Распродажи не спасли.
1 апреля из быстрого доступа в Steam пропал раздел с брендированными компьютерами Steam Machines. Теперь он доступен лишь в поиске или по прямой ссылке.
Дата была выбрана не самая удачная, однако Valve не шутила. По словам компании, секцию магазина посещало не такое уж большое количество людей, чтобы оправдать его дальнейшее выделение на торговой площадке.
Steam Machines действительно не расходятся как горячие пирожки, однако наши намерения создать конкурентоспособную открытую игровую платформу практически не изменились.
И пускай компания напрямую не отказалась от развития собственной игровой платформы, многие игроки и эксперты восприняли этот шаг как фактическое признание поражения Steam Machines на рынке. Что же произошло?
Как всё началось
На дворе стоит прекрасный 2012 год. Совсем скоро должен случиться конец света по календарю майя, а 26 октября персональный апокалипсис постучался и в двери Гейба Ньюэлла. Microsoft выпустила свою новую ОС, Windows 8, ключевым нововведением в которой стал встроенный магазин приложений.
Нет ничего удивительного, что Valve со своей 75% долей ПК-рынка не спешила терять позиции. Тем более, что Windows был основной платформой для компании из Беллвью и своим шагом Microsoft прямо угрожали выручке «вентилей».
Гейб Ньюэлл в ту пору не стеснялся эпитетов, достойных фильмов про конец света.
Это катастрофа для всех участников ПК-рынка.
Чтобы обезопасить свой бизнес от непредсказуемой политики Microsoft, Valve решила срочно войти в прямую конкуренцию за игровую аудиторию сразу по двум фронтам: железному и программному.
На железном фронте была анонсирована инициатива Steam Machines, а именно сертифицированные самой Valve компактные ПК-сборки от партнёров. При этом каких-то общих ограничений по цене и конфигурации у Valve не было, что позже сыграло с компанией злую шутку.
На компьютеры должна была устанавливаться операционная система собственной разработки. Вышедшая несколько лет назад SteamOS — это кастомный Linux на базе Debian, и она до сих пор находится в стадии беты.
Steam Machines были явно задуманы как ответ на попытки Microsoft превратить Windows в закрытую операционную систему. UWP, упор на собственный магазин приложений, регулярные предложения запретить установку приложений третьих лиц. На этом фоне идея Valve сделать свою ОС казалась разумной, но, разумеется, им нужна была поддержка производителей железа (большинство пользователей ПК в западных странах покупают компьютеры с предустановленной ОС).
На бумаге всё смотрелось красиво и логично. Однако у Steam Box (такой никнейм дала пресса инициативе Valve) начались серьезные проблемы прямо с анонса.
Что же пошло не так
Чтобы понять проблемы Steam Machines, достаточно взглянуть на историю Xi3 Piston и Alienware Steam Machine.
Piston был показан на выставке CES 2013 и являлся, по словам производителя, ролевой моделью, на основе которой Valve выстраивала всю концепцию своих компьютеров. Это был маленький и лёгкий ПК на базе интегрированной платформы AMD Fusion, который должен был работать со SteamOS и уверенно запускать многие новинки на хороших настройках графики.
Цена, однако, хорошей явно не была. Самый скромный Piston стоил тысячу долларов. Но для Ньюэлла это не было основной проблемой.
После CES отношения Xi3 и Valve серьёзно разладились. Трезво оценивающий долю рынка Linux производитель хотел предустанавливать на свои ПК ещё и Windows, что полностью шло вразрез с идеей Valve. В итоге, уже осенью 2013-го Piston, который к тому моменту наделал много шума в прессе, демонстрировали на Windows и без участия компании Ньюэлла.
Но Xi3 был нишевым вендором и его «предательство» обошлось платформе Steam Machines не так дорого.
В сентябре 2013 года Valve рассказала о своих планах на собственное железо и софт, включая устройство для локального стриминга Steam Link и очень необычный Steam Controller. Девайсы должны были выйти уже через год, в 2014-м.
Уверенность внушал и список вендоров, среди которых засветился крупнейший игрок на рынке пре-собранных ПК Dell (через бренд Alienware). Предложение от Alienware было не самым бюджетным, но за ним стояла устоявшаяся сила торговой марки и компактность.
А дальше начались проблемы на стороне самой Valve, из-за которых компания потеряла «право первой ночи» и с этим ключевым партнёром. После отзывов от тестеров, Valve была вынуждена перенести релиз своей платформы Steam Machines на 2015 год. Alienware тянуть не стала и выпустила свою «стим-машину» Alpha за год до этого. По словам компании, то была «на все сто готовая к Steam сборка», однако предустановлена на ней была Windows 8.1, а в комплекте поставки лежал геймпад от Xbox 360.
В 2015 году Steam OS, Steam Link и Steam Controller наконец-то добрались до рынка, который сильно изменился за три года со времён анонса Steam Box. На полках тогда появился и ряд «машин» от Alienware, Zotac и Cyberpower.
Хайп в прессе к тому моменту окончательно сошёл на нет. Во-первых, на рынок вышли консоли восьмого поколения, которые стоили 400 долларов и предлагали не сопоставимую по качеству картинку, если сравнивать со Steam Machines в той же ценовой нише.
Во-вторых, от спячки проснулась и Microsoft, серьёзно улучшив свою ОС с релизом Windows 10 и DirectX 12. Впрочем, магазин от Microsoft тогда тоже не набрал бешеной популярности, так что многие опасения Valve так и не превратились в прямые угрозы бизнесу.
Однако главной проблемой, как это часто бывает, стала библиотека. На старте платформы выбор игр был очень скудным, а немногие доступные ААА-хиты шли заметно хуже, чем на Windows. Не сильно помог платформе и тот факт, что огромное количество рекламируемых портов под SteamOS попросту тихо отменили. Среди них были такие хиты, как Project CARS, «Ведьмак 3» и Batman: Arkham Knight.
Steam Controller тоже оказался весьма спорной вещью, которую к тому же было ещё и очень сложно купить.
Steam Machines были классной идеей… Три года назад.
Пословица «Дорога ложка к обеду» прекрасно описывает реакцию прессы и игроков на релиз Steam Machines. С тех пор платформа тихо чахла, пока не пропала из поля зрения окончательно.
Согласно неофициальным данным, 500 тысяч Steam Machines было продано на июнь 2016 года. Для сравнения, Sony продала 10 миллионов PS4 только за 2016-й.
Что говорит рынок
Отвечая на вопрос «а что же случилось», почти все участники рынка пожимают плечами.
Мы не хотели, чтобы наши клиенты были ограничены в выборе игр на SteamOS. Я уже не помню, когда это всё случилось, но в какой-то момент мы решили, что компьютер для гостиной может быть сделан только на базе Windows.
У SteamOS отсутствует поддержка мощных конфигураций, система не предлагает выигрыш в производительности, а её библиотека игр не растёт.
Поддерживает Василевски и коллега из Alienware.
Windows-версия компьютера Alpha серьёзно обходит по продажам аналог под управлением SteamOS.
Так происходит, потому что игровая библиотека Windows намного шире. Тем не менее, это показывает, что пользователи хотят играть на ПК, сидя на диване в гостиной.
Думаю, Steam Machines стали для Microsoft своеобразным пинком под зад, напоминанием, что компания может потерять рынок, который имеет.
Что сейчас
На данный момент в магазине Valve доступны Steam Machines от четырёх вендоров, включая Alienware. Dell остался последним крупным производителем, который поддерживает платформу.
Cейчас опасность явно миновала — Microsoft не смогла сделать Windows Store реальным конкурентом для Steam и не решилась закрыть ОС для сторонних приложений. Так что необходимость в Steam Machines отпала.
Нынешняя ситуация, когда Microsoft разрабатывает и продвигает ОС, договаривается с производителями железа, а Steam просто снимает 30% с игрового рынка, полностью устраивает Valve.
Чтобы понять отношение к Steam Machines среди вендоров, достаточно вновь обратиться к словам соучредителя Alienware.
Мы всё ещё предлагаем платформы SteamOS и Steam Machine […] и продаём сотни, тысячи устройств ежемесячно. Но это не настолько важная для нас инициатива, какой она была два года назад. Нам хорошо и на Windows.
Что дальше
Согласно заявлениям самой Valve, фокус компании отныне переключается на развитие Linux и свободного API Vulkan.
Любопытно, что в программном посте на форуме Steam фактически нет ни слова о будущем «паровых коробок». Такое молчание говорит громче любых слов. Valve лишь отмечает, что на базе откликов от живых, настоящих пользователей игрового Linux собрала огромное количество ценных данных, которые помогут компании сделать «свободную» ОС лучшим местом для игр.
Если вы приглядитесь, то заметите, что большая часть приложений близка к тому, чтобы работать на Linux не хуже, чем на Windows.
И нам не хватает большего количество внятных индустриальных событий, чтобы вбить эту мысль в головы. Таких, как недавние манёвры Microsoft.
В любом случае, Valve пока не собирается закрывать свой запасной аэродром. Что вполне мудро, в свете опасений политикой Microsoft со стороны авторов чуть ли самой популярной игры в мире.
Источник: DTF