В этом году легендарному журналу комиксов для взрослой аудитории стукнуло 45 лет. Рассказываем про его влияние, авторов и вспоминаем некоторые примечательные серии и отдельные истории.

Всё это HEAVY METAL

Оглавление

  1. Введение
  2. Авторы и их творения ( 1-10 | 11-20 | 21-30 | 31-40 | 41-52 )
  3. Послесловие
  4. Библиотека

Более семи лет назад на ресурсе Комикстрейд была опубликована статья про Heavy Metal, в которой её автор Александр Удовиченко рассказывал про журнал и приводил много примеров работ известных (и не очень) комиксистов. К сожалению, сайта больше нет с вами, а эта статья была, пожалуй, единственным на тот момент серьёзным обзором журнала в рунете. Пускай доступ к ней частично сохранился через веб-архив, меня не оставляла в покое идея её реанимации на другом сайте, коим теперь стал DTF. Для этого я связался с создателем Комикстрейда Станиславом Куприяновым и Александром для получения разрешения на републикацию оригинального материала.

Быть может, многие из тех, кто открыл эту страницу, не особо слышали о феномене HM, но были бы не против приобщиться, посмотреть картинки или узнать что-то новое для себя. В любом случае рад предоставить вам такую возможность. Лично от меня в этом лонгриде новое оформление, технические правки и дополнения, а также один приятный бонус в конце статьи.

Передаю слово Александру Удовиченко

Введение

к оглавлению

В далеких семидесятых группа французских картунистов, устав рисовать презирающих одежду женщин и бороздящих бездны космоса корабли (которые по странному стечению обстоятельств имели фаллическую форму) вне журналов, создали своё собственное издание. Оно было названо Metal Hurlant. Два года спустя, после ошеломительного успеха журнала в Европе, его начали печатать в Штатах, назвав HEAVY METAL. Совершенно безумное визионерское содержание журнала, гордо издающегося под шильдиком «для взрослых», мигом покорило сердца американской публики.

Успех журнала был, на самом деле, предопределён заранее: во-первых, он печатался в цвете и выглядел по-европейски лощено и дорого; во-вторых, в нем печатали все, что угодно, но не супергероику, успевшую приесться; в-третьих, качество публикуемого материала было так высоко, что аналогов в американском медиуме у него не было как таковых. Если в Европе журнал просто ждал оглушительный успех и признание, то в Америке он сделался культом за считанные годы. За почти полсотни лет в нем печатались мастодонты жанра, создавались классические произведения, публиковались интервью с выдающимися деятелями кино, литературы, искусства, рекламировались великие фильмы.

Это был новый по-настоящему качественный радикальный журнал – он был достаточно интеллектуальным, чтобы его стали воспринимать серьёзно, и в то же время был андерграундным, выпускающим истории, не соответствующие вкусам большинства. К сожалению, желание оправдать ярлык «для взрослых» (поскольку большая часть материалов, печатавшихся в HEAVY METAL, была произведена и впервые опубликована в Европе, сам журнал периодически можно было принять за нескончаемо длинную оду женским гениталиям) и неудачные редакционные решения периодически подрывали авторитет издания, но в целом качество публикуемых комиксов в нем было феноменальным.

Так, первый выпуск HEAVY METAL был и остается единственным на моей памяти журналом, в котором сразу же, с первых страниц публиковалась классика комиксов. Причем это был материал, который разительно отличался от привычных поп-продуктов как содержанием, так и формой. Что вышло классического в середине семидесятых годов в американских комиксах? Я в истории «серебряного века» не силен, но вроде бы в это время Человек-Паук гробил Гвен Стейси, Зеленый Фонарь и Зеленая Стрела объединялись в изумрудный тандем, начинался «Серебас», Кирби рисовал двухсотый выпуск «Капитана Америки» и т. д. В это же время в HEAVY METAL царствовали:

  • Мёбиус, рисовавший «Арзака», «Инкал» и массу других комиксов, ставших эталонами космооперы;

  • Филипп Дрюйе, гений-гигантоман, рисующий набитые деталями футуристический панорамы утопического космоса и обладающий запоминающимся стилем рисования, явно повлиявшем на всех современных картунистов-вундеркиндов типа Джеймса Стокоу;
  • Каза, еще один гениальный французский художник, обладающий впечатляющей техникой;
  • Ричард Корбен, гранд-мастер медиума и классик, сочинивший для журнала целую прорву отличнейших комиксов (вся трилогия DEN, например, впервые публиковалась именно в HEAVY METAL);
  • Энки Билал, также очень плодотворно сотрудничавший с редакцией журнала и многие другие.

Именно их истории, часто очень провокационные и смелые, выгодно выделяли журнал на фоне остальных. В них мыслители, визионеры и рассказчики повествовали нам о городах будущего, внеземных расах, опасных приключениях, храбрых героях и длинных путешествиях на космических кораблях сквозь радиационный пепел, астероиды и одиночество. Чуть позже к набитому сексуальным томлением космосу добавились истории страсти, любовных переживаний и похоти. Еще чуть позже, с помощью звезд американских комиксов первой величины (на огонек захаживали Харви Курцман и Уилл Айснер), HEAVY METAL обогатился нуарными романами, философскими притчами, громадными концептуальными графическими романами и качественно написанной беллетристикой.

За что я так люблю Heavy Metal, так это за короткие истории. Поэтому идея перенести нечто подобное на экран мне показалось отличным занятием. Кто бы мог подумать, что это приведёт в ужас руководителей студий, да и людей в целом. Мы ведь с Дэвидом [Финчером] годами пытались вдохнуть в проект жизнь и только в Netflix наконец сказали: «Ага, мы думаем, что это звучит интересно. Вот немного денег. Идите и сделайте нечто клевое»

ТИМ миллер об антологии «Любовь, Смерть и Роботы» как идейной наследнице HM

Каждый из авторов, печатавшихся в HEAVY METAL, привносил те истории, которые по разным причинам считались неформатными и не могли быть опубликованы в других журналах. Культовый статус также сыграл свою роль: сам Джим Стеранко выпустил великолепную комиксную адаптацию фильма «Чужая земля» (1981) с Шоном Коннери.

Авторы и их творения

к оглавлению

Изначально я хотел закончить рецензию своим личным «топ-10 самых лучших историй, опубликованных в Heavy Metal», но этих самых историй на самом деле было куда больше. Некоторые из них были прорывными в плане графики, некоторые поражали новыми концепциями (подвиг Говарда Чайкина до сих пор никто повторить не смог), одни были sleeper hit* комиксами, другие поражали глубиной рассказываемой истории. За годы публикации портфолио журнала стало практически необъятным, но я все же попытаюсь показать вам все то, что в нём стоит читать.

*sleeper hit — произведение не имело успех в момент выпуска, но позже получило признание

1. Энки Билал (Enki Bilal)

к оглавлению

Невероятно одаренный художник, Билал сотрудничал с журналом на протяжении нескольких десятилетий. Он числился как приглашенным художником в других проектах, рисуя простые, но выразительные истории, так и создавал полностью авторские работы.

В HEAVY METAL были опубликованы две из трех частей «Трилогии Никополя» (The Nikopol Trilogy) — роскошной философской антиутопии.

Позже Билал станет кинорежиссёром: Бункер «Палас-отель», «Тико Мун» и «Бессмертные: Война миров» (адаптация своего же «Никополя»)

Но вошёл он в киноиндустрию раньше, придумав для фильма Майкла Манна «Крепость» дизайн существа. Картину нельзя назвать одной из лучших в творчестве постановщика, но она представляет интерес как артефакт своего времени и образчик хорроров 80-ых. А ещё там атмосферный саундтрек от Tangerine Dream.

2. Каза (Casa, настоящее имя Philippe Cazaumayou)

Гениальный художник-хамелеон, прославившийся своими короткими фантастическими комиксами. Он с легкостью жонглировал стилями, создавая произведения в диапазоне от депрессивных космических притч до комедийного боди-хоррора. Зачастую художник изображал себя как непосредственного участника собственных комиксов.

Среди его произведений особняком стоит Chronicles of the fixed earth nights — масштабное фэнтези, дающее представление о техническом мастерстве Казы.

3. Говард Чайкин (Howard Chaykin)

Выступал как художник и соавтор нескольких экспериментальных комиксов в семидесятых. Чайкин нещадно экспериментировал с формой, создав массу запоминающихся комиксов, выполненных в единой манере.

Так, его Cody Starbuck, Lotus и Stars my destination выглядят как иллюстрированные коллажами романы. За сценарий этих работ отвечали более опытные сценаристы, поэтому комбинация получалась убойной: роскошный арт, максимум действа и лихие диалоги превращали комиксы в подобие «Лоуренса Аравийского».

4. Крэг Рассел (Philip Craig Russell)

Странно, но отлично вписывающийся в категорию «странные гении, печатающиеся в HEAVY METAL Крэг Рассел опубликовал в журнале всего одну историю. Я невольно ожидал чего-то вроде Night Music, но его история была куда менее впечатляюща, хотя все же хороша (адаптация From Beyond Лавкрафта).

5. Роберт Крамб (Robert Dennis Crumb)

В перерыве между протоколированием собственных сексуальных девиаций, отметился в журнале единственным разворотом.

6. Дэниел Торрес (Daniel Torres)

Опубликовал всего «Рокко Варгаса» (Rocco Vargas) и несколько коротких вещей. Без дураков, гениальный художник, создавший изумительную серию комиксов о футуристическом Джеймсе Бонде (выглядящем как помесь Кларка Гейбла с Френком Зейном), живущем в мире космических путешествий, интриг и заговоров.

Один из самых лучших комиксов публикуемых в журнале вообще. На английском был издан всего раз, после чего цены на комиксы закономерно стали заоблачными.

7. Джэф Дэрроу (Geofrey «Geof» Darrow)

Дэрроу в журнале опубликовал комикс, переосмысление которого спустя двадцать лет станет вещью дико популярной в узких кругах. Посмотрите на иллюстрации. Ничего не напоминает?

Да, это Shaolin Cowboy образца 1985-го. Рисунку не хватает детализации, которую ему придает покраска Джэфа, но стиль, безусловно, узнается.

8. Ричард Корбен (Richard Corben)

Человек-гора. Неуемный рисовальщик обнаженных полногрудых женщин, мускулистых мужчин с громадными пенисами, извращений, монстров, всяческих уродств и полуразрушенной архитектуры.

Недосягаемый мастер «меча и магии», создавший для HEAVY METAL бесчисленное количество историй одна лучше другой. Его уникальный стиль рисования и литературный талант сделали его классиком хоррора. Для журнала он сочинил трилогию DEN, New tales of the Arabian nights, Bloodstar, Bodyssey и кучу других историй.

9. Хорхе Центнер (Jorge Zentner)

Создал красивейшую серию комиксов Dieter Lumpen, которая на английском потом перепечатывалась всего раз.

Это насыщенное старомодное приключение в духе Хьюго Пратта, эстетически безупречное и захватывающее. Комикс до неприличия хорош.

10. Меццо (Pascal «Mezzo» Mesemberg)

В соавторстве создал крепкий криминальный триллер The Disarmament, который потом молодцы из Kitchen Sink Press перепечатали. Нереально крутой комикс, визуально напоминающий как творчество Пола Поупа, так и Рафаэля Грампы.

11. Филипп Дрюйе (Philippe Druillet)

к оглавлению

Тот случай, когда текст можно не читать. Отец-основатель METAL hurlant. Сумел адаптировать для комиксов свой совсем неподходящий для них стиль.

Ошеломительно крутой художник, создающий громадные полотна в жаре космооперы. Умеет передать масштаб происходящего как никто другой и рисует запредельно детализированные кадры. Для журнала создал дилогию Gail, дилогию Salammbo и дилогию Urm. Число 3 не любил.

Комикс Байето, Genetic Grunge, я выбрал, кстати, не потому, что он заставляет труды авторов типа Роба Лайфелда выглядеть как шедевры Микеланджело (художника и скульптора, не черепашку-ниндзю). Просто настолько непосредственный авторский стиль (сам комикс выполнен на очень пристойном уровне) сейчас почти не встречается.

13. Хуан Хименез (Juan Giménez)

Самым большим творческим достижением Хименеза были, конечно, «Метабароны», но и помимо них этот отличный художник выдал массу коротких комиксов.