Одновременно с этим, мобильные устройства — короли игрового рынка Японии
В течение долгого времени ведущие поставщики данных о продажах видеоигр в Японии либо не удосуживались публиковать данные о размере японского рынка компьютерных игр, либо скрывали их где-то в конце своих отчетов
Сейчас это меняется
По данным японского аналитического центра KADOKAWA ASCII Research Laboratories, общий игровой рынок Японии в 2021 году оценивался примерно в 2 триллиона иен (консольное аппаратное и программное обеспечение, игры для смартфонов и PC вместе взятые).
В настоящее время эта сумма составляет всего 13,7 млрд долларов США, но обратите внимание, что в 2021 году иена резко упала.
KADOKAWA ASCII пишет, что рынок компьютерных игр Японии, в частности, в том году оценивался в 131,3 миллиарда иен (896 миллионов долларов США).
Теперь интересно то, что размер рынка компьютерных игр в 2021 году примерно удвоился по сравнению с 2018 годом, так что здесь определенно наблюдается значительный рост.
Геймеры в Японии принимают PC как игровую платформу больше, чем когда-либо до этого
KADOKAWA ASCII также сообщает, что в 2021 году в Японии было 16 миллионов пользователей компьютерных игр — из общей базы игроков в 55,4 миллиона человек (в прошлом году население Японии составляло около 126 миллионов человек).
Здесь тоже сравнение дает больше контекста: в 2015 году та же компания определила всего 11 миллионов компьютерных игроков в Японии, так что к 2021 году это число выросло на колоссальные 45% (общая численность геймеров тогда составляла всего 45 миллионов — так всего на 22%).
Возвращаясь к 2021 году, KADOKAWA ASCII пишет, что из 16 миллионов компьютерных игроков в Японии 4,5 миллиона играли исключительно на этой платформе (в то время как остальные также играли на консолях или смартфонах).
Это число на невероятные 100% больше, чем 2,2 миллиона японских игроков, игравших исключительно на ПК в 2015 году.
Бум компьютерных игр в Японии обусловлен несколькими факторами
Так что же случилось?
На самом деле, Япония имеет богатую историю ранних компьютерных игр, которые появились на домашних компьютерах примерно в начале 1980-х годов.
Это правда, что вскоре после этого консоли, а затем и смартфоны взяли верх, но компьютерные игры действительно никогда не умирали в Японии, и их нишевый характер, на мой взгляд, всегда был немного преувеличен.
В качестве примера можно привести компанию DeNA (2432), которая примерно 10 лет назад успешно масштабировала социальную игровую платформу на базе PC в Японии до более чем 10 миллионов пользователей.
Основными факторами нынешнего бума являются:
- Эффект от COVID-19 (увеличение пользовательской базы геймеров в Японии в целом)
- Постоянное отсутствие PS5 в Японии, что вынуждает некоторых заядлых пользователей обращаться к PC, чтобы играть в высококачественные игры
- Растущее признание иностранных и инди-игр, которые более доступны и часто дешевле в Steam или магазине Epic (PUBG был особенно важным фактором для японской игровой сцены для ПК в 2017/2018 годах)
- Улучшенные локальные игровые платформы для PC, например, платформа DMM, которая мудро перенесла PUBG в Японию на раннем этапе (игра переместилась из DMM в японский магазин Steam в 2021 году)
- Просто большая доступность компьютерных игр японского производства, обусловленная новым пониманием японскими студиями, такими как Capcom, того, что эта платформа может быть на самом деле очень прибыльной (в частности, Steam входит в число стандартных платформ для запуска многих японских студий в настоящее время, что было редкостью еще лет 10-15 назад)
- Редкие, но существующие локальные хиты и хиты только для PC, такие как Final Fantasy 14 или Kantai Collection.
- Рост игр с блокчейном в Японии (большинство таких игр по-прежнему предназначены только для компьютеров, и в Японии есть здоровое сообщество энтузиастов блокчейна)
- Steam значительно улучшил внешний вид магазина для японской аудитории и расширил свое присутствие (первые итерации несколько лет назад были ужасными и даже не предлагали цены в иенах, например, но удобство использования теперь намного лучше, физическое пополнение Steam через карты и многое другое теперь доступно для японцев)
- Такие хиты для смартфонов, как Uma Musume от CyberAgent, Memento Mori от Bank Of Innovation или Heaven Burns Red от GREE все чаще появляются и на PC, в некоторых случаях в первый же день.
Приведенный выше список не является полным, и я полностью осознаю, что не каждый пункт вызвал взрыв рынка компьютерных игр в Японии сам по себе, но совокупность отдельных факторов, безусловно, со временем усиливала и до сих пор усиливает этот факт.
Тенденция к увеличению индустрии компьютерных игр в Японии сохранится в ближайшие несколько лет.
Например, Valve говорит, что Япония не только наконец вошла в десятку лучших стран Steam, но и в настоящее время может похвастаться одним из самых высоких темпов роста в мире.
Еще один интересный факт: 40 из 60 игр, представленных шестью крупными японскими студиями видеоигр на Tokyo Game Show в этом году, были совместимы со Steam — для PS5, например, совместимость получит 38 игр (согласно проверке The Nikkei), для Nintendo Switch еще меньше
В частности, для иностранных производителей компьютерных игр нет никаких сомнений в том, что выйти на японский рынок никогда не было проще, чем сегодня.
Все это приводит к тому, что японский рынок меняется, не стоит на месте, а стационарные устройства медленно, но верно могут вновь занят прочные места в жизни японских геймеров, причем это касается как PC, так и PlayStation