17 октября Маршаллу Брюсу Мэтерсу III, больше известному под творческим псевдонимом «Эминем», исполнилось 45 лет. В связи с этим я решил немного рассказать о фильме 8 Mile, шедшем у нас как «8 миля». Как и вся карьера Эминема, это кино должно было стать одной растянутой шуткой про белого рэпера, искренне считающего, что настоящие темнокожие гангстеры и музыканты принимают его за своего. Вместо этого у режиссера и сценариста Кертиса Хэнсона получился один из лучших музыкальных фильмов.
Снимать фильм про белого рэпера — крайне неблагодарная задача. Ведь, как не крути, получается, что главный герой узурпирует чужую субкультуру и музыкальный стиль. Если он и добивается успеха, то только в качестве масс-культурной аберрации, феномена среди таких же, как и он, «виггеров», белых парней, считающих себя черными. К успеху приводит не столько талант, сколько полное отсутствие самоиронии, тот факт, что герой не понимает, до чего нелепо выглядит со своим белым лицом и «уличными» замашками. В общем, все как в песне The Offspring Pretty Fly (For a White Guy) или жизни Ваниллы Айса.
Но в случае с Эминемом и картиной Хэнсона все не так просто. Да, сцены «баттлов» из этого фильма очень трудно отличить от пародии из «Очень страшного кино»…
…Но при этом Маршалл Мэтерс — очень талантливый музыкант, а звучащая лейтмотивом через весь фильм Lose Yourself — отличная песня, за которую Эминему в 2003 году заслуженно дали «Оскара».
Покойный Кертис Хэнсон — невероятно одаренный сценарист и режиссер, написавший и поставивший «Секреты Лос-Анджелеса». В сценарии «8 мили» ничего особенно придумывать было не нужно: перед нами действительно молодость Мэтерса, выросшего в рабочей среде Детройта, в районе, населенном преимущественно афроамериканцами. Из-за сложной семейной ситуации Мэтерс редко бывал дома, плохо учился в школе, проводил все свободное время с темнокожими друзьями и участвовал во фристайл-батлах в магазине одежды неподалеку от шоссе 8 Mile Road, отделяющего город Детройт от благополучных белых пригородов.
Хэнсон взял эти основные факты из жизни Мэтерса и мифологизировал их, написав и сняв универсальную историю победы аутсайдера. Действие перенесено из конца 80-х в 90-е. Мама Мэтерса из представительницы низших слоев американского среднего класса превратилась в проживающую в трейлере white trash, замечательно сыгранную Ким Бейсингер. Магазин рэп-одежды стал набитыми до отказа ночными клубами, где темнокожие рэперы организованно бьются с другими темнокожими рэперами.
Нарождающаяся субкультура тут превращена в подпольную индустрию вроде уличных гонок из «Форсажей» или драк из ранних фильмов Жан-Клода Ван Дамма. Главный герой — больше не тихий паренек, нашедший себя в музыке. Он — гладиатор микрофона, принимающий участие в серии жестоких боев со все более сильными противниками.
Главного героя зовут Джимми «Кролик» Смит-младший, причем «кролик» тут явно отсылает к тому факту, что герой все-таки белый (as in «white rabbit»).
Чтобы герой Мэтерса не становился объектом насмешек в каждой отдельно взятой сцене, в действие введен еще более безнадежный бледнолицый псевдо-гангста Чэддер Боб, на фоне которого Эминем выглядит уравновешенным и хорошо адаптировавшимся.
Главная проблема в батлах для белого рэпера — это отсутствие достойного материала. Ведь Кролик не может с чистой совестью петь о bitches, homies и hood, как это делают его соперники, а за одно niggas его могут жестоко избить. О чем остается читать?
Конечно же, о том, как трудно быть белым рэпером в черном городе!
Sometimes itʼs hard enough just dealing with real life
Sometimes I wanna jump on stage and just kill mics
And show these people what my level of skillʼs like
But Iʼm still white, sometimes I just hate life
Как и в лучших текстах настоящего Эминема, источником творческой энергии для Джимми становится экзистенциальный ужас белых американцев, который очень сильно отличается от кьеркегоровского «ангста» черных молодых людей. Вместо bitches и homies такие песни рассказывают о жизни с мамой в трейлере, измене девушки с лучшим другом и драке с этим самым лучшим другом…
Разумеется, данной тематике посвящены все кантри-песни и весь южный рок, и в одной из лучших сцен фильма Эминем даже поет пародию на Lynyrd Skynyrd:
Но хип-хоп позволяет Джимми взглянуть на эти проблемы под новым углом, в свежей стилистике, раскрыть их аудитории, которая никогда не слушала южный рок и кантри.
I am white, I am a fucking bum
I do live in a trailer with my mom
Восторг, с которым темнокожая аудитория приветствует откровения Джимми, можно счесть художественным допущением…, но настоящий Эминем популярен до сих пор, и аудитория у него самая разнокалиберная.
В целом в сюжетной канве и личности героя «8 мили» без труда угадывается «Рокки» — еще одна история о белом парне, который вырос в очень мрачной рабочей среде и решил испытать себя в сфере, где доминируют люди с другим цветом кожи.
Музыка и режиссура в «Миле» — вполне на уровне «Рокки», сценарий тоже сопоставимый, вот разве что Эминем по уровню харизмы — далеко не Сильвестр Сталлоне. Я даже не уверен, что Мэтерс вообще умеет играть. Весь фильм Джимми либо стоит молча и неподвижно, либо на кого-то набрасывается. В диалогах он звучит точно также, как Эминем в интервью… Но фильм получился бы гораздо менее аутентичный, если бы на роль Джимми взяли настоящего актера, похожего на Эминема внешне или в плане вокальных данных.
Фильмов про рэперов снято очень много, но обычно это или открытое восхваление какого-то деятеля в духе 50 Сent (Get Rich or Die Tryin’) c ним самим в главной роли, или простые байопики в духе Straight Outta Compton, где актеры из другого поколения разыгрывают сценки из жизни любимых музыкантов. Уникальность «8 мили» в том, что главную роль здесь играет настоящий, подходящий по возрасту рэпер…, но при этом перед нами — настоящее художественное кино, а не пересказ этапов биографии.
Источник