Сегодня я расскажу о нашей новой инициативе, ориентированной на сообщество любителей ретро-игр, — о конкурсе по разработке игр для легендарного ZX Spectrum. Насколько это актуально? В чём особенности именно этого устройства? Предлагаю вспомнить и обсудить.
Компания Sinclair Research, где была разработана серия компьютеров ZX, принадлежала сэру Клайву Синклеру – известному британскому предпринимателю и филантропу. Он происходит из семьи потомственных инженеров-судостроителей и в детстве сам мечтал строить подводные лодки. Карьеру свою, однако, сделал в сфере производства радиодеталей и электроники.
Первый ZX Spectrum вышел в начале 1980-х, что стало звёздным часом Синклера как изобретателя и предпринимателя. Слово Spectrum («спектр») в названии должно было говорить покупателям, что компьютер поддерживает работу с цветом. На то же намекал и цветной значок на корпусе клавиатуры.
Собственно, клавиатура и была компьютером. Синклер был одержим миниатюризацией, поэтому все ключевые микросхемы, необходимые для работы компьютера, были встроены в один относительно маленький корпус.
На фото выше — рабочий экземпляр ZX Spectrum +2 из музея Яндекса. Он отличался от первой модели 128 килобайтами оперативной памяти, поддерживал формат RGB, трёхканальный звук, а ещё в него встроили кассетный магнитофон.
Оригинальный ZX Spectrum приобрёл высокую популярность благодаря лучшему на рынке соотношению цены и характеристик. Как следствие, под платформу создавалось множество игр, что в свою очередь опять же помогало продажам. Причём у Spectrum особая изюминка в работе с графикой: цвет выдаётся не на пиксель, а на знакоместо, то есть 8х8 пикселей. Талантливые художники грамотно использовали это, и получались очень даже красивые арты.
Примеры игр для ZX Spectrum (из коллекции Old Love Games):
В Советском Союзе ZX Spectrum тоже стал популярен. И тому было две причины. Во-первых, под Спектрум было много качественных игр. Во-вторых, он был относительно доступен. Причём я говорю не столько об оригинальном английском варианте, сколько о многочисленных клонах, собрать которые было легко благодаря простой архитектуре. Разве что с процессором было не просто — его аналог в нашей стране научились выпускать только в 90-х.
Неудивительно, что у нас не только играли, но и создавали игры. Например, как тут не вспомнить про популярные игры «Черный ворон» и «Приключения Буратино» Вячеслава Медноногова.
Казалось бы, всё это было давно, сейчас в моде PlayStation, Xbox, Steam и, простите, Fortnite. Возможно. Но интерес к разработке игр под ZX Spectrum сохраняется и сейчас силами сообщества. И это я знаю на своём опыте.
В 2014 году я организовал неформальный турнир Retro Games Battle. Его официальный сайт не сохранился, но есть страничка в тематической базе данных и два упоминания на Хабре. У нас был бюджет на вознаграждения. Серьёзное жюри. И, конечно же, лучшие в мире участники, которые соревновались ради фана, а не призов. Поверьте, энтузиазма с тех пор нисколько не убавилось!
Retro Games Battle 2019
Теперь я работаю в музее Яндекса, и в этом году мы с коллегами решили возродить конкурс. Суть осталась та же. Необходимо разработать свободную от авторских прав игру для платформы ZX Spectrum до 3 декабря этого года. Присланные на конкурс игры будут публиковаться на сайте, где любой желающий сможет в них сыграть. Победителей определят жюри и зрители.
Жюри оценивает каждую игру по 10-балльной шкале по трём параметрам — графике, звуку и геймплею. Все три оценки складываются в общий балл, по которому определится тройка лидеров.
«Приз зрительских симпатий» получит победитель народного голосования, которое откроется 4 декабря 2019 года на сайте конкурса.
Более подробно о составе жюри и об условиях конкурса можно прочитать на нашем сайте: https://yandex.ru/museum/yrgb-2019
Кстати, не обязательно иметь реальное устройство для разработки и отладки. Можно найти кросс-компилятор и эмулятор и создать игру по документации и прочим материалам в сети. Это не так сложно, как может показаться. Более того, ZX Spectrum в музее Яндекса также всегда открыт для ваших проектов.
Вместо заключения
Кому-то может показаться странным, что разработке ретро-игр до сих пор уделяют внимание. Лично я не вижу в этом ничего необычного. И дело не только в ностальгии. Лучшие разработки прошлого повлияли на наше настоящее, проявлять к ним интерес — это естественно. А ещё совершенно не важно, когда вышло устройство, если лично вам интересно разрабатывать под него игры и делиться ими со своими знакомыми. Интерес — это то, на чём держится сообщество. И я верю, что новый конкурс будет интересен. Желаю удачи участникам!
Источник