Немного личных приятных впечатлений.
В начале марта в России и других странах должен был выйти в прокат один из главных кинокомиксов года — «Бэтмен» Мэтта Ривза. Я вместе со всеми ждал начала предпродаж билетов. Но потом мы с девушкой запланировали поездку в Бразилию именно на это время. Однако даже путешествие не могло остановить меня в мечтах увидеть картину одним из первых.
Я подгадал, чтобы на начало марта мы не бегали по джунглям, а обосновались в Рио-де-Жанейро, немного поборолся с сайтами местных кинотеатров (они все на португальском) и совершил два приятных открытия. Во-первых, прокат здесь стартует 1 марта; во-вторых, есть сеансы на языке оригинала с португальскими субтитрами. Так что я заранее купил билеты на вечер 1 марта (по российскому времени это ночь с 1-го на 2-е).
Тогда я ещё не знал, что окажусь одним из немногих русскоязычных зрителей, кто сможет посмотреть этот фильм.
Здесь нет никакого хвастовства или злорадства. Наоборот, я бы с огромным удовольствием сейчас обсуждал в рабочих и дружеских чатах плюсы и минусы «Бэтмена», читал отзывы и спорил в комментариях. Но, увы. Поэтому просто поделюсь своими впечатлениями на ДТФ. Это не полноценный обзор фильма, просто краткое мнение.
Тут ещё стоило бы рассказать об особенностях кинотеатров в Бразилии. Но говорить, собственно, не о чем. Мы с девушкой попали в самый обычный мультиплекс, неотличимый от российских. Разве что кондиционер в зале врубают на полную мощность, пришлось даже надеть носки в середине сеанса.
Ещё я боялся, что плохо пойму речь персонажей, но вроде во всём разобрался. Мешали только субтитры на португальском: глаза сами всё время лезут читать их, отвлекая от диалогов. И ещё в одной сцене на экране была переписка, и прокатчики сделали сразу локализованный видеоряд, поэтому этот момент я не понял. К счастью, он не сильно влиял на дальнейший сюжет.
Итак, тезисно о фильме.
Это самый реалистичный фильм о Бэтмене
Да, так пытаются говорить о каждой новой картине со времён «Тёмного рыцаря». Но в случае работы Ривза это правда. Он явно черпал вдохновение не столько из комиксов (хотя есть отсылки к «Долгому Хэллоуину» и другим известным сериям), сколько из фильмов Дэвида Финчера.
В этом плане особенно удивительно и приятно увидеть на экране жуткого и правдоподобного Загадочника, напоминающего Зодиака и других маньяков. То же касается и мрачного Готэма, истории о продажных полицейских и чиновниках, которыми руководит босс мафии, даже линии Селины Кайл.
Хотя такой подход вызывает некоторый диссонанс. Потому что самым выбивающимся из антуража персонажем кажется… Бэтмен. Просто представьте, что в том же «Зодиаке» или «Семь» среди детективов и мафиозных боссов пафосно ходит человек в супергеройском костюме.
Однако «Бэтмен» и тут почти оправдывается. Во-первых, линией Брюса Уэйна. Здесь это потерянный и разбитый человек, который прячет свою боль за маской. А во-вторых, герой сам отлично объясняет, что и костюм, и прожектор в небе, и все остальные детали — не самоцель, а способ устрашения преступников.
Сюжет перегружен, но хорош
«Бэтмен» длится почти три часа. Увы, нельзя сказать, что такой хронометраж полностью оправдан: некоторые сцены искусственно затянуты, чтобы позволить зрителю полюбоваться эстетичными кадрами. Но всё же в фильме несколько линий, которые раскрывают максимально подробно.
Сюжет начинается с появления в Готэме нового злодея — Загадочника. Он убивает мэра и прочих чиновников и публикует видеоролики, заявляя, что очищает город от зла. При этом каждый раз на месте преступления маньяк оставляет конверт с загадкой, адресованный лично Бэтмену.
Параллельно раскрывают линию Селины Кайл, которая пытается разобраться в исчезновении своей подруги. Оба дела приводят Брюса Уэйна к негласному правителю города — гангстеру Кармайну Фальконе.
Ривз выбрал несколько странную структуру повествования: с самого начала понятно, что главное дело — поиск Загадочника. Но в середине про него почти забывают чуть ли не на час. Хотя к такой разрозненности трудно придираться, ведь обе части слишком хороши. С одной стороны Ривз выдаёт триллер о борьбе с маньяком, с другой — криминальный детектив о мафиозных разборках и личной мести; фильм в лучших традициях Мартина Скорсезе.
Атмосфера и интрига здесь важнее экшена
Те, кто читал «Долгий Хэллоуин», помнят, что в этом комиксе Бэтмен очень редко дрался, а большая часть сюжета построена на мрачной атмосфере охваченного преступностью Готэма и поисках убийцы, уничтожающего гангстеров. Ровно тот же подход перекочевал в картину Ривза.
Это не значит, что экшена здесь совсем нет. Но всё же Бэтмен не так часто разбирается с противниками и обычно просто раскидывает их кулаками. Да и в таких сценах фильм вытягивают скорее интересные съёмки, чем сама постановка драк.
Мало того, режиссёр и вовсе отбросил почти все атрибуты, без которых не обходился ни один фильм о Бэтмене. Супергерой почти не пользуется девайсами, его прошлое раскрывают только в контексте новых событий, о работе Wayne Enterprises упоминают лишь мельком. И это хорошо, в очередной раз смотреть одно и то же утомляет.
Основную ставку делают на атмосферу и персонажей. Актёры подобраны идеально: Паттинсон — Бэтмен, которого ещё не было на экранах, Зои Кравиц в роли Женщины-кошки изящная и дерзкая, только маска смешная. Джон Туртурро и Колин Фаррелл в очередной раз подтверждают своё мастерство (последний ещё и идеально перевоплотился за счёт грима, но, увы, выполняет лишь комичную функцию).
Но лучше всех Пол Дано в роли Загадочника. Ему даже дают небольшой сольный выход в финале, и актёр использует каждую секунду экранного времени, чтобы напугать зрителя.
Общая атмосфера скорее напоминает классические нуарные триллеры. Часть действия сопровождает закадровый текст — дневники Бэтмена, очень похожие на записи Роршаха из «Хранителей». Сам персонаж закован в броню, красит глаза чёрным и гоняет на мотоцикле. Плюс вечно дождливый Готэм, грязная подземка, тайный ночной клуб, коррупция и убийства эскортниц. Всё вместе создаёт ощущение полной обречённости. Как раз за счёт абсолютного реализма происходящего.