Среди многочисленных технологий манипулирования общественным сознанием одним из самых известных и самых спорных является «окно Овертона» или «окно дискурса», получившее своё название в честь американского юриста, вице-президента Маккинакского центра публичной политики Джозефа Овертона. Заключается она в том, что за счёт публичного обсуждения какой-либо идеи возможно изменение её статуса в общественном сознании. То, что прежде казалось «немыслимым», после долгих обсуждений начинает восприниматься как просто «радикальное», а еще позже проходит путь через «приемлемое», «разумное» и «стандартное» к принятой всеми «общественной норме».
Мы не будем пытаться подтвердить либо опровергнуть существование некого вампирского заговора, который посредством массовой культуры пытается сделать пьющих человеческую кровь существ чем-то приемлемым, а просто проведем анализ эволюции вампирского образа в западном кинематографе. Ведь кино- это просто кино?
Как всё начиналось
Популярнейшая фигура в европейской мистической литературе, вампир появляется в кинематографе чуть ли не на заре его создания. В самом первом фильме ужасов, «Замок дьявола», нечистый пугает случайных путников, превращаясь в огромную летучую мышь.
В 1915 году вампирское кино появилось и в России, здесь вышел фильм «Загробная скиталица», разгромленный критикой в своё время и считающийся утраченным сегодня. В 1920 году в Ялте была снята также не сохранившаяся до наших дней первая в мире экранизация «Дракулы», а в 1921 фильм о знаменитом вампире появился в Венгрии. Но настоящим прорывом в вампирском кино стал «Носферату. Симфония ужаса» немецкого режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау. Основанный на всё том же романе Брэма Стокера, фильм имеет всё же достаточно много различий с ним. Здесь упырь лишь отдалённо напоминает человека, он мерзок внешне и внутренне, его деяния отвратительны, а слуги жалки. Кровопийца терроризирует жителей города Висборга, но само его существование противно природе, и в конце концов вампир оказывается сожжен лучами восходящего солнца. Здесь он- абсолютное зло, и сочувствие вампиру кажется чем-то немыслимым
Намного ближе к произведению Стокера была следующая знаменитая экранизация- «Дракула» 1931 года с Белой Лугоши в заглавной роли. Как и в книге, вампир выглядит аристократичного вида мужчиной, за респектабельным видом которого скрывается чудовище. Однако, многие элементы книги были не допущены до экрана цензурой- в фильме ни разу не демонстрируются клыки графа, убраны упоминания о ставших вампирами детях и вырезаны сцены с женщинами-вампирами. Но, так или иначе, именно этот фильм стал основой всем известного образа и породил бесчисленное количество продолжений.
Окно приоткрывается
В одном из продолжений появляется дочь Дракулы- графиня Мария Залеска. В первоначальном сценарии, она должна была пытать своих жертв, испытывая от этого удовольствие. Кроме этого должны были присутствовать кадры гробницы графини, на стенах которой висели ремни и хлысты (сексуальные перверсии у злодеев- еще одно окно Овертона!), но этот вариант так и остался на бумаге. В вышедшем в 1936 году фильме, графиня предстаёт красивой женщиной аристократической внешности, которая хочет избавиться от своего проклятия, но понимает, что это невозможно. Да, она пьёт кровь, но при этом вызывает сочувствие, а не ужас и отвращение. Для того времени такие образы казались достаточно радикальными.