Вселенная The Evil Within: анализ сюжета, факты и домыслы

Сон разума Синдзи Миками и логика сна.

Серия игр The Evil Within могла бы стать новой Resident Evil, тем более что её тоже создал Синдзи Миками и заимствования автора из собственного творчества здесь очевидны с первых минут. Но, похоже, не станет: первая часть кажется слишком мудрёной для массового игрока, а вторая — слишком простой для тех, кому понравился оригинал. К тому же, The Evil Within 2 плохо продаётся и даже DLC для неё пока не заявлены, хотя зацепки для них в игре есть.

Возможно, Синдзи Миками прямо сейчас делает третью часть, продолжая историю Рувика, главного злодея оригинальной игры. Или Bethesda поставила на серии крест из-за низких продаж второй части. Возможно всё. Но, так или иначе, вселенная The Evil Within заслуживает большого разбора, тем более, что многое в ней остаётся не понятным.

Само собой, весь текст состоит из спойлеров — как к первой части, так и ко второй.

Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений.

Франсиско Гойя
художник эпохи романтизма

Общая концепция

События The Evil Within вращаются вокруг STEM — машины, создающей новую реальность из обрывков памяти её пользователей. Сами пользователи спят в специальных капсулах. Умирая в мире STEM человек умирает и в реальности, однако оставляет там свой «след» — частицу сознания, которая живёт своей жизнью.

Мир строится на базе ядра — разума, лежащего в основе, и обладающего наибольшей властью и контролем. Во второй части The Evil Within говорится, что ядром может быть только эгоцентричная личность: либо психопат, либо ребёнок. Первая игра как раз рассказывает, что будет, если ядром STEM окажется психопатическая личность. Однако помимо ядра большую роль в создании единого мира STEM играют пользователи, подключённые к машине: они также вносят в создаваемый мир что-то от себя — кто-то больше, кто-то меньше.

Иными словами, мир STEM — это этакий коллективный осознанный сон, который создают его участники. Причём, различные элементы от сновидящих в нём остаются, даже если те просыпаются (или умирают).

STEM путём проб и ошибок создал аристократ Рубен Викторино, в детстве потерявший сестру Лауру, к которой, судя по обрывочной информации, испытывал чувства и сексуальное влечение. Крестьяне, недовольные своим положением и завидовавшие богатству семьи Викторино, подожгли амбар, в котором играли дети. Рубен отделался ожогами и выжил, а вот Лаура умерла в муках.

Тот самый амбар в поле с подсолнухами. Эти цветы часто встречаются в первой части — на картинах, например

Именно смерть любимой сестры сподвигла Рубена создать STEM — машину, которая сделает его богом и создаст мир, где бы они вместе с Лаурой могли бы жить вечно. Он экспериментировал с человеческим разумом, а материал ему «поставлял» учёный Марсело Хименес, работавший в психиатрической клинике «Маяк». Однако в определённый момент их отношения сильно ухудшились: Хименес опубликовал научную статью о работе Рубена под своим именем аргументируя это тем, что у Рубена Викториано нет соответствующего образования. Самовлюблённому создателю машины сновидений это, конечно, не понравилось.

С помощью STEM можно было бы спасать смертельно больных людей, загружая их сознание в коллективный сон, и другие полезные человечеству вещи, но всё пошло прахом. В дело вмешалась компания «Мёбиус», у которой были свои идеи о благе для человечества. Рубена убили, а его мозг — запихали в колбу: он стал ядром мира STEM. К машине в разное время подключали разных людей, но все они умирали или/и превращались в отвратительных чудовищ, синхронизируясь разумами с Рубеном, который взял себе псевдоним Рувик и стал в этом мире коллективного кошмара богом.

Бог должен выглядеть стильно

Что будет если, гипотетически, поместить человеческий мозг в колбу и поддерживать его жизнь искусственно? Пусть машина создаст для него другой мир, похожий на привычный — будет ли разум ощущать себя, как раньше? Соответственно этому мысленному эксперименту — да. Как в «Матрице».

Рувик осознаёт себя в виртуальности и создаёт мир боли и кошмара, насыщает его знакомыми образами и локациями, обладая мощной психической силой, как ядро, подавляет волю других пользователей STEM и превращает их в своих рабов. Чтобы соответствовать образу бога, Рувик меняет и свою внешность — надевает зловещий плащ с капюшоном. Если вы когда-нибудь испытывали осознанный сон, то примерно представляете, каково это — быть богом в мире, сотканном из твоей же памяти и обработанным воображением.

Лаура в мире кошмара Рувика превратилась в чудовище

«Мёбиус», осознавая весь потенциал изобретения Рубена Викториано, продолжает эксперименты. К STEM подключается и кататоник Лесли Визерс, испытавший в детстве стресс, сломавший его разум. Рувик, рассудив, что, подавив разум Лесли, можно заменить его собой и выйти в реальный мир, начинает охоту за ним. Даже бог-ядро не всесильно в мире STEM, созданном их обрывков сознания большого количества людей.

Компания, не желающая прекращения дорогостоящего эксперимента, отправляет в STEM ещё одну группу — детектива Себастьяна Кастелланоса, потерявшего в пожаре дочь, его напарника Джозефа Оду, а также собственного агента под прикрытием — Джулию Кидман. В соответствии с теорией о мозге в колбе они до некоторой поры воспринимают мир STEM реальным и, конечно, тоже вносят часть своей памяти в общее дело.

Многие враги, которых встречают герои игры, раньше были реальными людьми. Рувик подчинил их и превратил в отвратительных монстров

События первой части

Кидман, как агент «Мёбиуса», получила защиту от влияния Рувика — особый «чит-код», с помощью которого она к тому же может быстро перемещаться между локациями. Воля Себастьяна Кастелланоса создаёт естественный защитный механизм — детектив время от времени попадает в безопасную «зону комфорта» где прокачивает сопротивление своего разума. А вот Джозеф Ода оказывается уязвим перед Рувиком, как и все прошлые пользователи STEM.

Все три героя в основном действуют отдельно друг от друга, впрочем, Себастьян и Джозеф успевают достаточно долго поработать вместе. Пока они пытаются разобраться, в чём дело, и воюют с порождениями Рувика, Кидман шарится по проекции офиса «Мёбиуса» и охотится за Лесли (эти события показаны в дополнениях, которыми занимались авторы The Evil Within 2).

Кидман в самом начале дополнения забрасывает во флэшбек, где нам показывают события, предшествующие игре. Лица сотрудников «Мёбиуса» смазаны

События DLC напрямую подводят нас к событиям второй части. Появляется новый герой — Администратор, человек в чёрном, босс Джулии Кидман. То ли подключаясь к STEM напрямую, то ли действуя на сознание девушки через «чит-код», который ввели ей в руку до событий игры, Администатор постоянно преследует Джулию и давит на неё, напоминая о миссии и всей важности «Мёбиуса».

По ходу игры Кидман преследует также и дама с прожектором вместо головы. Есть два варианта: это либо анти-чит, визуализированный STEM с использованием образа матери Джулии (которая была очень набожным человеком), либо фантазия Лесли, созданная по мотивам преследующей его Джулии

Поначалу кажется, что Рувик на самом деле — никто по сравнению с «Мёбиусом», однако, собрав из запрятанных по уровням обрывков записку, можно узнать, что некий человек из компании «пришёл в этот мир давным-давно, желая получить какую-то силу», и Рувик оставил на нём свой «знак». Не совсем понятно, что это всё значит, но возможно у Рувика на самом деле куда больше власти и он — вовсе не пешка в руках «Мёбиуса».

Такая же метка, как у Администратора, есть у Кидман, но она периодически светится жёлтым (что само по себе странно, но к этому мы ещё вернёмся)

Также в дополнениях выясняется, что у «Мёбиуса» есть технология беспроводного подключения пользователей STEM, что пригодится нам в анализе второй части. Ну и, конечно, самое важное — выйдя из STEM Кидман встречает жену Себастьяна Кастелланоса, с которой он разошёлся после смерти дочери в том жутком пожаре. Выясняется, что она также работает на «Мёбиус» — все эти факты ложатся в основу второй части, до анализа которой мы скоро доберёмся, а пока — вернёмся к истории оригинальной игры.

Детектив Кастелланос, равно как и игрок, поначалу не понимает, что находится в коллективном осознанном сновидении. Сначала он попадает в деревушку, населённую отвратительными крестьянами-зомби (крестьяне сожгли амбар и убили Лауру, помните?), а затем всё идёт наперекосяк. Локации хаотично сменяют друг друга, меняются монстры, появляются ключевые боссы — многорукая девушка-паук с длинными волосами, которую нужно сжечь, иначе не выжить (это Лаура), и сразу несколько Сейфоголовых (они защищают тайны Рубена Викториано).

Явное заимствование из Silent Hill 2, и это хорошо. Об этом чуть позже

The Evil Within постоянно обманывает ожидания. Вот, казалось бы, Себастьян выбрался наконец в реальный мир, вышел из STEM, но затем оказывается, что на самом деле это просто ещё один слой кошмарного сна. Синдзи Миками искусно жонглирует различными образами из других произведений и создаёт из этих лоскутов нечто совершенно новое.

Сюжет подаётся таким образом, что никогда не знаешь, что реально, а что — нет. Здесь каждый образ, каждая локация, каждая картина на стене что-то значит, но чтобы понять, что именно — нужно как следует покопаться.

Центральная тема визуального ряда — глаза. Один из героев игры как раз советует не смотреть Рувику в глаза. Всё-таки это зеркало души, а душа Рубена Викторино — всё, что у него осталось, и она закоптилась дочерна. Ну а на второй картине — подсолнухи и сейф, метафора тайны
Фильм Zombomb. Запомните это название

Многое в The Evil Within завязано на личности Себастьяна. Если Кидман полагается в основном на стэлс и стреляет из пистолета лишь в редких случаях, то детектив Кастелланос использует все возможности по-максимуму.

Он активно сопротивляется влиянию ядра STEM: подсознание детектива создало «безопасную зону» (убежище), которая представляется как лечебница. Почему Кастелланос взял именно такой образ — загадка, но благодаря убежищу герой совершенствует свои способности. Он прокачивает скиллы и оружие, как во многих других играх, однако здесь это чётко обосновано. Пистолет, дробовик, арбалет и прочие пушки — это визуализация способности его разума сопротивляться влиянию Рувика, а зелёная жижа, которую детектив получает за убийство монстров — лишь опыт, который делает разум сильнее.

В своё убежище Себастьян проникает через отражающие поверхности, как правило — зеркала. Из них, при этом, звучит композиция Клода Дебюсси «Лунный свет» — произведение музыкального импрессионизма. Говорят, что «Лунный свет» повествует об одном мгновении, о застывшем лике полной Луны в безмятежной глади ночного озера. Стоит ли пояснять символизм? Но и более логичное обоснование есть: её очень любил играть Рубен Викториано, и похоже, это воспоминание — единственное, что осталось в нём хорошего. Себастьян неосознанно украл его и превратил в аудиомаяк своего убежища.

В убежище обитает медсестра Татьяна — этакий визуальный интерфейс по прокачке собственного разума, видимо, созданный Себастьяном в память о жене. Ну или же это просто образ, взятый Миками из первой части Silent Hill — не так уж это и важно.

С помощью неё он усиливает свою сопротивляемость Рувику и извлекает новую информацию из собственной памяти. Там же есть и особые шкафчики, которые можно открывать ключами, что хранятся в статуэтках ангела (это уже частичка Кидман, вера Себастьяна в напарницу), разбросанных по всей игре. Из ящиков можно извлечь припасы или другие полезные вещи.

Личность Татьяны по-прежнему остаётся загадкой, но есть намёки

Но не только Кидман связана с религией: отец Рубена также жертвовал часть своих денег на благо некоей религиозной организации (к этому мы вернёмся в анализе сюжета второй части).

Вероятно, это оставило отпечаток на личности Рубена — возможно поэтому некоторые монстры, населяющие мир STEM, помеченные в галерее монстров как «одержимые типа B», ходят в рясах. Поясняется также, что эти монстры — полностью сгенерированы, то есть они — не изменённые люди, а целиком порождения чьей то фантазии. Может быть, Рубена, отвергающего и ненавидящего религию, а может быть и Кидман. У них слишком много точек соприкосновения на религиозной почве. Но если это Рубен, то, получается, он создал целый извращённый культ внутри коллективного сна. Достойные ментальные способности.

По крайней мере статуи ангелов точно взяты из памяти Кидман: одна такая стояла в родном городе девушки, который ныне опустел

Со временем Себастьян Кастелланос учится противостоять Рувику и, наконец, побеждает его. Его выводит из STEM Кидман: «Мёбиус» уже покинул «Маяк», всё кончено. Однако затем Себастьян выходит из лечебницы и видит Лесли: тот шагает по улице уверенно, будто и не страдает кататочническим синдромом, а затем исчезает.

Этот факт сразу же породил спекуляции и, конечно, не на ровном месте. Очевидно, Рувик всё-таки вышел в реальный мир через Лесли, как агент Смит в «Матрице» проник в реальный мир, заменив своим разумом чужой. Но многое указывает на то, что на самом деле его обдурили, как и Себастьяна. Как и игрока.

Может ли в действительности один разум заменить другой, если речь идёт о сне? В последнем дополнении к The Evil Within, в котором обычный человек ради своей дочери погружается в STEM и очищает его от «следов» всех участников, прямо заявляется: да, Рувик вышел. Но при этом пробуждение Кастелланоса не казалось чем-то реальным: при виде Лесли у него зазвенело в ушах и заболела голова. Значит ли это, что Рувик вышел из STEM и теперь обладает некоей силой в реальном мире? Или это — просто галлюцинация? Или, быть может, ещё один слой STEM?

Работающий маяк посреди города выглядит не очень правдоподобно, что может быть намёком на нереальность происходящего
Концовка The Evil Within. Это что, Татьяна на заднем плане?
Концовка дополнений. Кажется, это и правда Татьяна. И она, похоже, работает на «Мёбиус». Вот так дела! Кстати говоря, сцены с Татьяной из двух концовок не совпадают по времени. Намёк или просто ошибка?

Словом, что концовка оригинальной игры, что концовка дополнений оставляет очень много вопросов. Игроки полагали, что The Evil Within 2 пояснит, чем закончилась история Рувика, но на деле вторая часть посвящена жене Себастьяна и их сложным отношениям, а о Рувике говориться лишь вскользь.

Тем не менее, даже при всей своей простоте, The Evil Within 2 подкидывает пищи для размышлений. Но сначала поговорим о логике сна.

В конце дополнения к первой части шрам Кидман, тем временем, не светится

Логика сна

Первая The Evil Within — не просто сюрреализм, здесь всё подчинено единой логике. Почему арбалет Кастелланоса называется «Агония»? Потому что это — защитная реакция разума детектива и обычно последнее, что спасает перед смертью. Зачем нужно сжигать трупы? Потому что и Кастелланос, и Рубен Викториано потеряли в пожаре близкого любимого человека. Откуда бутылки, которые Себастьян бросает, чтобы привлечь или отвлечь монстров? Так ведь он стал алкоголиком после смерти дочери, поэтому и бутылки.

С помощью единой концепции объясняется абсолютно всё. В основном — не напрямую, большую часть приходится додумывать, но это тоже часть игры. Когда познаёшь и принимаешь логику сна, каждая деталь этого странного мира оказывается на своём месте. Всё здесь что-то значит, всё — логично. Этот мир сюрреалистичен, он не реален, но работает.

Игру Синдзи Миками часто критикуют за прямые заимствования из других произведений, в том числе и из своих собственных. Но ведь это тоже работает на общую концепцию: STEM — машина, которая создаёт мир из воспоминаний. Так же и игра: она соткана из воспоминаний Синдзи Миками — «Матрица», «Клетка», Silent Hill, Resident Evil 4 и прочее. И вы, подключаясь к STEM, как герои игры, добавляете в произведение автора частицу себя.

Вы анализируете игру, руководствуясь фактами, но неизменно додумываете что-то. И это — тоже укладывается в общую концепцию.

Добро пожаловать в STEM, теперь и вы подключены к «игре»

События второй части

Второй частью Синдзи Миками, к сожалению, в полной мере не занимался — здесь он значится как продюсер. Да и Джон Джоханас, геймдиректор The Evil Within 2, в нашем интервью увильнул от прямого вопроса про Миками. Так что неизвестно, что именно он делал.

Но факт остаётся фактом — вторая часть гораздо проще как в сюжетном, так и в визуальном плане. Здесь меньше сюра, меньше скрытых подсказок, и почти всё разжёвывается. Впрочем, зацепиться определённо есть за что.

Со времён первой части прошло несколько лет. Неизвестно, чем занимался всё это время Себастьян — судя по отчётам «Мёбиуса», которые всё это время следили за ним, он продолжал работать детективом. Но в конечном счёте потерял к работе интерес и спился.

Кидман находит его в баре: на стене — постер с отсылкой к сериалу «Сыны Анархии». Она сообщает бывшему напарнику, что на самом деле его дочь Лили жива, и ей нужна помощь отца. В анонсирующем трейлере на Е3 также показывали их телефонный разговор — Кидман, сидя за мониторами, на которых показывается одна и та же картинка — Себастьян с Лили, — говорит с детективом и смотрит на свою руку: шрам полыхает.

Но это всего-лишь синематик-трейлер, который наверняка готовился отдельно от игры и, возможно, не особо контролировался сценаристами. Так что оставим это лишь как косвенный аргумент того, что всё нереально.

Во-первых, откуда у Кидман ролики с Себастьяном и Лили
Во-вторых, если дело происходит в реальности, то почему горит шрам на руке

Игра концентрируется на личности Себастьяна и несёт в себе простую мысль: герой не виноват в том, что случилось с Лили, и не стоит винить себя. «Мёбиус» подстроили пожар и выкрали Лили, чтобы сделать из неё ядро для новой STEM, гораздо более амбициозной. Как известно, ядром может стать только глубоко эгоцентричная личность: психопат или ребёнок. В этот раз перед нами — второй случай.

С одной стороны, «Мёбиус» преследовали благие цели — они создали идеальный мир, где нет насилия и прочего зла, где люди могут быть просто счастливы и всё. Но с другой, они заманивали людей в STEM и, в конечно счёте, собирались погрузить в дрёму вообще весь мир. По мне так это не так уж и плохо, но давайте оставим этот вопрос на совести каждого.

В этот раз «Мёбиус» спроектировали целый город Юнион, в который поселили людей без их ведома. Речь о подключении к STEM людей без дорогостоящих капсул и проводов — по этакому «вай-фаю», о чём говорилось в DLC к первой части. Тут большую роль сыграла как раз таки та самая религиозная организация из первой части игры: её спонсировал отец Рубена Викториано, ей, судя по всему, была привержена мать Джулии Кидман.

Секта организовывала так называемые МЮ-центры, куда приходили уставшие от мирской суеты люди. Ну а затем на них воздействовали специальным звуковым импульсом и они попадали в Юнион, новый дивный мир. Лили, этакий «чистый лист», поддерживала этот мир, однако почти никак не влияла на него. Всё шло, в общем-то, неплохо.

Символ той самой религиозной секты

Но потом выяснилось, что в STEM проникли психопаты.

Первый — обыкновенный экзальтированный художник Стафано Валентини, который ранее был военным фотографом, потерял глаз, но зато сделал отличный снимок — как разлетается чья-то голова. Его никто не признавал (хотя, прямо скажем, работы у него неплохие), так что он стал расчленять фотомоделей. Попав в STEM он то же самое проделывал с местными жителями: создал пару монстров, среди которых — Обскура, сшитое из нескольких девушек чудовище с фотокамерой вместо головы.

Кстати, Стефано умеет с помощью камеры зацикливать реальность (получается этакая трёхмерная гифка) и обожает Чайковского.

Второй — представитель той самой религиозной секты, отец Теодор. Своими пламенными речами он заманивал людей в МЮ-центры и был, судя по всему, посредником. Теодор — очень сильный психопат. В отличие от Стефано, он может подчинять людей своей воле и заставлять поклоняться. Он проявляет некоторую рассудительность, но это всего лишь маска — маньяки-социопаты отлично умеют притворяться здоровыми людьми.

Впрочем, они оба — не чета Рувику: откровенно слабые психопаты, которые мечтают завладеть силой ядра, но неизбежно терпят крах. Потому что с одной стороны — Себастьян Кастелланос, которому после Рувика уже ничего не страшно, а с другой — Мира, жена Себастьяна, которая также подключилась к STEM и свихнулась на почве материнской любви.

Как это случилось и почему — загадка. У Миры, Кидман и ещё нескольких людей из «Мёбиуса», застрявших в Юнионе, был план — вытащить ядро и уничтожить всю компанию (те зачем-то вшили себе в головы чипы, которые можно подорвать все разом), но что-то пошло не так, и Мира превратилась в королеву белой плесени. Можно придумать метафору поинтереснее, если хочется.

Кошмар трипофоба

Её материнская любовь была настолько сильна, что Миру пришлось убить. Впрочем, благодаря ней умерли и все члены «Мёбиуса», а Кидман вытащила Себастьяна с Лили в реальный мир, и жили они дальше, вероятно, долго и счастливо. Но подождите-ка…

Шрам на руке Кидман потух и почти затянулся
Но откуда взялась эта кукла?

Несмотря на то, что The Evil Within 2 гораздо проще для понимания, в ней есть несколько любопытных деталей.

Во-первых, у Себастьяна Кастелланоса теперь другая «зона комфорта» — личный кабинет в полицейском участке. Там есть и Татьяна, которая всячески мотивирует детектива сражаться за свою дочь и противиться воле маньяков-психопатов.

Также есть чёрная кошка с красным бантом, которая навязчиво мяукает и приносит зелёную жижу для прокачки, если вы нашли и посмотрели слайд с воспоминанием на проекторе. Кошка — это часть зоны комфорта Кидман: по крайней мере, так было в дополнениях к первой части — игрок сохранялся на специальных мягких диванах в чёрным милым котиком.

Но вот странно: откуда в STEM взялась кошка, частичка сознания Кидман, если сама Кидман — снаружи?

Слайды можно смотреть, параллельно общаясь с Кидман о прошлом. Порой диалоги бывают волнующие
Вот что происходит, если прокачаться до упора. Салют и Татьяна в колпачке. Но даже эта дурость в соответствии с общей концепцией выглядит уместно

Во-вторых, помимо детектива в Юнионе застряло несколько оперативников «Мёбиуса», и у каждого из них есть своё убежище. Там можно сохраниться, прокачать оружие, выйти через зеркало в кабинет или выпить кофе. Кофе восполняет жизни: видимо, Кастелланос решил заменить одну зависимость другой.

Оперативники не представляют особого интереса для глобального сюжета, за исключением штатного программиста Сайкса. Он нашёл выход из Юниона — через специальную капсулу, которая с небольшим процентом успеха может вывести пользователя STEM в реальный мир. Если не получится — то пользователь провалится в «нижний уровень» STEM, откуда никто никогда не возвращался. Джон Джоханас сказал мне, что мы «не захотели бы там оказаться», и нет причин сомневаться в его словах

Выбрался Сайкс или нет — неизвестно

В-третьих, между различным районами разваливающегося на части Юниона можно перемещаться через Сеть: скрытое от обычных пользователей подпространство, где и работали агенты «Мёбиуса», также загруженные в STEM. Точно неизвестно, чем они там занимались, однако игрок посещает лаборатории для «высокоуровневых» сотрудников компании, где заражённые люди плавают в колбах с зелёным раствором или же лежат на каталках препарированные.

В Юнионе из-за похищения ядра началась какая-то чума — изначально компания считала, что заражаются только люди, которым промывали память: агенты «Мёбиуса» охотились за ними, убивали, сваливали в кучу и сжигали. Но затем выяснилось, что «чума» поражает всех без разбора. Кто за этим стоит — неизвестно. Вероятно, Мира, но неосознанно. Тем не менее, причина её психоза (помимо желания защитить дочь) и необычайной силы не раскрывается.

В-четвёртых, Себастьян Кастелланос таки встречается с призраками прошлого. В Юнионе орудует Анима — монстр, вдохновлённый классическими японскими призраками вроде Садако из «Звонка». И это, пожалуй, самый интересный с точки зрения лора противник.

Судя по одному из сайд-квестов, Аниму видит не только Кастелланос: одна из жертв после смерти поведала, что та «выглядела в точности как в детстве». Видимо, Анима принимает облик того, чего больше всего боится пользователь. В случае с Себастьяном это девушка в лохмотьях и с длинными волосами — отчасти похоже на Лауру.

Анима убивает сразу же, стоит попасть к ней в руки. А если вы играете на PS4, то ещё и жутко зовёт Себастьяна через динамик геймпада

Анима окунает детектива в прошлое — в события на «Маяке». Стычки происходят бессистемно, и приводят к развязке в лабораториях, которую запросто можно случайно пропустить. Себастьян встречает себя из прошлого: тот лежит на кушетке, бормочет что-то и не может выбраться из кошмара. Детектив понимает, что он из прошлого — это «след», который он оставил в STEM на «Маяке», и стреляет ему в голову. Анима больше не появляется, а сам герой сообщает, что теперь чувствует себя хорошо.

Может быть и так, что это не настоящий «след», а просто сгенерированный образ вины Кастелланоса
После одной из стычек с Анимой на полу даже появляется труп сотрудника «Маяка». Сложно сказать, насколько он реален (учитывая, что стычки с Анимой — это вообще сон во сне). Но если реален, то что-то здесь сильно не так

Вроде бы красиво, но есть проблема: откуда «след» Кастелланоса в этой STEM, если он здесь впервые? След остался в том, другом коллективном сне, которым заправлял Рувик, да и то — его уничтожил «мусорщик» в последнем DLC.

И, наконец, в-пятых, The Evil Within 2 проливает чуть-чуть света на историю Джозефа Оды. Собрав все слайды и посмотрев их, Себастьян узнаёт от Кидман, что Джозеф на самом деле жив. К тому же, в финале второго сюжетного дополнения есть сцена, в которой сотрудники «Мёбиуса» под руки утаскивают куда-то человека, внешне похожего на Джозефа. Где он теперь — загадка.

Есть идея, что Джозеф на самом деле провалился на «нижний уровень» STEM, куда отправился и Сайкс. Вот только опять что-то не сходится — это ведь два разных офиса «Мёбиуса» и две разные машины сновидений. Будем надеяться, что всё же увидим DLC, посвящённое ему

Три уровня STEM

Огромное количество мелочей указывает на то, что Себастьян, Лили и Кидман всё ещё находятся в STEM. Тут и шрам Джулии из трейлера, и сотрудник «Маяка» на полу, и «след» Кастелланоса, который каким-то образом оказался в другой STEM, и Джозеф Ода. К тому же странно, что Лили, как ядро, не может сопротивляться психопатам и, в общем-то, вообще ничего не делает.

Есть и ещё один любопытный момент: по ходу игры Себастьян находит куклы, которые символизируют семью Кастелланосов — их оставляет Лили, они складываются в ключевые предметы, но никак не используются в игре.

Одну из таких кукол, с обликом Миры, Кидман дарит Лили в финальном ролике — на какой-то автозаправке. Возможно они, конечно, успели заехать домой, или же эта кукла была у Джулии всё это время. Но факт всё-равно очень странный.

По фильму Zombomb, тем временем, написали книгу. Ну, или наоборот

Но больше всего интригует концепция подуровня STEM, сна во сне. Никакой сюжетной роли этот подуровень не играет и остаётся лишь намёком на DLC или третью часть игры. Однако вводя идею «сна во сне», авторы как бы заявляют — да, STEM многослойный. А это значит, что события The Evil Within 2 могут происходить также лишь на ещё одном уровне сна.

Неужели «Мёбиус» такие дураки, что вшили себе чипы, которые можно взорвать все разом? Кроме того, в самой последней сцене игры таинственным образом загорается один из мониторов машины сновидений. Дешёвый клифхэнгер это или также намёк?

Я склонен полагать, что герои всё ещё в STEM, просто на том же уровне, куда вышел Рувик в конце первой части. Слишком уж много белых пятен и странных намёков в этой истории. Самый логичный вариант: Синдзи Миками передал вторую часть своим коллегам, чтобы те рассказали больше о «Мёбиусе» и разобрались с личной жизнью Себастьяна Кастелланоса, а сам в это время делает продолжение истории Рувика. По крайней мере, очень хочется в это верить: несмотря на коммерческий провал в студии Tango пока не было увольнений, а значит всё возможно.

Все данные из этого разбора собирались из обрывков информации: записок, сообщений на компьютерных терминалах и путанных диалогов, так что что-то, конечно, могло быть пропущено. Если у вас есть свои теории насчёт сюжета игр серии The Evil Within или вы нашли то, что не нашёл я, — дайте знать в комментариях.

Если вы дочитали этот текст до конца, то тоже подключились к STEM и, быть может, неосознанно присоединились к игре, которую замыслил Синдзи Миками.

 
Источник: DTF

Читайте также