантов о проблемах Kiev Major по Dota 2 и отношении PGL все никак не утихает — ты не в курсе, ситуация к чему-то пришла?
К чему пришло? Да пока ни к чему. Никаких подвижек в сторону улучшения или ухудшения, ни бонусов, ни санкций никто не получил, на сколько я знаю. Я, конечно, могу всего не знать, но надеюсь, что раз эта история вызвала резонанс, и на нее как-то отреагируют.
Проблемы, описанные в письме реальны, хоть это и не все проблемы и я и не со всем согласен. Я был во всех этих местах, могу все подтвердить, но некоторые вещи мне сами по себе проблемами не кажутся.
Например, бизнес класс в самолете и ли эконом — сам я летаю экономом, потому что хочу сэкономить деньги и понимаю, что организаторам тоже хочется немного сэкономить. Зарплаты тоже, деньги — вещь полезная, нужная и важная, но для меня это не главное.
Да и, в конце концов, у нас тут пока никто не Филипп Киркоров, не такие звезды.
У меня другая проблема была, с питанием. Это провал, абсолютнейший, полный провал — так организовать питание. И я могу сам пойти себе купить еды, но если работникам даются гарантии, они должны быть исполнены.
Valve как-то отреагировала?
Valve всегда все интересно, они читают фидбек, отвечают, но там работает не так уж много человек, и они устранились от проведения «мейджоров» отдали организацию PGL. И чтобы обратиться к Valve напрямую надо перешагнуть PGL, а это, я считаю, не совсем правильно. Все равно что тебя в школе директор обидел, а ты сразу Путину жаловаться идешь.
PGL идут на контакт, там не все так плохо, как могло показаться из письма. Но дают далеко не все, что хочется. Может быть и не должны, но все же. Если сравнивать англоязычные и русскоязычные трансляции, то сразу видна огромная разница в качестве продакшена. У англоязычных студий куда больше технических возможностей, начиная от дополненной реальности и вплоть до камер и так далее.
Major проводился в СНГ и как будто бы это было наше мероприятие, но на самом деле нет. Вся техника, аппаратура, все принадлежит PGL, и что они тебе дали — тем ты и пользуешься. Ты хочешь сделать лучше, но тебе просто не дают ни лишней камеры, ни лишнего обсервера, ни 3D, потому что PGL куда больше интересует англоязычная трансляция.
Я считаю, что русскоязычные трансляции не должны ущемляться. Тем более, что англоязычную трансляцию в пике смотрели 250 тысяч, до 300 так и не дошло, а на русском только на Twitch было 400 с лишним тысяч, а еще были YouTube, VK и «Одноклассники», в сумме, по моим прикидкам, тысяч 600-700 точно смотрели финал.
Может быть у нас и не такая платежеспособная аудитория, но если речь идет об уважении каждого зрителя, я думаю, что все должны быть в равных условиях.
Как по твоему, почему киберспорт популярен, и как привлечь новых зрителей?
Не нужно никому навязывать, все само к этому идет. Люди живут в интернете, это часть жизни — а киберспорт родился в интернете, он весь там.
Если молодой человек захочет поиграть во что-то, он предпочтет поиграть с кем-то в интернете, нежели одному. Одному играть скучно. То есть в сингл во что-то можно играть, но быстро надоедает, и когда понимаешь, что можно играть с кем-то, ты уже выберешь мультиплеер. Это социализация, это общение, это весело.
А любой мультиплеер рано или поздно приходит к киберспортивным дисциплинам. А там уже немного поиграешь и волей — неволей услышишь, что там турнир, там миллион долларов разыграли, а там вообще 15-летний парень с никнеймом SumaiL миллион выиграл [Саид Хассан, выиграл прошлый The International по Dota 2 в составе Evil Geniuses, его доля составила $1 200 000 — прим.авт.]. И так люди узнают, вливаются.
Сейчас так узнают о киберспорте огромные массы людей, и старшее поколение тоже подтягивается. Кто-то интересуется, чем занимается их чадо, кто-то просто слышит, это ведь уже в тренде, про это пишут, показывают.
И не нужно к каждому идти и стучаться в дверь. Я думаю, пройдет еще три-пять лет и киберспорт никого не будет удивлять, будет абсолютно нормальное явление, сравнимое с любым спортом. Все будут выбирать себе команду и болеть за нее, ходить на турниры, следить за кумирами.
Почему в России Dota 2 до сих пор популярнее всего остального?
Так просто повелось, у меня есть несколько предположений. Особенно хорошо работает сарафанное радио, куда лучше, чем многие думают. Да и профессиональные команды по Dota, которые выигрывали турниры, в России появились раньше, чем во всем мире.
В 2005 году у нас ведь проводили первый в мире турнир не в онлайне, кажется, до него таких не было. Это был ASUS Summer 2005, я на нем даже играл, занял третье место. Это, повторюсь, было очень, очень давно.
И это был только первый турнир, и после этого они проводились постоянно. У нас появились первые сильные команды, их было много разных, которые года до 2010-го в первой Dota выигрывали все и везде. И когда у тебя в стране, скорее в регионе, там были ребята и из Украины, и из Белоруссии, есть столько сильных команд, это привлекает внимание.
Иногда, изредка, даже в те бородатые годы про нас писали и на менее профильных ресурсах, и так узнавали новые люди, одно цеплялось за другое, но все основное было именно в Dota. И за 12 лет этот снежный ком создал невероятную, огромную аудиторию.
Что тебя интересует из новых игр? В этом году выходит Quake: Champions, как оцениваешь, выстрелит или нет? Старые «кваки» тоже ведь были очень народными играми у нас.
Я еще не играл, но очень надеюсь, что получилась хорошо. Мне беты не интересны, я подожду, пока выйдет нормальная игра, в которую можно будет играть и не портить себе настроение.
Если игра будет хорошей, то она моментально выстрелит, может обогнать Overwatch, это ведь по большому счету игры одного жанра, шутер с классами. Думаю, это настоящий «убийца Overwatch»… если они не опростоволосились с геймплеем.
Если не секрет, ты сам для себя во что играешь?
Сам? Ни во что [смеется]. Я вообще не большой любитель компьютерных игр — может быть странно слышать такое от человека, который 10 лет играл профессионально — но для меня Dota была профессиональной деятельностью, интересно было соревноваться прежде всего.
Когда я перестал играть в команде, я стал заходить в Dota 2 намного реже, буквально пару игр за неделю. Теперь я больше смотрю, разбираю механики, это моя работа.
А если брать все остальное, немного играю в Counter-Strike, но всегда жду, что кто-то выпустит хорошую RPG сингловую. Что-то вроде The Elder Scrolls 5: Skyrim, потому что это последнее, во что я играл около недели.
И банальный, но обязятельный вопрос — как попасть в киберспорт?
Да уж, банальный — постоянно спрашивают на стримах, я уже дисклеймер собираюсь сделать. Тут вопрос на самом деле в том, как попасть в любой спорт, нет особенной разницы, цифровой он или нет.
Само понятие «киберспорт» довольно растяжимое. Нужно определиться, куда ты хочешь попасть — в профессиональную команду или в эту сферу вообще. Можно ведь стать журналистом, комментатором, менеджером, хоть тренером (хотя тренеру все же надо сначала самому поиграть). Вокруг команд есть множество людей и еще больше — вокруг всего киберспорта.
Не обязательно даже играть. Мы знаем множество людей, которые не играли вообще ни во что и никогда, по крайней мере, профессионально. Но они чем-то занимаются внутри сферы. Каждый второй такой, на самом деле. По крайней мере, комментируют что у нас, что в англоязычном сегменте не бывшие про-игроки, а профессиональные комментаторы. За редким исключением.
Источник