«Взвод». История создания культовой антивоенной драмы

Вспомним ещё один великий фильм, который принёс нам 1986 год. «Взводу» Оливера Стоуна в этом году исполняется 35 лет.

«Взвод». История создания культовой антивоенной драмы

В апреле 1967 года двадцатилетний Оливер Стоун, окрылённый чувством долга и патриотизма, вступает в армию США и подаёт прошение на прохождение службы в охваченным войной Вьетнаме. Его зачисляют в состав 2го взвода, роты Б, 3го батальона 21го пехотного полка, 25й пехотной дивизии. За всё время нахождения во Вьетнаме(с сентября 1967 по ноябрь 1968 года) Стоун принимает участие в нескольких боях, включая крупное сражение за базу огневой поддержки «Бёрт».

Во время службы Стоун увидел такие стороны войны, как дедовщина, отсутствие дисциплины, повсеместное употребление наркотиков и многое другое. Всё это сильно влияет на его дальнейшие взгляды и мировоззрение. На родину он возвращается с несколькими боевыми наградами, включая Пурпурное сердце и Бронзовую звезду, и двумя ранениями.

Сценарий, послуживший основой к «Взводу», был написан Стоуном сразу же после окончания службы и назывался «Break». Он представлял собой полуавтобиографический отчёт, детально описывающий его опыт участия во Вьетнамской войне. Стоун даже отправил свой сценарий Джиму Моррисону, фронтмену рок-группы «The Doors», в надежде на то, что тот в будущем сыграет главную роль в его экранизации, но Моррисон не ответил, а в 1971 году ушёл из жизни.

Далее Стоун поступает в Нью-Йоркский университет и оканчивает его со степенью бакалавра изобразительных искусств в области кино(одним из его профессоров был Мартин Скорсезе), снимает 3 короткометражки, а также работает сценаристом над несколькими фильмами.

Мартин Скорсезе был преподавателем курса Sight and Sound — это был вводный курс, на котором обучали основам искусства кинопроизводства. Студенты должны были в течение семестра по собственному сценарию снять короткий фильм(от одной до трёх-четырёх минут) и сыграть в нём.

В середине 70х Стоун берёт за основу скрипт «Break» и пишет новый сценарий под названием «Взвод». Вместе с продюсером Мартином Брегманом он пытается найти тех, кто сможет профинансировать его экранизацию, но ничего не выходит. Вместо этого, его приглашают поработать над сценарием к фильму «Полуночный экспресс» 1978 года. Фильм был хорошо принят критиками, возымел большой финансовый успех в прокате, а сам Оливер получил «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. И даже после такого успеха Стоуна, студии отказались выделить средства для «Взвода», так как посчитали, что популярность Вьетнамской войны спадает и очередной фильм на эту тему не окупится.

В 1981 году Стоун предпринял попытку прорваться в мейнстрим через тогда ещё легко финансируемый жанр ужасов, чтобы, в случае успеха, вырученные деньги потратить на производство «Взвода», но его хоррор-триллер «Рука» был уничтожен критиками и с треском провалился в прокате, собрав 2.4 миллиона при бюджете в 6.5 миллионов долларов. В тот момент Стоун начал думать, что «Взвод» уже никогда не получится снять.

В середине 80х в руки Джона Дейли, британского продюсера из независимой американо-британской кинокомпании Hemdale Film Corporation, попал сценарий другого фильма Стоуна под названием «Сальвадор»(для него он также активно искал деньги). Дейли так понравился этот сценарий, что он захотел профинансировать съёмки и «Сальвадора», и «Взвода».

Местом съёмок рассматривали Мексику и Филиппины, но в итоге становились на Филиппинах, а именно на острове Лусон, так как снимать там оказалось дешевле, а также удалось договориться с филиппинскими военными об использовании их военной техники, снаряжения и оборудования. Съёмки стартовали в феврале 1986 года, длились 54 дня и стоили 6.5 миллионов долларов. В них принимали участие вьетнамские беженцы, переселившиеся на Филиппины. Сцены снимались в провинции Лагуна(эпизоды в лесу), на горе Макилинг, в Кавите(для речных и деревенских сцен) и на авиабазе Вилламор.

Интересный факт: Филиппины стали отличным местом для съёмок, так как очень похожи на Вьетнам и при этом, нет необходимости находиться в самом Вьетнаме. Но было одно несоответствие: на Филиппинах не хватало красной почвы, которую Стоун хорошо запомнил во времена своей службы. Поэтому, для подлинности на съёмки завозили землю нужного оттенка.

Съёмки могли вообще не состояться из-за революции на Филиппинах, начавшейся в феврале 1986 года по причине того, что на выборах, с помощью фальсификаций, на пост президента был переизбран авторитарный лидер Фердинанд Маркос. Люди по всей стране устроили многочисленные протесты, забастовки и демонстрации. Но Стоуну повезло, ибо революция продлилась недолго и съемки начались через два дня после того, как Маркос бежал из страны.

Подбор актёров Стоун начал ещё задолго до старта производства фильма. Так, на роль Криса Тейлора, главного героя фильма, в разное время рассматривались сразу несколько актёров, включая Эмилио Эстевеса(старший брат Чарли Шина), Киану Ривза и Джонни Деппа, но Ривз отказался от роли из-за обилия сцен насилия, Эстевес был занят в другом проекте, а Депп сыграл второстепенного персонажа(рядового Лернера), так как режиссёр посчитал, что Джонни ещё не готов для главной роли. В итоге роль была отдана Чарли Шину, с которым Стоун познакомился в 1984 году.

Интересный факт: Сейчас Джонни Депп большой путешественник, но до съёмок в фильме «Взвод» он ни разу не покидал территорию Соединённых Штатов.
А для Чарли Шина это был уже второй визит на Филиппины, до этого он был там в десятилетнем возрасте, когда его отец, Мартин Шин, снимался в фильме «Апокалипсис сегодня».

Прототипом сержанта Элайаса Гродина стал товарищ Оливера Стоуна Хуан Энджел Элайас, с которым тот познакомился во время службы во Вьетнаме. Самой ролью одно время интересовался Дензел Вашингтон, но по какой-то причине так и не сыграл её. Уиллема Дэфо Стоун заприметил во время просмотра фильма «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» и пригласил в свой проект.

Как и в предыдущих случаях, на роль сержанта Роберта Барнса рассматривались несколько человек, в числе которых были Микки Рурк и Кевин Костнер. Рурк отказался от роли, а Костнер, как считает Оливер Стоун, не стал сниматься из-за того, что его брат был во Вьетнаме. В конце концов роль досталась Тому Беренджеру.

Интересный факт: До «Взвода» Уиллем Дэфо традиционно играл злодеев, а Том Беренджер, с другой стороны, чаще всего играл героев или антигероев. В этом фильме они, можно сказать, поменялись местами.

Оставшиеся роли были распределены между такими актёрами, как Кит Дэвид, Форест Уитакер, Джон Макгинли, Марк Мозес, Тони Тодд, Кевин Диллон и др. Ещё до начала съёмок со Стоуном связался Дейл Дай(морской пехотинец в отставке, ветеран Вьетнама) и предложил свои услуги в качестве консультанта. По его программе актёры должны были в течение двух недель пройти интенсивный курс боевой подготовки, во время которого им нужно было рыть окопы и жить в них, участвовать в марш-бросках со всем снаряжением и нести ночную вахту. Всё это в условиях отсутствия душа, туалетов и с ограниченным рационом еды и воды. Стоун считал, что право притворяться солдатом на экране нужно заслужить, поэтому идея Дая ему понравилась, и он принял его не только в качестве консультанта, но и снял в небольшой роли капитана Харриса в самом фильме. Сам Стоун появляется в эпизодической роли командира батальона в финальном сражении.

Главной музыкальной темой фильма стала композиция Сэмюэла Барбера Адажио для струнных(Adagio for Strings), сопровождающая многие эмоциональные моменты. Также в фильме прозвучали такие песни, как Jefferson Airplane — White Rabbit и Merle Haggard — Okie from Muskogee.

Samuel Barber — Adagio for Strings

«Взвод» вышел в прокат США 19 декабря 1986 года. Долгое время находясь на первом месте проката в Штатах, фильм при бюджете в ~6.5 миллионов собрал 138.5 миллионов долларов, что стало огромным успехом. Критики и зрители по достоинству оценили работу Оливера Стоуна, выставив оценки в районе 8-9 баллов из 10. Также фильм удостоился множества наград и номинаций, включая 4 премии «Оскар».

Несмотря на, казалось бы, всеобщее принятие фильма, «Взвод» подвергся критике за изображение афроамериканских солдат во Вьетнаме. Уоллес Терри, темнокожий журналист, который провел два года во Вьетнаме и в 1967 году написал статью для журнала «Time» под названием «Негр во Вьетнаме», публично раскритиковал фильм в интервью с Марией Вильгельм из журнала «People». Ему не понравилось, что в фильме нет ни одного темнокожего офицера, а все представители афроамериканцев изображены трусами. Но никакого скандала тогда из этого не вышло, а карьеры всех причастных к «Взводу» только пошли в гору.

#platoon

 

Источник

Читайте также