"Всего лишь ветер". Обзор франшизы "Фантазм", часть 2

"Всего лишь ветер". Обзор франшизы "Фантазм", часть 2

Ссылка на первую часть.

Первый «Фантазм» вышел в 1979 году и стал первым успешным фильмом начинающего режиссёра Дона Коскарелли. Со второй всё немного сложнее — продюсеры Universal тут и там диктовали свои условия в процессе съёмок, и в итоге «Фантазм 2» с треском провалился в прокате. После неё, продюсеры махнули на серию рукой, дали Дону полную свободу действий, и тот, спустя 4 года, приступил к съёмкам триквела.

C этого момента франшиза медленно, но верно покатилась в пропасть. На то есть много причин: во-первых, дистрибьюторы запретили выпускать триквел в кинотеатрах и отправили их на видео, а это означало болезненный пинок в сторону «фильмов категории Б» (чего Дон всячески старался избегать); во-вторых, бюджет, который едва-едва мог вытащить на себе все задумки режиссёра; в-третьих… сам режиссёр, а точнее его взгляд на франшизу.

Но обо всём по порядку.

Фантазм 3: Повелитель мёртвых, 1994 г. (Phantasm III: Lord of the Dead)

Первое, что сделал Коскарелли, это постарался направить серию обратно к корням. Убрал Легро из франшизы и снова позвал на его место А. Майкла Болдуина, который вернул своему персонажу обречённый страх перед неизбежностью; “воскресил” Джоди из первого фильма, который теперь выступает в роли “доброй” сферы и помогает героям советами, словно Оби Ван из классической трилогии “Звёздных войн”; ну и заодно “прошёлся” по требованиям Universal, прямо с первых секунд показав зрителю, что он думает обо всей этой “навязанной” любовной линии. Удивительно, что о Лиз ни Рэджи, ни Майк не вспоминают (хотя последний клялся ей в вечной любви), будто девушки никогда и не существовало во вселенной фильма. Фактически, так оно и есть — Лиз “выдумка” студийных боссов, но не Коскарелли.

В остальном, имея на руках скромный бюджет, Дон постарался расширить вселенную фильма и удержать её качество на плаву. С последним получилось шатко; а что касается расширения, то фанатов ждал настоящий сюрприз. Во-первых, немного расширилась мифология Верзилы: рассказали о его мотивах (набрать армию мертвецов, чтобы вместе с ними завоевать другие миры), страхах (боязнь холода; кстати эта фича упоминалась в первой части, но по требованию дистрибьюторов попала под нож) и способах воскрешения (дело в том, что если “умирает” старое тело, новое тут же приходит из иной реальности; так что сражаться с ним практически бесполезно); также нам рассказали, из чего делаются знаменитые серебряные сферы и какими дополнительными функциями обладают (например, “контролировать” человека — достаточно его запихнуть в черепную коробку, и жертва станет верным рабом Верзилы).

Но, следуя традиции оригинала, многие вопросы так и остались без ответа. Самый главный из них назревает аж в первых минутах фильма — почему же Верзила стал преследовать Майкла? Если так подумать, ни в первой ни во второй монстр так яростно за героем не бегал — тот сам умудрялся попадать впросак; а здесь он резко стал целью номер один.

Но каким в итоге получился фильм? Спорным, но не лишённым положительных качеств. Если первый фильм погружал зрителя в театр пугающей неопределённости, а вторая выглядела атмосферной, но простенькой страшилкой, то в третьей Коскарелли просто-напросто отказался от какого-либо нагнетания саспенса и уступил месту… черному юмору и лёгкости повествования. В чём причина сказать сложно, но есть мнение, что Дон старался соответствовать духу времени, и в процессе написания сценария его, в какой-то момент, понесло не туда. Плохо ли это, или хорошо, сказать сложно, но даже так “Фантазм 3” умеет удивлять и приковывать зрителя к экрану.

Сцены жестокости никуда не делись, а некоторые моменты и вовсе удивляют своей брутальностью. Например, начало, где Рэджи в суровой манере даёт Верзиле понять, что Майкла он просто так не отдаст. Или же где женщина хоронит мужа, а потом видит, как гроб с его телом уносит Верзила; она подходит узнать в чём дело, как вдруг крышка открывается, и оживший мертвец забирает жертву с собой, и при этом злобно хохочет. Или сцена с подростком Тимом, представляющая собой “суровую” версию “Один дома”: грабители проникли в дом, полную смертельных ловушек, и умирают в лучших традициях хоррора с налетом черного юмора. Ну и протяжный финальный бой в церкви получился, наверное, одним из самых динамичных во франшизе.

К тому же армия Верзилы пополнилась настоящими ожившими мертвецами с гниющей плотью и неограниченной жестокостью — они то и будут преследовать героев.

“Фантазм 3” есть за что любить, но при этом она не лишена существенных минусов, первый из которых… сюжет. Проблема его в том, что история в общем контексте франшизы не шибко двинулась вперёд — Рэджи в очередной раз гонится за Верзилой, чтобы спасти Майкла, попутно собирая команду отчаянных охотников за монстрами — в данном случае крутая чернокожая воительница Рокки и пацан с револьвером Тим. В конце все дерутся, а потом сталкиваются с очередным “внезапным поворотом”, и всё, как прежде, погружается в непроглядный мрак без какого-либо намёка на полноценный финал. Словно мы смотрим не фильм, а проходной эпизод длинного сериала, пропустив который можно ничего не потерять.

Если бы франшиза обладала существенным весом в кинематографе, то она бы приносила бешеные деньги и озолотила создателей, что дало бы возможность снимать ещё таких с десяток. Так нет же — серия переживала не лучшие дни, продюсеры считали её и вовсе обречённой на провал, и, сбросив с барского плеча 2,5 миллионов, рассчитывали навсегда отделаться от Дона, а тот почему-то был уверен, что сумеет удержать интерес публики и выплыть хотя бы на этом. Надежды его оправдались, да только лучше не стало — фанаты желали продолжения, а продюсеры указали на “выход”.

Вот такой вот печальный конец. Однако…

Фантазм 4: Забвение, 1998 год (Phantasm IV: Oblivion)

Однако, Дон не сдавался. В какой-то момент Роджер Эвери (на секундочку, автор “Криминального чтива”!) написал сценарий к предварительному финальному фильму под заголовком “Phantasm’s End” и показал его Коскарелли; тот обрадовался возможной перспективе поработать с именитым автором и показал скрипт продюсерам — те, как и ожидалось, в очередной раз махнули рукой. Тогда Дон стал собирать деньги, но и тут его ждала неудача — удалось наскрести лишь 600 тысяч, а этого было катастрофически мало для такого амбициозного сюжета, как у Эвери. Тогда было принято решение снять на них этакий “пролог”, чтобы увеличить интерес у публики — простенький, но эффектный, чтобы после него фанаты с нетерпением ожидали гранд финал.

Но Коскарелли не повезло. Снятый на чистом энтуазиаме “Фантазм 4” не вызвал ожидаемого интереса, ровно как не удалось найти и инвесторов для пятого фильма, и серия оборвалась на полуслове.

Впрочем, “Фантазм 4” и вправду получился очень проблемным фильмом, и его очень сложно полюбить. Снятый на коленке, с минимум экшена и спецэффектов, к тому же ещё более запутанный и рефлексирующий и правда больше похож на поток сознания режиссёра, нежели на полноценный продукт. Плюс половину хронометража занимали те вырезанные из первого фильма кадры, что в итоге превратило историю в своего рода “хронику”.

Однако если в подобных фильмах сей ход служил для банального увеличения хронометража (пример из палаты мер и весов “Тихая ночь, смертельная ночь 2”), то здесь Коскарелли раскрыл перед нами несколько любопытных деталей из прошлого Майкла и Джоди. Нам показали, как Верзила впервые оказался в родном городе, как Майклу однажды удалось его победить и как погиб Джоди. Магия этих сцен кроется в контрасте между прошлым и будущим; показать, как в начале пути герои искренне боялись неизвестности, и с какой обречённостью они теперь вынуждены вести с ней войну в настоящем.

Особенно это чувствуется в основном сюжете фильма — Майкл прячется в пустыне и готовится к неизбежному року. Он знает, что Верзила хочет сделать из него слугу или себе подобного, но ничего с этим сделать не может — бежать бесполезно, убивать себя — тоже, Верзила обязательно его вернёт к жизни. Есть ли возможность бороться с этим чудовищем? Пожалуй, на этот вопрос Майкл и пытается найти ответ, но каким он будет покажет финал.

Если так подумать, то “Фантазм 4” — это эпитафия Майкла, его попытки осознать своё прошлое и будущее, попытки уйти от мысли, что всё тщетно. Из-за того, что он нужен был Верзиле, всю свою жизнь ему приходилось прятаться и наблюдать своими глазами, как мир вокруг него приходил в запустение, а люди, что его окружали, рано или поздно умирали или пополняли личную армию чудовищного гробовщика (это касается всех второстепенных персонажей франшизы!); всё, что ему оставалось — цепляться за то единственное, что у него было — дружба с Рэджи. Последний относился к Майклу точно также — лишившись близких, он всеми силами пытался спасти парня от неизбежной гибели. Потому что иначе он просто не может.

Вообще, “Фантазм 4” — очень мрачный фильм. Мрачный не в плане ужасов или густой атмосферы, а в плане витающей повсюду безнадёги. Коскарелли сделал верный ход, избавив фильм от присущей его предшественнику черному юмору или лёгкости; даже сюжетная линия Рэджи полна коварных ловушек и смертельных ситуаций, из которых ему чудом удаётся выбираться (кстати именно этому персонажу достались все эффектные сцены фильма — зомби-полицейский и девушка со сферами вместо грудей). Поэтому “Забвение” и стоит отдельно особняком и по-своему притягателен.

Даже финал получился не таким резким и пугающим, как раньше, а тихим, медленным и гнетущим, и оставляет судьбу героев в подвешенном состоянии. Впрочем, с Майклом всё понятно, а вот с Рэджи…

С другой стороны, кроме атмосферы и идеи “Фантазму 4” больше нечего предложить зрителю. Да, нам кусочками показали Верзилу в то время, когда он был человеком, однако вопросов от этих сцен меньше не становится (поправка, всё это обещали объяснить в сценарии Эвери). Общий сюжет опять же топчется вокруг мысленных терзаний Майкла и его серией кошмарных снов. Если учесть, что зритель не знает о том, что планировался пятый фильм и его никогда не будет, то он явно будет разочарован, увидев вместо полноценного финала растянутое на полтора часа многоточие.

Такое чувство, что Коскарелли банально не знал, о чём снимать фильм, что и объясняет запутанные и растянутые диалоги, “флешбеки”, чьи события противоречили основному канону фильма (например, попытка убить Верзилу через повешение, хотя мы помним, как братья от него избавились в оригинале), и судьба ожившего Джоди, который то хороший, то плохой, и какую роль он вообще выполнял в контексте вселенной — не ясно. Фильм копит вопросы, ответы на которые, видимо, не предполагались вообще. Всю сюжетную линию с Рэджи можно и вовсе вырезать, и ничего не поменяется.

В этом и кроется проблема “Фантазма 4” — Коскарелли нечем было заполнить пробел между третьей частью и возможным гранд-финалом, и поэтому снял рефлексирующий фильм, который по-своему подводит итог всему, что было раньше. Другое дело, что не понимающие этого зрители не оценили, а продюсеры и вовсе сделали вид, что никакого “Фантазма 4” и не существует. И Дон не получил желаемых денег, а значит эффектный финал франшизы остался лишь на листке бумаги.

И так было почти 18 лет.

Нереализованный сценарий Эвери

Немного поподробнее остановлюсь на том, каким бы мог быть финал франшизы, ради которого так долгое время боролись Коскарелли и Эвери.

Скажу сразу, авторы мечтали сделать по-настоящему динамичный фильм, направленный сразу на кинотеатры. При этом, если “Фантазм 2” считался самым ярким в серии, то “Конец Фантазма” — был бы “Джоном Уиком” в мире хорроров. Решение спорное, однако… почему бы и нет? Если так посудить, ни один из фильмов франшизы не похож на предыдущий. Например:

“Фантазм” — мрачный, фантасмагоричный ужастик;

“Фантазм 2” — задорный боевик с элементами ужасов;

“Фантазм 3” — занимательный треш;

“Фантазм 4” — потоки сознания режиссёра с закосом на артхаус.

Каждый из фанатов найдёт что-то для себя, а значит и пятая часть должна была быть чем-то новым.

По сюжету Рэджи попадал в один из порталов Верзилы и оказывался в отдалённом будущем — в мире, где пришелец из красной планеты наконец-то завоёвывал планету, а выжившие как могли пытались не заразиться “Чёрной чумой”, которая превращала людей в мертвецов. Группа военных наконец-то нашла способ остановить вторжение — взорвать квантовую бомбу прямо у портала, расположенного под Солт Лейк Сити. Задание поручают специальному отряду под командованием Хекельмана (на роль которого пророчили самого Брюса Кэмпбелла!), а те, в довесок, берут с собой оказавшегося под боком неудачливого мороженщика.

А дальше начинается нескончаемый поток экшена. Отряд без конца сражается с полчищем мертвецов и с большими потерями добирается до портала — к тому моменту в живых остаются Рэджи и Хекельман. Далее они оказываются на родной планете Верзилы и попадают к нему в плен (примечательно, что в “комнате” злодея герои видят иссушенные останки всех погибших в квадрологии персонажей), но чудом сбегают и оказываются в главном центре, где и штампуются новые “Верзилы” (в основе которого находится огромная голова злодея); отсюда можно сказать, что когда Верзила был человеком, то случайно попал в это измерение, где его голову использовали для воссоздания новых агентов Планеты — вот эту тайну и хотел рассказать Коскарелли.

Несмотря на борьбу и кажущуюся героям победу, финал фильма, как и франшизы в целом, оставался таким же внезапным и безысходным, что, впрочем, шло ему на пользу. Главное, с чем “Конец Фантазма” справлялся на все сто процентов — это раскрытие всех тайн и мотивов главного злодея, а именно это было интригующей нитью, проходящей через все фильмы.

Конечно, такой фильм мы никогда не увидим, однако его наработки перетекли в другую грядущий пятую часть, которая кардинально отличалась от того, что хотел видеть Коскарелли в качестве гранд-финала.

Фантазм 5: Уничтожитель (Phantasm V: Ravager)

Удивительно, но факт — Коскарелли грезил вернуть своё детище на экраны, несмотря на явные провалы в попытках завершить серию. Дошло до того, что в 2002 году он объявил о работе над ремейком; но к счастью или к сожалению дальше слов дело не двинулось, и эта идея канула в пустоту. Время шло, фанаты постепенно остывали от негативных эмоций после четвёртой части и с удовольствием пересматривали оригинал. Дон же снял несколько забойных ужастиков (“Происшествие на горной дороге”, “Бабба Хо-Теп” и “В финале Джон умрёт”) и на время ушёл из инфополя.

И тут, в 2014 году как ливень в пустыне появилась новость о новом Фантазме, и не просто ремейка, а полноценной пятой части. Пока фанаты гадали, как же так, в сеть выложили трейлер, который хоть и щеголял ужасными спецэффектами зажёг интерес к фильму. Оказывается, съёмки шли тайно, в течении 2-х лет (с 2012 по 2014), на чистом энтузиазме и с прежним актёрским составом; однако трудно и кусками. Какие-то сцены снимались в самом начале, какие-то после длительного перерыва.

Другое дело, что снимал пятую не Коскарелли, а его помощник Дэвид Хартман. Объясняется эта перемена тем, что Дон решил заняться выпуском переиздания оригинала в 4к дабы поднять интерес к пятой части. Прелесть переиздания в том, что в фильм вернулись некоторые вырезанные сцены и хочется думать, что повествование там стало более плавным. В конечном итоге, и пятая, и переделанная первая вышли практически одновременно и крутились друг за другом в рамках кинофестиваля.

А вот каким получился “Уничтожитель” вопрос интересный.

Сразу видно, что фильм делался исключительно для фанатов, потому что посмотри его другой человек чисто случайно он выключит его через пять минут по ряду причин. Если бюджетность в 70-х как-то сглаживалась атмосферой или операторскими приёмами, то здесь она навевает мысли о печально известной студии “Asylum”. Смотреть его очень тяжело, особенно на контрасте с остальными. Тяжело и не приятно. Пьяная камера, неудачные крупные планы, кошмарный CGI, используемый везде и повсюду и больше похожий на пример неудачной короткометражки начинающих студентов, чем на полноценный проект; удивительно, что и огонь от выстрелов зачем-то сделали с помощью графики, напрочь убив всю прелесть перестрелок.

На спецэффекты можно было бы закрыть глаза, не будь их слишком много. Дошло до того, что целые локации рисовали на компьютере; и если у Марвел подобный приём работал, то здесь рушилась вся атмосфера и терялась вера в происходящее, а то и вызывала нервный смех.

Когда нарисованные сферы разбрасывают повсюду нарисованную кровь уже не думаешь о том, как это может пугать или удивлять, а задаешься вопросами: “зачем и для чего?”.

Поэтому, как было сказано выше, оценить этот фильм смогут только фанаты; и вот здесь Коскарелли приготовил для них настоящий сюрприз. Несмотря на то, что сценарий Эвери забраковали, кое-какие элементы плавно перетекли в “Уничтожитель”. Например, главным героем стал Рэджи, Верзила захватил мир и появился спецотряд, который пытался уничтожить злодея, правда руководил ими Майкл.

А “сюрприз” кроется, как ни странно, в многогранности сюжета. Да-да, вы не ослышались, “Уничтожитель” — настоящий фильм-загадка. Только-только зритель начинает понимать в чём дело, как вдруг следующая сцена сбивает логику происходящего с ног. Потом, когда уже принимаешь действительность за реальность, снова происходит неожиданный поворот, и без того запутывая хаотичный сюжет.

Рэджи продолжает поиски своего друга, спасается от летающих сфер, спасает случайную попутчицу… как вдруг просыпается в доме престарелых, где оказывается, что у него деменция, и все события предыдущих фильмов существуют в его голове — в этом его пытается убедить сочувствующий ему Майкл. Дальше — лучше. Герой мечется между “реальностями”, пытаясь понять где правда, а где ложь, без конца убеждает себя, что предыдущие миры ему “приснились”, а зрителю подкидывают разрозненные куски мозаики, заставляя самому разбираться что и как.

В иной ситуации можно махнуть рукой, назвать “Фантазм 5” дешёвой подделкой и со спокойным сердцем пересмотреть первые четыре фильма, но это было бы ошибкой. Проблема в том, что Коскарелли и Хартман постарались так сильно запутать зрителя, чтобы тот раз за разом искал новые ответы. Потому что таким был оригинальный фильм, потому что это были воплощения ночных кошмаров и подсознательных страхов, потому что вся серия была своеобразной игрой “угадай, где правда, а где ложь”, потому что это фантазм.

Поэтому пятая часть не просто возвращает зрителя к истокам, но и подкидывает новые идеи, которые могут казаться отражениями известных нам событий. Если в первой всё крутилось вокруг страхов 14-летнего подростка перед смертью, то здесь — страхи умирающего старика. Звучит грустно, а если подумать, то весь фильм — или вся серия — представляет собой осознанную попытку уйти от неизбежного конца. Примерно, как у Бирса в его знаменитом “Случай на мосту через Совиный ручей”.

Или же, если вас не устраивает эта идея, то пересмотрите ещё раз внимательно фильм. Прислушайтесь к диалогам, в которых могут оказаться подсказки к правильной интерпретации (если она есть), сложите два плюс два и получите свой ответ. Ведь не зря же один из героев вдруг начинает говорить про квантовую физику и теорию параллельных реальностей?

Да, “Уничтожителю” сложно зацепить зрителя в самом начале, но если закрыть глаза на ужасную графику, то можно получить удовольствие от просмотра. Актёры франшизы вновь собрались вместе, чтобы довести дело до конца — и, если честно, довольно грустно смотреть на то, как постарели полюбившиеся персонажи; начинаешь понимать, какой длинный путь они прошли в этой бесконечной борьбе против сил зла. Даже Ангус Скримм, несмотря на свой солидный возраст (88 лет на момент съёмок) всё предстаёт таким же загадочным и опасным существом, которому по-нраву играться с Рэджи. Одно печалит, что актёр так и не дожил до премьеры, а значит его появление в этом фильме можно воспринимать, как прощальный подарок фанатам.

И здесь уже смело можно сказать, что франшиза, наконец-то, завершилась. Несмотря на сюжетную путаницу пятый фильм ставит точку в истории героев и вселенной в целом, а значит продолжений можно не ждать. Коскарелли сказал нам достаточно, пусть ему для этого ему пришлось ждать долгое время; и в целом подарил миру один из самых необычных франшиз в истории жанра ужасов. Пусть в плане популярности она не хватала звёзд с небес и не встала в один ряд с известными произведениями, будь то “Восставший из Ада” или “Кошмар на улице Вязов”, она удивляла, как никто другой. Удивляет сейчас, и будет удивлять потом.

Такова магия “Фантазма”.

Спасибо за внимание.

#ретро #фантазм #кино #обзор

 

Источник

Читайте также