«Выбивая долги»: фильм с невидимыми тату и очень даже видимыми проблемами

Тот самый фильм с Шайя Лабафом, который критики разнесли к чертям, действительно плох. Возможно, ради этого его и стоит посмотреть.

«Выбивая долги»: фильм с невидимыми тату и очень даже видимыми проблемами

«Tax Collector» («Выбивая долги» в русской версии) должен был выйти хотя бы потому, что его можно с чистой душой поливать грязью. Кошмар этого фильма не в каких-нибудь противоречивых политических заявлениях, как это нередко бывает в последнее время — он просто хреновый, на многих уровнях, настолько, что его даже забавно смотреть; наверно, именно это чувство испытывали посетители цирка уродов в 19-м веке — смесь отвращения и нездорового любопытства.

Уже на первых минутах просмотра внезапно вспомнилось интервью Фёдора Бондарчука о ныне печально известном Василии Степанове, сыгравшем главную роль в «Обитаемом острове». Это была его дебютная роль, взяли за внешность, а в итоге оказалось, что актёр он никудышный, причём настолько, что, по словам режиссёра, сцены с его участием пришлось монтировать из разных дублей «лоскутным одеялом».

Мысль об лоскутном одеяле и маячит перед моими глазами при виде «Tax Collector». «Обитаемый остров» критиковали в том числе за монтаж, и, кажется, здесь причина кроется в аналогичной проблеме: актёры играют, скажем. непрофессионально. Они играют так, как это делали бы ваши знакомые и друзья — вроде стараются, а в итоге ты кукожишься от стыда. Видимо, поэтому монтажёр опасается использовать лонгтейки и шинкует дубли на эпилептические микронарезки. Смена кадров будет казаться нормальной только страдающему синдромом Туррета; обычный же зритель будет растерянно моргать пулеметной очередью, чтобы сделать перезагрузку от этого мельтешения. Кое-где эта нарезка явно вживлялась со стилистической целью: чувствуется попытка реанимировать проседающие эпизоды клиповым монтажом, но, как оказалось, для этого нужно иметь более прямые руки, иначе на выходе получается нервная склейка «Богемской рапсодии».

За этот монтаж «Богемская рапсодия» ещё и Оскар получила!

У монтажёра, Джеффри О’Брайана, в адском котле будет отличный сосед, оператор Сальваторе Тотино. У него не было таких косяков в «Человеке-Пауке: Возвращение домой» или «Птичьем коробе» (фильм был плох, но точно не из-за этого), но тут он тоже решил навязать своим коллегам борьбу на поприще непрофессионализма. Оператор тыкал камерой в лицо актёрам, трясся с ними в машине, прятался за их спинами на корточках… что было бы уместно для мокьюментари (хоть и пресно на фоне «Патруля» от того же режиссёра). Но здесь это превращается в визуальную неразбериху, которая заставляет то отодвинуться от экрана, то качнуться в сторону, пытаясь инстинктивно заглянуть за персонажей.

Если такой бардак творится ещё в относительно «статичных» кадрах, то представьте, какая какофония творится в экшн-сценах!

Как уже можно догадаться, чем дальше в лес, тем веселее было смотреть этот шедевр с просто неудобоваримым сюжетом. Если бы сценарист и режиссёр был неопытным творцом — а именно эта мысль приходит в голову, если смотреть вслепую — то было бы уместно прочитать нотации о том, как нужно снимать бандитские разборки… а снимать их нужно ох как хорошо. Это и наводящие страх персонажи, и наглядная жестокость, и даже некая пацанская философия, которая при вдумчивой подаче не смешит, а зачаровывает (пусть и с улыбкой) — достаточно вспомнить Веру из «Мистера Робота», который внушал ужас и при этом выносил мозг своим примитивным эзотерическим «просветлением».

Обидный парадокс в том, что эта поделка создана не новичком; режиссёр и сценарист, Дэвид Эйр, когда-то был прошарен в том, как снимать криминал. В его «Тренировочном дне» есть как минимум одна сцена, которая наглядно демонстрирует мастерство автора: герой Итана Хоука сидит в окружении мексиканцев-наркоторговцев, а они медленно играются с ним, как кошки с ещё живой будущей едой — и эта сцена реально хватает за нерв. Теперь этот фильм вспоминается с болью и обидой, потому что Эйр ещё показывал неплохой результат в последующие годы (хотя бы «Патруль» 2012 года с Джилленхолом), но потом заметный отрезвляющий тревожный сигнал подал корявый «Отряд самоубийц», «Саботаж», а теперь на свет вылезло это исчадие ада, ставшее венцом регресса и упадка.

Дэвид Эйр явно хотел снять относительно серьёзный гангстерский фильм, но персонажи наперекор задумке воспринимаются комично. Главный герой этого новодела — Дэвид (да, его зовут так же, как сценариста и режиссёра). Он гэнгста-коллектор на словах, ну а деле это мексиканский внебрачный сын Мразиша и Тимати (прошу простить за это безвкусное сравнение, но более подходящее найти сложно). Каждое выбивание долгов и прочие выяснения отношений он пытается разрулить с помощью дуэли взглядов в духе той, которую проводят бойцы ММА перед боем. Только вот обычно над дуэлями взглядов потешаются из-за некоторой эротической напряженности, и Дэвид, источая из себя гейские и метросексуальные флюиды, превращает акт запугивания в брачные игры павлинов.

Да, на скриншотах ниже Дэвид наводит ужас на задолжавших ребят.

В «Tax Collector» есть пара относительно неплохих актёров, но всё упирается в бездарно написанные диалоги и тухлый сюжет, который безуспешно пытается провести какую-то мысль. Вот два персонажа на вечеринке внезапно начинают спорить о Боге, как школьники на перемене. И оказывается, что это подводка к поистине фантасмагорической сцене, где Дэвид, увидев труп своей жены, подвергается атаке флешбеков, и он тащит её тело в ванную, чтобы помыть. И сама идея ритуального омовения с отпущением грехов довольна интересная — но в итоге эта сцена вызывает нервный смех своим слоу-мо с мочалками и бодренькой стоковой музыкой, напомнив о рекламе шампуня; особенно становится весело, когда Дэвид писклявым голосом сообщает трупу «Я тя помою, ладно?».

Пора уже вспомнить о Шайе ЛаБафе, которым нещадно этот фильм рекламировали. Шайя уже мало чем может удивить, но в этом случае он постарался всеми силами — и многие об этой истории уже слышали. Промоушн фильма строился вокруг него, а реальность оказалось иной: его персонаж первую половину фильма молча стоит на фоне, иногда влезая в диалоги с репликами типа «фака-фака-мазафака», а в середине отбрасывает копыта. Всё. И ради этой роли Лабаф набил себе настоящую (!) татуировку на весь торс (!), чем довольно сильно нашумел в СМИ.

Как думаете, можно ли увидеть этот эпатаж на экране? Как бы не так! В фильме Шайя появляется топлесс не просто в одной сцене — в полутора кадрах (буквально!) суммарно на протяжении двух секунд (!): когда его персонажа уже калечат вовсю, и он валяется весь в крови.

На самом деле, несмотря на то, что этот фильм по-настоящему плох, смотреть его было весело. Он лёгкая мишень для язвительных шуток, а множественные ляпы вызывают скорее смех и такой задорный вопль «ААААА, почему это так плохо!». Если бы ему подкрутили ещё больше треша и кривости, это была бы «Комната» Томми Вайсо… но замахнуться на такое величие фильм не посмел. Поэтому «Tax Collector» — скорее к счастью — уже очень скоро забудут.

 

Источник

Читайте также