World of Warcraft: Shadowlands. Стоило ли ломать лор?

World of Warcraft: Shadowlands. Стоило ли ломать лор?

Два года назад когда стартовало дополнение Battle for Azeroth я был полон оптимизма и ожиданий, что новая глава в истории мира перейдет на новый уровень. Само дополнение я оценивал как филерное, которое должно было подготовить игроков к разворачиванию конфликта на новом уровне — между силами Света и Бездны.

К этому подводила логика развития событий в дополнении Legion с Армией Света, лор Хроник, в котором нам четко дали понять, что за Древними Богами стоят еще более могущественные сущности и хорошо объяснили почему наша планета является уникальной в этой вечной войне.

Описание Темных Земель в лоре Хроник умещается на одну страницу. История Сильваны, которая попала туда после прыжка с Цитадели Ледяной Короны — пару абзацев. Ни о каком Тюремщике, ковенантах и прочем нет ни слова. Темные Земли — это место скорби, ужаса и безысходности, правда, некоторые считают, что души попадают в более светлые места, но это неточно.

Когда во вступительном ролике Сильвана порвала Шлем Господства и когда потом нам рассказали о том, что Темные Земли не такие уже и Темные, а местами очень даже светлые, до для меня это стало полным разочарованием. Впрочем, не буду об этом рассказывать подробно, потому как я уже не раз говорил об этом и на стримах и в писал в материалах на блоге.

В начале сентября на фанатских сайтах появилась информация о некоей книге, которая является отчетом шпиона, работающего на силы Смерти. Исходя из написанного в ней конфликт между силами мироздания не ограничивается противостоянием Света и Бездны и что война Титанов, народов Азерота и Пылающего Легиона тоже всего лишь один из эпизодов. Оказывается, что шпионы сил Смерти уже внедрились в ряды своих противников и ведут там подрывную работу.

Фрагмент короткий, но из тех, что переворачивает с ног на голову многое. Например, Владыки Бездны, не появившись еще в явном виде в игре уже понижены рангом, потому как шпионы сил Смерти смогли обвести их вокруг пальца. Титаны — это такие простаки, которые с упорством достойным лучшего применения везде наводят порядок. Наару слишком прямолинейны и доверчивы. Самую большую опасность по мнению шпиона представляет силы Жизни.

Интересное дело, что после прочтения этого фрагмента я понял простую вещь — а ведь собственно вот оно, начало новой главы в истории вселенной. Все двадцать с лишним лет создатели вселенной Warcraft разворачивали перед нами все более глобальные картины конфликтов. Сначала у нас была небольшая заварушка между орками и людьми, потом появился Пылающий Легион, Титаны и Древние Боги. Эта война завершилась в дополнении Legion и теперь нам показали, что и она была всего лишь эпизодом. Противостояние шести сил мироздания — вот оно поле, на котором можно разворачивать битвы воистину эпического размаха. Правда, есть несколько но.

Первое «но», это то, что смерть в мире Warcraft это как бы еще не смерть. Или чуть-чуть не смерть. Или не совсем смерть. Ну, как-то, в общем это другое. По всем признакам Shadowlands это аналог рая и ада из земных мировых религий. Правда, в религиях это так и называется «загробная жизнь», то некое другое измерение, куда попадает душа после физической смерти тела в реальности. Проще говоря — это переход в другое состояние, которое не подразумевает небытия. И тут возникает коллизия — Shadowlands это измерение смерти, в которой все еще можно умереть. Простолюдин из Ревендрета, который посмел утаить аниму — развеян поветру. Урсок, который превратился во вполне живое растение в Арденвельде — погибает после того, как его хранитель забирает у него силы. Драка воюет и убивает врагов уже будучи воином в Малдраксусе. В Shadowlands есть вполне живые себе существа, которым нужны жизненные силы, которые страдают от того, что ни перестают получать этот ресурс и которые все еще могут умереть. И это идет в серьезный разрез с тем, что мы знали раньше.

Темные Земли всегда были местом, которое наши видавшие виды герои воспринимали как нечто совершенно чуждое, с благоговейным трепетом. Помните квест с потерявшейся во тьме Ууной, чтобы вытащить ее из черной черноты бесконечности и не дать тварям из темноты сожрать ее душу? В нем наши герои были беспомощны и попав в Темные Земли не могли ничего там предпринять и только водили Ууну от места к месту. И что сейчас? Сейчас от всего этого не остается и следа. Никакой мистики, благоговения и страха смерти. И вновь вместо вопроса «Так что же происходит на той стороне?» встает один — у какого ковенанта абилка дает больше ДПС? Не знаю, у кого как, но у меня этот факт вызывает когнитивный диссонанс. Shadowlands это однозначно другое, отличное от реальности измерение, другой план бытия, но никак не царство смерти ни с точки зрения того, что там происходит, ни по внешнему виду. Я просто не воспринимаю эти полные жизни и измерения за какие-то «поля смерти».

А сама смерть в Азероте уже становится какой-то совсем несерьезной. Ну да, померли мы тут и что? Там дальше есть мир, в котором личность продолжает существование. Помимо того, что все это выглядит притянутым за уши, это еще и обесценивает трагичность факта смерти персонажей вселенной. Ну да, мы знаем, что в этой игре никто не умирает до конца, но тут вообще уже становится как-то неловко. Такие трагические моменты как смерть Драки и Дуротана, Теренаса, адмирала Праудмура, Вариана, Тириона, Исеры, скорбь Варока над телом сына, и его же, Варока, жертва в конце войны под стенами Огри, другие трагические момент в истории Warcraft, теперь выглядят чересчур пафосными и фальшивыми. Ну какая тут смерть? Героев просто выталкивают в другой измерение, где они продолжают жить, но уже в другой форме.

Кстати, в августе Дима Роммель запостил в наш небольшой лороведческий чат фразу, о том, что складывается впечатление, что Shadowlands должно было быть «космическим» дополнением с противостоянием сил Света и Бездны, в котором действие должно было происходит в разных мирах. В пользу этого говорило то, что в Legion’e нам уже показали различные миры, где мы воевали с силами Легиона. На это намекало и количество неписей и мобов в Маккари, которые были связаны с Бездной, да и линия Аллерии вместе с историей Армии Света и Эльфами Бездны тоже были не эпизодическими квестам. Локаций ковенантов очень напоминают разные планеты. Например, Ривендрет неплохо подошел бы по стилистике натрезимам. Малдракус выглядит как «прото-Плеть», а Бастион вполне был сошел за мир наару с базой Армии Света. В общем-то здравое предположение и если бы оно так и было, то все выглядело бы намного логичнее.

Второе «но». Сама по себе идея глобального конфликта сил мироздания очень даже ничего. Такую тему можно было бы разворачивать до бесконечности, сталкивая лбами разные силы и перенося действия в различные планы бытия. И тут мне становится немного обидно за Владык Бездны. Ужасающие существа, которые в Хрониках выглядели как могущественная сила, способная уничтожить вселенную, были понижены в статусе еще не появившись на сцене. В отчете шпиона они выглядят как туповатые и самоуверенные создания, которых водят за нос, используя их слабости. Что, серьезно? Неужели натрезимы насколько круты, что Владыки Бездны не могут раскусить то, что происходит у их мозгах? Да ведь даже Древние Боги могли манипулировать сознанием живых существ, насылая видения и беря под контроль. А тут их создатели, которые могут распылять целые планеты?

Мне совершенно непонятно зачем надо было это делать. Ведь из конфликта сил Света и Бездны можно было сделать дополнение, а может и два и уже потом перейти к схеме, в которой и те и другие — марионетки в руках шпионов из царства Смерти. Нет, сейчас выходит, что самый главный интриган и стратег, который всех водит за нос это Тюремщик, а остальные — так, погулять вышли.

Третье «но». Судьба последнего Титана — Азерот. Генеральная сюжетная линия, каркас, на котором строилась логика конфликтов в Хрониках — это планета Азерот и дремлющий в ней Титан. Вот у нас есть Титаны, вот есть ужасные Древние Боги из Бездны, которые ищут последнего Титана, чтобы переманить его (ну или как оказалось — ее) на свою сторону и изничтожить вселенную. Чтобы это предотвратить Саргерас ищет последнего Титана и находит уже пораженную межзвёздными паразитами планету. Война за Азерот должна стать переломным моментом в этой борьбе и… И вся эта сюжетная линия благополучно херится. Меч Саргераса остается торчать в Силитусе, что с Азерот мы не знаем и, судя по заявлениям разработчиков — еще долго не узнаем. Да и сама планета-душа потеряли свое значение, в качестве главного «яблока раздора».

Не знаю как вам, а мне это совершенно не нравится. Все похоже на вторую половину Катаклизма. Тогда наобещали всякого разного и подводный рейда с продолжение сюжета с Нептулоном и рейд в сеттинге Войны Древних. А потом все спешно свернули, склепав из обрезков старого контента рейд Душа Демона, а из рейда Война Древних сделали инстанс на пять человек.

Ну и вишенка на торте — заявление разработчиков, что Хроники это «точка зрения Титанов» и что впоследствии будут появляться и другие как бы намекает на узаконивание ретконов и «неожиданных» поворотов сюжета. Нет, я не против, в конце концов это дело Blizzard как поворачивать сюжет. Но подобные фокусы обесценивают многие дискуссии по лору, поскольку нет того канона, на который можно сослаться и обосновать свои утверждения. Теперь всегда можно будет заявить оппоненту — это точка зрения Титанов, а я поклонник натрезимов, они говорят правду, пошел нафиг. Как заметил Праймус во все том же лороведческом чате — у нас есть теперь три теории происхождения Фростморна. В Warcraft 3 Тихондриус убеждал игроков, что Ледяная Скорбь выкована самим Королем-Личем. В WoW нам говорили, что его сделали натрезимы, когда готовили Нерзула к заброске в Азерот. А сейчас нам говорят, что его сделали в Утробе по приказу Тюремщика. И какая из этих трех версий верная — хрен его знает.

Подведу итог. Blizzard действительно начали новую главу в истории мира, но сделали это криво и косо, из дерьма и палок. Имея на руках Хроники, обновленную и стройную космогонию и отличные возможности для продолжения эпопеи, они перекрутили все черт знает как. Я никому не навязываю свою точку зрения, но мне такой лор неинтересен. Пытаться разобраться в том мотлохе, что наворотил Стив Денузер с компанией мне не хочется от слова совсем. В свое время я полюбил эту вселенную именно из-за сеттинга, сюжетов, героев и это несмотря на то, что примерно в это же время я увлекался куда впечатляющими образцами фентези. Все равно, в мире Warcraft было что-то такое, что цепляло. Причем настолько, что я закрывал глаза на несуразности типа завязки Warlords of Draenor и всякие мелочи, а когда вышли Хроники, то сказал себе, что слава Элуне, наконец-то они навели порядок в доме.

Но сейчас вижу только нелепость на нелепости. Поэтому я скорее всего пойду смотреть на старый Наксрамас в WoW Classic, а когда будет перезапущен The Burning Crusade, то схожу посмотреть на Запределье в те времена, когда Саргерас все еще был главным плохишом.

И когда я когда и вернусь в актуальный WoW — а я скорее всего в него через пару лет вернусь — то вопросы лора, сюжета и героев меня будут волновать меньше всего. В WoW всегда были неплохие рейды и может быть мне когда-нибудь опять захочется потанцевать вокруг боссов, то я знаю игру, в которой такой геймплей всегда на уровне.

Сюжет? Да ладно, вон в Overwatch сюжета вообще никакого нет, только обрывки историй про героев. Да и герои там еще те — какие-то нинзи, ковбои, десантники, девушка с пламенным мотором вместо сердца, горилла в очках, хомяк, дворф. Выглядит все это как бред сивой кобылы. Мешает ли это игрокам делать пыщ-пыщ? Абсолютно нет.

Как писал Джон Стаатс в своем дневнике — сюжет и сеттинг в компьютерной игре второстепенны, это те части уравнения, которые можно менять как угодно и тонкости тут особо не нужны. Я с ним в корне не согласен, потому что могу привести примеры игр, в которых сюжет и сеттинг которых являются сильными сторонами, выделяющими эти игры из общего ряда, но Стив Денузер со своими лороделами подталкивает меня к тому, что на сюжет и лор в World of Warcraft можно не обращать внимания.

Впрочем, несмотря на это я хочу пожелать тем, кому лор все еще не интересен, скорейшего релиза дополнения, хорошей игры, жирного лута и удачи на фарме.


 

Источник

Читайте также