Продолжение франшизы, которую нужно ругать, но получается только хвалить. Как так?
С неделю назад в рабочем чате DTF зашёл спор о мультфильме «Базз Лайтер» от Pixar. Одним редакторам он очень понравился, другим — совершенно нет. Кто-то приводил как аргумент нестыковки в сюжете, другие парировали, что здесь важнее эмоции и параллели с реальностью и поп-культурой.
И тут выходит вторая часть «Миньонов». Я смотрю этот мультфильм и понимаю, что о нём таких споров не может быть в принципе. Просто потому, что в данном случае авторы мультфильма вообще не парились о проработке сюжета, персонажей, графики, логики… да вообще хоть чего-нибудь.
Среди крупнобюджетных анимационных релизов последних пары-тройки лет этот — буквально самый «ленивый» в плане постановки. И при этом самый парадоксальный.
Но прежде чем говорить о «Грювитации», хочу привести немного цифр. Студия Illumination запустила франшизу «Гадкий я» в 2010 году. Первая часть собрала в прокате около 500 миллионов долларов. Вторая — почти вдвое больше. Третья уже перевалила миллиард. Спин-офф «Миньоны» собрал 1,1 миллиарда, обогнав даже знаменитый «Зверополис».
«Грювитация» пока что остановилась на цифре 700 миллионов долларов. Это, конечно, значительно меньше, чем у предыдущих мультфильмов. Но понятно, что тут сыграли свою роль многочисленные переносы и вообще тяжёлые времена.
Но есть один нюанс: ни на одну часть этой франшизы Illumination не тратила больше 80 миллионов долларов. То есть в среднем, с учётом рекламных расходов, мультфильмы окупаются где-то в пять раз: при общем бюджете порядка 350 миллионов «Гадкий я» и «Миньоны» собрали более 3,5 миллиардов.
Такие цифры не снились даже Dinsey и Pixar. Хотя бы потому, что в свои работы они вкладывают значительно больше: тот же «Зверополис» стоил порядка 150 миллионов, а «Базз Лайтер» — 200 миллионов.
А вот и другая статистика. В последний раз мультфильмы франшизы «Гадкий я» номинировались на «Оскар» в 2014 году. На агрегаторах Rotten Tomatoes и Metacritic лучшая оценка у первой части (81% и 72 балла соответственно). Дальше они только падают — у «Миньонов» и «Гадкого я 3» на Rotten Tomatoes даже пользователей лишь 50% положительных отзывов. На IMDB максимальный балл тоже у первого мультфильма. И это всего 7,6, а не 8,6, как у «Тайны Коко».
Так что же получается: уже 12 лет все критики и даже многие зрители говорят, что «Гадкий я» — посредственная франшиза? Ей ставят низкие оценки и всячески ругают. Но при этом все продолжают её смотреть и приносить деньги в кинотеатры.
Перед просмотром нового мультфильма я попытался вспомнить суть и мораль предыдущих частей. В «Гадком я» злодей Грю хотел украсть Луну, но потом оказывалось, что на самом деле герою не чуждо сострадание, и он хочет заботиться о приёмных девочках.
Во второй части он уже перешёл на сторону добра (что лишало название всякого смысла) и вместе с суперагентом предотвратил создание армии злых миньонов, а заодно влюбился. В третьей у Грю неожиданно появился брат-близнец, вместе с которым они искали алмаз.
Понятно, что «Гадкий я» — изначально пародия на шпионское кино. Но даже для комедийного сюжета это слишком банально и плоско. Создатели просто берут клише и якобы смешно его обыгрывают.
В спин-оффе «Миньоны»… простите, а кто-то вообще помнит его сюжет? Там вроде опять украли драгоценный камень, герои ввязались в неприятности, но потом всех спасли. Так ведь?
И вот теперь появилась «Грювитация» — апофеоз лени сценаристов. Это мультфильм, в котором вообще всё происходит просто так. Основная идея в том, что юный Грю хочет занять освободившееся место в «Злодейской шестёрке». Для этого он приходит на собеседование и почти случайно ворует у них магический камень (снова камень?). А потом один из миньонов случайно его теряет.
Спойлер: потом тот же миньон почти случайно находит этот камень. А тем временем за Грю охотятся все злодеи. В том числе и старик, которого выкинули из команды. Он похищает Грю и угрожает его убить, но потом по стечению обстоятельств делает подростка своим помощником. И, кстати, главный герой за весь мультфильм не совершит ни одного злодейства. А с реальными негодяями он встретится только в финале.
И да, мультфильм не зря продолжает «Миньонов», а не «Гадкого я». По сути, если выкинуть Грю из сюжета (после момента, как он украл камень), ничего особо не изменится. Маленькие помощники создают проблему и потом её решают.
И такая каша весь мультфильм. Если задуматься о логике происходящего, можно сойти с ума. Её попросту нет.
Мало того, если сравнить новых «Миньонов» с первой частью, которая вышла семь лет назад, вы не заметите особой разницы в графике. Illumination вообще не слишком заморачивается с проработкой, например, фоновых персонажей (в «Гринче» это видно ещё ярче — буквально все ктошечки на одно лицо). А если вы посмотрите на злодеев, то все они покажутся знакомыми: персонажей словно рисуют по лекалам из предыдущих частей.
Для разнообразия, по традиции приквелов, авторы берут атмосферу семидесятых. Но даже отсылки к поп-культуре, которые сейчас все так любят, закидывают хаотично: вот вам немного диско, а вот — боевик про восточные единоборства. Отдельные части мультфильма никак не стыкуются между собой. Это просто набор сцен.
Получается, что в новых «Миньонах» буквально нет ничего хорошего, свежего и оригинального.
Что ж, думаю, многие читатели уже достаточно разозлились на душного критика, а некоторые, вполне возможно, уже написали комментарий. Но вот что важно…
Как и тысячи других зрителей, я обожаю франшизу «Гадкий я» и жду каждый следующий мультфильм. И можно сколько угодно разбирать недостатки сюжета, есть одна истина: все любят миньонов.
Да, это, возможно, самые непроработанные второстепенные персонажи в истории. В конце концов, им не придумали собственного названия, а взяли общий термин. Их всех даже озвучивает один и тот же человек!
Но уже начиная со второй части «Гадкого я» из сюжета можно легко убрать остальных персонажей. Все просто хотят смотреть на ужимки миньонов. Вспомните третий мультфильм: единственное, что оттуда запоминается — линия маленьких жёлтых хулиганов, где они выступали на конкурсе и попали в тюрьму.
По сети расходятся отрывки из полнометражек и отдельные ролики с миньонами. У ролика, где они поют «банановый» кавер на Barbara Ann, десятки миллионов просмотров.
Но гифки и ролики — отдельная история. Главный секрет Illumination в том, что студия смогла превратить полнометражные мультфильмы как раз в набор таких сценок. Что все помнят из второго «Гадкого я»? Финальную песню про «труселя».
В «Грювитации» можно сколько угодно ругаться на основной сюжет. Но вот миньоны мастерят убежище Грю, напевая кавер на Cecilia Саймона и Гарфанкела. А вот главный герой уходит от помощников, и они танцуют под печальную мелодию.
Кевин, Стюарт и Боб управляют самолётом. Гуру обучает их же восточным единоборствам. Глуповатый Отто на детском велосипедике едет через пустыню. Мультфильм просто под завязку набит гэгами в стиле старых комедий.
Каждый из этих моментов сразу же хочется вырезать и разослать друзьям. А сам мультфильм — просто «упаковка» для этих сценок, дополненная каким-то формальным сюжетом. И это… просто весело.
По идее, этот пост можно было бы превратить в разнос бездушной студии, которая раз за разом выпускает мультфильмы, состоящие из гэгов. Но на самом деле я вижу в «Гадком я» и «Миньонах» искреннее желание и, что не менее важно, умение развлекать зрителей.
То есть создатели франшизы сделали удивительное. Они взяли то, что называется comic relief, — персонажей, нужных для разрядки смехом, и превратили их в главных героев. И вот тут раскрывается главное достоинство франшизы.
Пару лет назад я ходил в кино на короткометражки Чарли Чаплина и Бастера Китона. Было очень смешно, но потом я подумал, что в современных фильмах меня все эти слэпстики уже не насмешат. Но «Миньоны» доказывают, что и в XXI веке люди приходят в кино или включают эти мультики дома, чтобы посмотреть на персонажей, которые просто смешно говорят, бегают и падают. Этакий возврат к классической буффонаде — честной и без какого-либо подтекста.
Сообщество развивается при поддержке «Кинопоиска»