Когда надо верить в лучшее во что бы то ни стало.
1917 год. Канун большевистской революции. Недавно построенная транссибирская железная дорога. На пассажирский поезд неожиданно нападают бандиты. Из всех пассажиров в живых остаётся лишь четверо.
Вокруг на десятки километров — лишь тайга, дикие звери и ещё более дикие люди. Удастся ли выжившим спастись из этой смертельной ловушки?
For Mother-Russia, comrade
Русская революция обернулась для страны большой трагедией и кровопролитием, но с точки зрения игровой индустрии это крайне удачный сеттинг. Тут есть и конфликт, и насыщенная событиями история, которая задела буквально все сферы жизни. Так что можно хоть экономический симулятор делать, хоть RPG, хоть вариацию на тему The Sims.
Однако до сих пор количество игр про неё можно было пересчитать по пальцам. Revolution Under Siege — варгейм с достаточно высоким порогом вхождения. Юмористический российский квест 1998 года «Петька и Василий Иванович спасают галактику». Ещё революции посвящен один из эпизодов Assassin’s Creed Chronicles, но если вы не готовы к «клюкве» о Распутине, Троцком и княжне Анастасии, то это не лучший вариант.
На этом фоне симулятор выживания Help Will Come Tomorrow выглядит на удивление здравой игрой. Разработчики из польской студии Arclight Creations бережно отнеслись к географическим и историческим первоисточникам, так что полное прохождение вполне можно сравнить с небольшой интерактивной лекцией об окрестностях Байкала.
Некоторые нарекания вызывает разве что изначальная стереотипность персонажей. Среди героев есть помешанный на чести офицер-монархист, болезненный еврей-интеллигент, солдат с комплексом выжившего, твердолобый агитатор и так дальше.
Но по мере прохождения герои начнут раскрываться, и вот уже спустя пару часов вы вполне можете поймать себя на мысли, что переживаете за персонажа, который изначально не вызывал ничего кроме раздражения. Так начальный недостаток неожиданно обернётся достоинством.
Тот, кто хочет выжить
Несмотря на оптимистичное название игры, ваше выживание здесь может затянуться. Бандиты, напавшие на поезд, всё ещё бродят где-то неподалёку. Страна ведёт тяжелую войну. В столице со дня на день начнётся революция, которая парализует всю систему управления. Единственная связь с цивилизацией — следующий поезд, — может появиться только через много-много дней. А на пороге уже стоит суровая сибирская зима.
Выживание в такой ситуации — небанальная задача. Поначалу у ваших подопечных есть только то, что на них надето. А их лагерь — это присыпанная снегом лесная поляна. Но его можно и нужно прокачать и застроить, а людей — одеть, обогреть и накормить.
Понять, что и в каком порядке сооружать на базе — главный ключ к успеху в игре. С одной стороны, спать на голой земле без укрытия — верный способ заболеть. С другой, на высоком уровне сложности в отряде с самого начала уже есть больной, и если срочно не соорудить ему отдельную палатку под лазарет, то долго он не протянет. С третьей — без охоты и мяса выжить крайне сложно. А для охоты нужно соорудить верстак и смастерить на нём хотя бы примитивный лук.
Помимо лагеря в игре есть также глобальная карта, на которой нужно искать ресурсы и выполнять задания. Выглядит она минималистично. В той же This War of Mine, которую сделала другая польская студия, 11 bit studios, и с которой игру регулярно сравнивают, на карте может быть до сорока уникальных локаций, исследование которых — отдельное захватывающее приключение. Здесь же карта — просто большое единое полотно, разбитое на гексы, которые отличаются друг от друга только картинкой и доступным для поиска лутом.
Всё, что происходит с героями на этих локациях, представляется игроку в виде текстового квеста. Если у вас с собой есть лук или ружьё, то при встрече с диким зверем вы можете поохотиться. Если же вам не повезло наткнуться без оружия на бандитов, то на среднем или тяжелом уровне сложности это почти всегда верная смерть или, как минимум, серьёзное ранение, которое затем придётся несколько дней залечивать в лагере. При условии, конечно, что вы его должным образом обустроили.
На то, чтобы скрафтить всё и сразу, не хватит ни ресурсов, ни сил у персонажей. По умолчанию у каждого из них есть три очка действия, но в зависимости от самочувствия и боевого духа количество ОД может уменьшиться. Голодный, замёрзший, заболевший и уставший герой станет сущей обузой для лагеря, поэтому правильнее будет разделить сложную работу.
Игра непрозрачно намекает на важность совместного труда: одно и то же действие одинокому работнику будет стоить целых три ОД, а работающим в паре — всего по единичке. Казалось бы, в чём подвох? И вот тут мы подходим к главной фишке игры.
Товарищи по несчастью
В той экстремальной ситуации, в которую попали герои игры, отношения между выжившими становятся критически важны. И это отличает Help Will Come Tomorrow от прочих игр про выживание. В той же This War of Mine, если не брать в расчёт сюжетные DLC, персонажи отличаются друг от друга лишь функционально — кто-то хорошо торгуется, у кого-то больше слотов для сбора лута и так далее. Здесь всё устроено сложнее.
Помимо дневной фазы игры, в которой герои обустраивают лагерь, ходят в экспедиции за ресурсами и делают другие полезные вещи, есть ночная. В ней выжившие собираются у костра, знакомятся и пытаются вместе найти выход из постигшей их беды. На результат их общения вы можете косвенно влиять, выбирая темы разговоров и иногда — варианты ответов.
Помните, что стравливать аристократа-консерватора и ярого большевика-революционера может быть не самой умной затеей. От криков и ругани упадёт боевой дух лагеря, что отразится на работоспособности всех персонажей. А вчерашние оппоненты, если сядут работать вместе, могут и вовсе запороть порученное задание. Однако в ходе ссоры может открыться какой-то квест, который даст вам ресурсы и поможет ещё немного продержаться в дикой тайге.
Всего под вашим началом находится четверо выживших. В зависимости от успехов или неудач их число может вырасти или уменьшиться. Каждый из них имеет уникальный личный квест и разные ветки разговора с собратьями по несчастью. И каждую новую попытку игра определяет состав партии случайным образом, что добавляет реиграбельности.
В первую мою попытку двое выживших, которых я послал в экспедицию, заблудились в лесу и замёрзли насмерть. Ещё одна девушка скончалась от недостатка медицинской помощи. И в лагере осталась только старая помещица-аристократка, которая страшно боялась смерти и постоянно предрекала беду, но в итоге продержалась дольше всех.
Обессиленная и в полузабытьи, она могла лишь подкидывать в костёр запасённый мох. Им же и питалась, балансируя на грани жизни и смерти ещё две недели. Пока, наконец, охотники-сибиряки случайно не наткнулись на занесённый снегом лагерь с тремя могильными крестами и ещё не остывшим телом старой женщины, буквально сутки не дожившей до прихода помощи.
Самый известный, пожалуй, стимулятор выживания в экстремальных природных условиях, — The Long Dark, — три года провисел в раннем доступе, а некоторые элементы игры студия Arclight Creations допиливает до сих пор. Упомянутая выше This War of Mine также прошла долгий путь разработки.
И хотя три эти игры дают нам разный опыт, нужно признать, что авторы Help Will Come Tomorrow придумали оригинальные решения и разобрались со схожими техническими задачами проще, быстрее и малой кровью.
Отдельной похвалы заслуживает музыка. Игра знает, когда вашим подопечным становится совсем тяжко, и в эти моменты включаются особо волнующие композиции. Когда два моих персонажа умирали от ран, полученных в перестрелке с бандитами, а одна оставшаяся девушка безуспешно пыталась их выходить в лютый мороз и с нехваткой ресурсов, игра включила такой пробирающий трек, что хотелось чуть ли не кричать в экран.
Help Will Come Tomorrow вряд ли займёт в сердце место того же The Long Dark, в который наиграно несколько сотен часов. Но она непременно стоит внимания — за бережное отношение к деталям, интересные игровые решения и уникальную механику, которой нет у других представителей жанра.