Йохан Андерсон двадцать лет работает над серией Europa Universalis. Начинал как программист и дизайнер, сейчас возглавляет студию разработки Paradox. Парадоксовские стратегии покрывали разные периоды и темы: локальные истории в Europa Universalis: Rome и Sengoku, всю Вторую Мировую в Hearts of Iron, средневековые разборки в Crusader Kings, становление промышленности в Victoria. И во всех играх свои акценты: Crusader Kings, например, больше ролевая игра, чем стратегия, потому что она в первую очередь про людей и их отношения. Но с Europa Universalis парадоксовские стратегии начались. Может быть, ею и закончатся, когда Йохану Андерсону наскучит строить империи. Но это вряд ли.
«Канобу»:На презентации дополнения Third Rome вы признались, что вы большой русофил. Почему?
Йохан Андерсон: Потому что это смесь множества культур! Мои родители из места под названием Руслаген (Roslagen). Это название возникло из слова, которым финны когда-то называли Швецию. Отсюда произошли династии варягов, которые отправились на юг. Для меня это было первым пересечением. Потом я изучал русский — учил, и учил, и попутно читал об истории. Это было в конце восьмидесятых-начале девяностых. В 89-м пала Берлинская стена и началась Перестройка.
Тут сложно объяснить. Для нас это было как… мы не так много знали о том, что происходило в России. Мы воспринимали ее как совершенно иной мир — при том, что отсюда, от Стокгольма, до вас не так далеко.
Кроме того, Россия гигантская. Смотрим на карту — огромная карта с обширной культурой, языком. Язык… шведский с точки зрения грамматики достаточно простой. Немецкий и русский — совершенно иные. Очень интересно разбираться.
И интересно, что в русской культуре много влияний — но при этом ничего не перевешивает ее саму. Веяния византийской империи, период русских Царей…
«Канобу»: Сейчас снова делают все больше больших стратегий. В конце концов даже Sega, которая у всех всегда ассоциировалась с Соником, в последние полтора года выпускает Total War: Warhammer, Warhammer 40.000: Dawn of War III, Endless Space 2.Что думаете о состоянии жанра?
Йохан Андерсон: А вот ничего не думаю.
У меня часто спрашивают вещи порядка «Что вы думаете о том-то?». Но в том-то и дело — я не думаю. Меня не особо волнует, какие игры делают остальные. Я играю в игры, которые кажутся мне интересными, но действительно волнуют меня те игры, которые я делаю сам.
«Канобу»: Есть сеттинги, которые не хочется трогать?
Йохан Андерсон: Я не хочу делать игры про современность. Вокруг полно пропаганды, конфликтов, люди постоянно друг с другом спорят.
Берем Вторую Мировую — это было два поколения назад. Говоря об этом периоде, можно условно выделить добро и зло.
Но сегодня — кто хороший, кто плохой? Я не хочу в это вмешиваться.
«Канобу»: Но если мы говорим о прошлом — всегда ведь полно версий, как что-то прошло на самом деле.
Йохан Андерсон: Я выбираю ту версию, которая кажется наиболее вероятной лично мне. Я не делаю никаких лишних суждений.
«Канобу»: Окей, а какой сеттинг хотелось бы попробовать?
Йохан Андерсон: Я хотел сделать ролевую игру про скандинавскую мифологию. Еще было бы неплохо сделать еще одну стратегию про Рим — сами видели, у нас некоторые ходят в футболках с Rome 2.
«Канобу»: Постоянно видим. Когда, когда уже?
Йохан Андерсон: Когда-нибудь!
«Канобу»: Речь зашла о скандинавской ролевке. Что случилось с Runemaster?
Йохан Андерсон: Многое складывалось отлично. Мы сделали хорошую технологию, сделали хороший мир, он здорово выглядел. Была хорошая история, хорошая сценарная работа. Но у нас была тактическая боевая система — и она просто не была интересной. Мы целый год пытались из нее что-то вытянуть, но в конце концов мы ее просто свернули и перенесли ресурсы на Hearts of Iron и Stellaris.
«Канобу»: У парадоксовских стратегий безумное комьюнити. В хорошем смысле: люди с пятнадцатью учеными степенями, серьезными мнениями по любым вопросам. Как вы работаете с их запросами?
Йохан Андерсон: Нам пишут слишком много разных людей. Что скажет один — другой скажет противоположное. Мы работаем с отчетами игроков, когда речь идет о багах. Но когда в дело идут более субъективные мнения, мы в принципе не может удовлетворить или даже принять во внимание их все.
«Канобу»: И последний вопрос: когда Europa Universalis V?
Йохан Андерсон: Когда появится причина ее сделать. Четвертую часть продолжают покупать. Во-вторых, терпеть не могу, когда решают делать продолжение, не имея на то причин. Новая картинка, еще что-то по мелочи — но у тебя должна быть какая-то ударная особенность, которая убедит людей, чтобы они думали: «Ну да-а-а, здесь порезали, здесь всего поменьше — но играть все равно надо, потому что появилось это, это и это».
Пока таких вещей нет, то в Europa Universalis V нет смысла. В конце концов, четвертая часть отличная и продолжает становиться лучше.
Источник