Вселенная Cyberpunk: от 2013 до 2077

Что стоит ждать от новой игры авторов «Ведьмака 3».

Почти шесть лет прошло с тех пор, как студия CD Projekt RED, подарившая нам серию «Ведьмак», рассказала о работе над другим масштабным проектом — игрой Cyberpunk 2077. Как и в случае с приключениями Геральта из Ривии, речь идет о большой ролевой игре с открытым миром. Игра основывается на старой ролевой системе Cyberpunk 2020, вдохновлённой классиками одноименного жанра: Уильямом Гибсоном, Брюсом Стерлингом и другими авторами из антологии Mirrorshades.

Что же собой представляет оригинал? И почему предстоящий релиз обречен стать чем-то большим, чем простое перенесение правил настольной игры в виртуальное пространство?

История этой франшизы начинается в 1988 году, с выхода книги правил Cyberpunk издательства R. Talsorian Games. Её автор и основатель издательства, Майк Пондсмит, вдохновлялся в первую очередь фильмом Риддли Скотта «Бегущий по лезвию»: он хотел создать игру, которая повторяла бы ту же нуарную атмосферу. Центральное место занимал конфликт «улицы» и корпораций, где агенты крупных компаний являлись противниками по умолчанию. Они угрожали родной «улице» главных героев — изгоев, бунтарей и бандитов.

Новая игра быстро обрела популярность. В 88-ом первые писатели в жанре киберпанк как раз начинали уходить в другие направления, но фанатам хотелось новых приключений на тёмных улицах футуристических городов. И Пондсмит дал им возможность придумать такие приключения самостоятельно. А в 1990 году он, окрылённый успехом, выпустил новую редакцию правил, расширившую игровой мир и включавшую больше разных возможностей. Именно эта вторая редакция и получила название Cyberpunk 2020, в то время как первую книгу задним числом стали называть Cyberpunk 2013.

Число в обоих случаях обозначало предполагаемую дату игровых событий: между ними прошло семь лет. Впрочем, хотя за это время описанный Пондсмитом и его коллегами мир изменился, суть игры, стиль и атмосфера оставались прежними.

Майк Пондсмит, автор всех редакций Cyberpunk

Чтобы лучше понимать, что именно сделал Пондсмит, нужно учитывать особенности выдуманных миров в настольных ролевых играх. В целом, они тяготеют к вторичности. Это не значит, что их создатели не стараются, придумывая собственную вселенную. Но зачастую они осознанно хотят дать игрокам возможность отправиться в уже известный им мир и попробовать себя в роли героев любимого жанра.

Именно вокруг таких попыток строились наиболее успешные и известные системы. Так, D&D позволяет стать героем эпического фэнтези, а «Мир тьмы» опирается на стереотипы фэнтези городского. В обоих случаях речь идёт не о копировании конкретного автора, а о попытке вычленить «среднее арифметическое» из целого жанра, чтобы каждый игрок мог найти там что-то знакомое, но при этом проявить фантазию. Даже системы, претендующие на статус авторских вроде «Нуменеры», как правило, описываются через отсылки к известным авторам или произведениям искусства.

Но проблема в том, что любой жанр — понятия растяжимое, и люди, пытающиеся его определить, зачастую сами его и конструируют. Именно это случилось с Cyberpunk 2020, который на выходе оказался гибридом между, собственно, литературой киберпанка (в основном, речь о Гибсоне), «Бегущим по лезвию» и популярными боевиками 80-х с их характерной трешовой эстетикой.

Так, один из классов персонажей носил название rockerboy: вжившись в образ контркультурного музыканта, игрок мог собирать вокруг себя революционные толпы. А основные принципы игры звучат так: style over substance, attitude is everything, always take it to the edge, break the rules («стиль важнее смысла, крутизна — это всё, иди до предела, нарушай правила»). Хотя при желании применение этих правил можно найти у Гибсона или в «Бегущем по лезвию», ясно, что игрок создаст скорее Змея Плискина, чем детектива Декарда.

Выдуманный мир Cyberpunk 2020 выглядел как утрированный киберпанк, причём сейчас он кажется даже более старомодным, чем книги писателей того времени. Герои носили чёрные очки, плащи из кожи, огромные пушки и стильные протезы. Суровый уличный стиль порой дополнялся отсылками к популярному тогда глэмроку, вроде обтягивающих джинсов и ярких техногенных цветов.

Ощущение старомодности усиливает ещё и то, что основная книга Cyberpunk 2020 вышла в 1990 году, за год до развала СССР. В результате Советский Союз там продолжил свое существование, а «советские мегакорпорации» вроде SovOil присутствовали в сюжете. Впрочем, ключевыми антагонистами были не они, а японцы, — военная корпорация Arasaka, вдохновленная образами времён Второй мировой.

Политическая обстановка вообще играла в этом мире довольно большую роль. В США только что закончился период жесточайшей диктатуры, который был вызван наступившей ранее анархией. Власть корпораций расширялась по всему миру, приводя к постоянным конфликтам между ними. Самые жесткие из них известны как Корпоративные войны, каждая из которых уносит тысячи, а то и миллионы жизней.

К стартовой дате, 2020 году, мир уже сотрясло три таких конфликта. Впрочем, несмотря на глобальные темы, затрагиваемые в общем сюжете, основное место действия определено достаточно четко — Night City. Некогда основанный бизнесменом Ричардом Найтом на месте Лос-Анжелеса и Сан-Франциско, город описывался как независимый от федерального правительства США. Корпорации управляли им напрямую: этакая миниатюрная копия большого мира 2020. Именно в нём начинались все классические приключения этой вселенной.

Карта центра Night CIty

Как в это играли

Сами приключения представляли собой заказы, которые команда главных героев получала от тех или иных нанимателей в мире будущего. Заказчиками могли быть мегакорпорации и религиозные организации, преступные синдикаты или даже простые горожане, которым не к кому больше было обратиться. Выполнив очередное поручение, персонажи возвращались к обычной уличной жизни в ожидании новой возможности заработать. Даже глобальные события, изменявшие всю расстановку сил в мире, начинались как простые заказы. Суть самих заданий при этом была разнообразна и не сводилась к простому насилию.

Игровой процесс и создание персонажа выглядели достаточно оригинально для своего времени, хотя современным любителям настольных ролевых игр он может показаться старомодным. Каждый персонаж принадлежал к одному из десяти классов, задающих тон игры за него. Конкретные способности определялись не общим уровнем, а непосредственным значением тех или иных навыков.

В отличие от D&D, классы не сводились к разным ролям в бою. Боевик (Solo), врач (Med-Tech), уже упомянутый Rockerboy, бродячий воин дорог (Nomad), полицейский (Cop), хакер (Netrunner), фанатичный журналист (Media) и так далее.

Кроме способностей при создании героя определялись различные социальные связи, помогающие в уличной жизни. Так, кочевников могли сопровождать их родственники и собратья по клану.

Разумеется, большую роль играли импланты и протезы. Отдельной фишкой игры была высокая летальность боев, — признак реализма, по мнению создателей. Один точный выстрел мог убить практически любого персонажа, включая героя игрока. Это, впрочем, можно было компенсировать покупкой брони и, особенно, киберимплантов, делающих героя более живучим.

Прорывом Cyberpunk 2020 не назовёшь, но игра, тем не менее, отражала общее состоянии индустрии, которая на протяжении 80-х пыталась уйти от заимствований из породивших её настольных варгеймов в сторону более разнообразных историй и интересных социальных возможностей.

Что было дальше

Так или иначе, Cyberpunk 2020 завоевал большую популярность. За основной книгой последовали дополнительные: детальное описание игрового мира, книги, посвященные отдельным классам, списки оружия и имплантов и так далее.

Отдельная студия, Ianus Games, выпускала экзотические варианты правил, которые добавляли в мир киберпанка вампиров, оборотней и магию. Правда, каноничными эти правила так и не стали. Наконец, выходили и готовые приключения. Они не только экономили время мастерам, но и продвигали вперёд глобальный сюжет игры, сводящийся к попытке корпорации Arasaka превратить Японию в сверхдержаву.

Впрочем, несмотря на несколько расистский сюжет, в котором главные герои противостоят «Жёлтой угрозе», создатели игры к японской культуре относились очень хорошо. Cyberpunk с самого начала многое заимствовал из японской культуры, например, из манги Appleseed. В 1993 году они даже выпустили своего рода спин-офф — игру Cybergeneration. Действие там перенесено в 2027 год, а участники отыгрывают роли подростков, получивших суперспособности после вспышки глобального нано-вируса «углеродной чумы». В Cybergeneration стилистика аниме как раз вышла на первый план: это проявлялось и в сюжете, и в основных конфликтах и, особенно, в визуальном оформлении книги правил.

При этом глобально поменялось не так уж много. Как и в 2020, игроки противостояли корпорациям, в частности, всё той же Arasaka. Они также жили на улице, скрываясь от властей, и пытались помочь «простому человеку» в борьбе с коррумпированными элитами. Но теперь это были не побитые жизнью старые изгои, а подростки, собиравшиеся в банды для защиты от жестокого мира взрослых.

Фанатам оригинальной игры новый проект показался слишком сильно отличающимся от предыдущего. В результате вышедшая в 1995 году вторая редакция Cybergeneration разорвала связь с Cyberpunk, но некоторые её элементы сохранились.

История Cyberpunk 2020 завершилась в 1997 году. Финальным актом стала серия из двух приключений под общим названием Firestorm. В первом из них персонажей игроков втягивали в четвертую Корпоративную войну, развернувшуюся между Arasaka и более «положительной» американской корпорацией Militech. А во втором, заключительном приключении, центр Night City, «святая святых» всего мира Cyberpunk, был уничтожен ядерной боеголовкой, чтобы помешать планам всё той же зловещей японской компании. Так завершилась сага длиной в девять лет.

Впрочем, фанаты тут же потребовали продолжения. И требовали его аж до 2005 года, когда свет увидела третья редакция Cyberpunk, обычно называемая Cyberpunk 203X. Отказ от указания точной даты был сознательным. Согласно внутренней хронологии вселенной, события Четвёртой корпоративной войны повредили сеть и уничтожили большую часть бумажных носителей информации. В результате огромная часть недавней истории оказалась забыта, крупные государства — разрушены, и весь мир изменился.

Cyberpunk 203X — попытка Майка Пондсмита омолодить собственное произведение. В качестве литературного вдохновения он использовал уже не Гибсона, а скорее «Алмазный век» Нила Стивенсона и подобных авторов. На первое место вышел не конфликт корпораций и «улицы», а тема трансгуманизма и «странного нового мира».

Все герои принадлежали к одному из шести техногенных «альт-культов», строившихся вокруг тех или иных изобретений. Возможности модификации тела расширились: в игре даже появились существа, пересаживающие собственный мозг в полностью искусственные тела и меняющие их по мере надобности. Добавились плавучие и движущиеся города, а сам Night City, по-прежнему остававшийся основным местом действия, превратился в гигантский мегаполис, висящий в воздухе, к которому орда наноботов постоянно подстраивает всё новые и новые здания.

Впрочем, 203X не получил и половины популярности, которой пользовался 2020. Старые фанаты критиковали как новый мир, так и упрощение игрового процесса, а привлечь большое количество новых игроков Пондсмит не смог. Отдельной причиной для недовольства стало оформление основной книги: основой для иллюстраций послужили пластиковые фигурки из коллекции автора, слегка видоизмененные в Photoshop. В результате Cyberpunk 203X просуществовал всего год — уже в 2006 году вышло последнее из немногочисленных дополнений, и история третьей редакции Cyberpunk на этом подошла к концу.

Чего ждать от Cyberpunk 2077

Долгие годы казалось, что с Cyberpunk покончено. Но в 2013-м о своем желании сделать игру в культовой вселенной заявили CD Projekt RED. То, что с такой идеей выступила польская студия, показательно. Настольные ролевые игры в Польше всегда были популярны: в основном речь идёт, конечно, о фэнтези, но и Cyberpunk 2020 — не исключение.

Судя по трейлеру, за основу возьмут каноничный мир Cyberpunk 2020, без постапокалиптического и трансгуманистского пафоса третьей редакции. Но есть проблема: Cyberpunk 2020 был чрезвычайно кичевым, и сейчас его воплощение в чистом виде будет напоминать скорее Far Cry 3: Blood Dragon.

Разумеется, отдельные приключения и, тем более, отдельные группы игроков могли сильно модифицировать эстетику и атмосферу вселенной, но основная книга правил была очень сильно проникнута специфическим духом 80-х. Чтобы превратить её во что-то серьёзное, разработчикам придётся пойти на радикальные изменения. В тоже время, из интервью с Майком Пондсмитом следует, что игра будет включать все старые классы, хотя как именно они будут представлены, непонятно.

И тут стоит обратить внимание на дату в названии — 2077: самый большой временной скачок за всю историю франшизы. По сути, авторы получают возможность начать всё с чистого листа: в футуристическом мире за 50 лет, разделяющих последние события из мира 2020 и предположительную дату игры, могло измениться всё, что угодно.

Понятно, что местом действия будет все тот же Night City, но как именно он будет введен? Решат ли разработчики его восстановить, или просто отменят события Firestorm? Майк Пондсмит, бессменно руководивший развитием вселенной Cyberpunk с момента её возникновения, уже заявил, что он будет сотрудничать с CD Projekt RED.

Сложнее выглядит вопрос относительно игровых механик. Станут ли разработчики включать в игру какие-то чёткие системы, отражающие социальные связи или прошлое персонажа? Troika Games, к примеру, не стала этого делать в Vampire The Masquerade — Bloodlines: главный герой там так и остался «одиноким волком», с единственным, и не очень полезным, слугой. Но при этом их проект всё равно считается прекрасным примером сохранения атмосферы оригинальной игры. То, что в настольной версии симулировалось правилами, можно свести к конкретным диалогам и сюжетным ходам. Но обещание ввести в игру все оригинальные классы наводят на мысль, что разработчикам придётся очень аккуратно обращаться с этим вопросом.

Ещё острее стоит проблема летальности. В своё время это действительно было важной чертой игры, и как CD Projekt RED обойдутся с ней сейчас — большой вопрос. Возможность умереть от случайной пули — не лучший способ привлечь игроков, но зато может прийтись по душе самым хардкорным фанатам. Вопросов пока больше, чем ответов, но феноменальный успех «Ведьмака 3» всё-таки вселяет надежду.

 
Источник: DTF

Читайте также