Бывает так, что я слушаю какой-нибудь новый альбом и пребываю просто в невероятном восторге, немедленно ставлю пластинку на репит, кидаю лучшие треки в свой избранный плейлист и бегу делиться впечатлениями с друзьями. А через неделю альбом выветривается из головы, будто его и не было. И я больше никогда его не включаю. Другие же пластинки доходят до меня через раздражение и злобу: мне не нравится, меня бесит эта музыка, но я слушаю ее вновь и вновь, чтобы что-то там найти. И внезапно правда нахожу. А альбом становится одним из моих любимых. Так случилось и с новой пластинкой Gorillaz – Humanz.
Новую работу Gorillaz мне последние пару недель нахваливала и настойчиво советовала послушать одна подруга-меломан. Но я — как честный гражданин — не стал качать слитый пиратами альбом, а лишь пару раз прогнал вышедшие синглы в iTunes. Тогда я сказал ей, что это полное дерьмо, а особенно позорной назвал песню Saturnz Barz. Теперь же она у меня на альбоме любимая, а сама пластинка гордо заняло место в списке лучших релизов года. В общем-то, так происходило со всеми альбомами Gorillaz, не считая дебютного. В чем же причина?
У Gorillaz, без шуток, очень сложная многослойная музыка.
Можно попытаться разобрать каждый альбом на набор жанров, с которыми Деймон Албарн экспериментирует в рамках пластинки, но картинка будет очень приблизительная. Даже в одной композиции может смешаться сразу десяток направлений. Причем жанровые элементы могут быть предельно крошечными, нужными лишь затем, чтобы подчеркнуть определенный настрой некоторых строк – как госпел подпевка «Higher!» после каждой строчки припева в треке «Ascension». Именно поэтому Gorillaz интересно слушать и разбирать. Даже если «это не твое». А чем глубже копаешь – тем сильнее проникаешься.
Humanz удивительным образом звучит столь же свежо, сколь и знакомо. Привычные мягкие биты и расслабленный вокал Албарна (а он на новой пластинке поет много, несмотря на целую армию приглашенных звезд) сочетаются с вполне современной электроникой, соулом и, внезапно, госпелом. Да, этого на альбоме очень-очень много, особенно ближе к финалу. И это же может стать преградой для многих слушателей, а особенно для старых фанатов группы. Я советую пропустить новый звук Gorillaz через себя – сами удивитесь, насколько все необычно, но гармонично звучит. Тем более такой звук, вообще говоря, идеально подходит под центральную идею альбома, озвученную самим Алборном. Приблизительно ее описать можно так: «музыка для вечеринки, когда все катится к чертям».
В моем понимании – «тусовка после конца света».
Идея вполне себе оправдывает снижение динамики ближе к финалу пластинки. Начинается она с очень «качевых» треков, вроде той же Saturnz Barz и Strobelite, достигает кульминации на композиции Charger, где, на удивление, можно услышать даже подгруженную гитару. Дальше динамика постепенно затухает (хотя случаются просветления вроде очень бодрой песни Let Me Out), а доля госпела в треках увеличивается. Я это понимаю, но оно мне не слишком по вкусу, если уж говорить прямо. Стартовав с первого трека, дослушивать финальные композиции просто не хочется. А вот если начинать слушать с них и подниматься вверх, никакой усталости не чувствуется и альбом воспринимается легко – это даже забавно.
Но несмотря на привычно-бодрое (в целом) звучание Humanz, немного депрессивный настрой пластинки уловить можно. Инструментальная часть многих треков пропитана самой настоящей тоской: послушайте внимательно музыку в Saturnz Barz – этот размеренный бит и клавиши, с которых стартует трек, это же без пяти минут Ямаока! А чуть позже мы подходим к совсем уж грустной Busted & Blue (кстати, есть невыпущенная версия на арабском – дружно просим Албарна не жадничать и поделиться) и Carnival – ее синтезаторы вообще спокойно подошли бы и для хоррора. Завершает депрессивную картину великолепная She’s My Collar – второй мой любимый трек с альбома.
Но это даже не самое занятное наблюдение за тонкими музыкальными экспериментами Албарна на Humanz. Что меня удивило по-настоящему сильно – во многих треках можно услышать элементы – звуки и синтезаторы – отсылающие к музыке и самому «духу» композиций из видеоигр 16-битной эпохи.
Примеры долго искать не надо – достаточно послушать вступление Strobelite и Submission. Надеюсь, Деймон Албарн и дальше будет работать в этом направлении. Для меня это гораздо интереснее десятка приглашенных звезд, большую часть которых я не знаю и никогда не слышал (но теперь-то послушаю).
Единственное, что на альбоме меня действительно сильно огорчило – его политизированность. Большое спасибо Деймону, что эту тему он не выпячивает и не ставит в центр, но ее все равно хорошо видно. Когда Винс Стэйплс (темнокожий хип-хоп исполнитель) в Ascension произносит:
…this is the land of the free…where you can live dream, long as you don’t look like me…
Все прекрасно понятно, мы не дураки. От подобных тем лично я уже устал. Как и от критики Трампа со стороны музыкантов, не место ей непосредственно в треках и на альбомах.
Но это не портит общего впечатления от экспериментальной пластинки, которую спокойно можно переслушивать десятки раз. А если отойти от глубокого копания – это просто качевый и запоминающийся альбом, способный расширить ваши музыкальные вкусы и хорошо заметный на фоне всех весенних релизов. А ведь впереди еще 40 треков, которые Албарн записал в процессе работы над Humanz и выпустит в будущем. Да и Джейми Хьюлетт в ударе — новый дизайн виртуальных музыкантов на высоте, будут новые клипы, будет даже мини-мультсериал.
Gorillaz вернулись.
Еще о Gorillaz
Как въехать в творчество Gorillaz
Новый альбом Gorillaz официально вышел. Слушаем!
Первые отзывы на утекший альбом Humanz
Gorillaz выпустили новый клип. И это космос!
Промо-клип к новому альбому Gorillaz
Источник