Джеймс Дин, «Аватар» и «мясная церемония».
В первой половине двадцатого века в кинобизнесе США для темнокожих артистов существовала масса ограничений. Низкая заработная плата, небольшой круг ролей, недопуск на кинопремии. Часто их имена даже не появлялись в титрах.
Если роли давали, то актёры играли прислугу: нянь, горничных, шофёров, портье. Первая темнокожая актриса, получившая «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, Хэтти Макдэниел, сыграла в «Унесённых ветром» няню и получила золотую статуэтку в 1940 году. На премию она не попала, съёмочная группа пыталась вступиться за актрису и отстоять её право приехать на «Оскар», но Хэтти на вручении так не появилась.
Если бы она приехала, то поездка была бы омрачена множеством проблем. Ей бы пришлось жить в отдельной гостинице для темнокожих, а на церемонии сидеть отдельно от коллег. До вступления в Гильдию киноактёров, Макдэниел уже снималась, играя певиц, хористок, но получала так мало, что ей приходилось работать горничной, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.
Прогресс начался только в 60-х. В рамках борьбы за равенство некоторые ограничения были сняты, и это открыло новые возможности для артистов. Сидни Пуатье стал первым афроамериканским актёром, получавшим за свою работу гонорары, сравнимые с зарплатами белых артистов, а также стал первым темнокожим актёром, удостоенным «Оскара» за главную мужскую роль в ленте «Полевые лилии» в 1964 году.
А первой темнокожей актрисой, получившей заветную статуэтку за главную женскую роль, стала Холли Берри в 2002 году. Её работу в фильме «Бал монстров» по достоинству оценили и критики и зрители. Актриса была так польщена и тронута, что расплакалась прямо на сцене — победа стала для нее неожиданностью.
Берри заметила, что её награда может стать шансом для любой безымянной и пока неизвестной актрисы с иным цветом кожи, потому что «двери» на «Оскар» теперь открыты. Пока её слова не подтвердились — на сегодняшний день Холли Берри остаётся единственной темнокожей актрисой, получившей «Оскар» за главную роль.
Первой женщиной-режиссёром, ставшей обладательницей «Оскара» является Кэтрин Бигелоу. Она получила награду за свой фильм «Повелитель бури» в 2010 году. Помимо этого, Бигелоу удостоилась премии «Сатурн» за работу над лентой «Странные дни», и награды некоммерческой организации Национального совета кинокритиков США за фильм «Цель номер один».
В оскаровской номинации на лучшую режиссуру Бигелоу обошла своего коллегу и бывшего мужа Джеймса Кэмерона с «Аватаром», а также Квентина Тарантино и его «Бесславных ублюдков». Кэмерон, правда, не расстроился и ещё до церемонии с юмором прокомментировал ситуацию: «Пусть Кэтрин забирает награду, у меня уже есть чёртова статуэтка».
К слову, Джеймс Кэмерон также является первопроходцем премии. Его фильм «Аватар», наравне с анимационной лентой «Вверх», стал первым фильмом в формате 3D, который номинировался на «Оскар».
Один из величайших кинофильмов в истории, «Полуночный ковбой» режиссёра Джона Шлезингера, стал первым фильмом для взрослых (фильм с рейтингом X), получившим награду от киноакадемиков в номинации «Лучший фильм» в 1970 году. Также фильм получил награды в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший адаптированный сценарий».
В 70-х фильмы с таким возрастным рейтингом (17+) часто не брали в кинотеатрах и не ставили им рекламу в газетах, фактически приравнивая к порнографии. Забавно, но если бы картина вышла в наше время, ей бы присвоили PG-13 или «разрешено детям от 13 лет», но в 70-е это был настоящий прорыв для фильмов с рейтингом для взрослых.
Первый актер, номинированный на «Оскар» посмертно — Джеймс Дин. За роль в ленте «К востоку от рая» Дина номинировали в категории «Лучшая мужская роль» в 1956 году. До «Оскара» актёр не дожил, трагически погибнув за полгода до премии в автомобильной аварии. Даже посмертно награду он так и не получил, уступив победу Эрнесту Боргнайну.
В 2009 году Дина «воскресили» в рекламе инвестиционного фонда, где он получает заветную статуэтку и снимает собственный фильм. Слоган ролика: «Если бы у вас было больше времени, представьте, сколько бы вы смогли сделать».
Многие знают, что первым анимационным фильмом, получившим статуэтку в номинации «Лучший анимационный фильм», является «Шрек». Но он не был первопроходцем. Ещё в 1939 году Уолт Дисней получил специальную награду премии за «новаторство и выдающиеся достижения в области анимации» в работе над «Белоснежкой и семью гномами». А в 1992 году впервые, в категории «Лучший фильм» появился мультфильм «Красавица и чудовище». Но ещё до этого на «Оскаре» существовала отдельная категория «За лучший короткометражный анимационный фильм», присуждаемая с 1932 года. Впервые в этой номинации победила короткометражка Уолта Диснея «Цветы и деревья», повествующая о любви Осины и Молодого Клёна.
Первым человеком в истории мирового кинематографа, номинированным на «Оскар» аж десять раз, является Бетт Дэвис, одна из величайших голливудских актрис. Работа в фильме «Что случилось в Бэби Джейн?» принесла ей юбилейную и последнюю в карьере номинацию на «Оскар». Свою роль сыграла «скандальность» фильма. Ведущие актрисы в интервью постоянно сыпали едкими замечаниями в адрес друг друга.
Для Дэвис этот фильм стал одним из самых сложных, она постоянно ссорилась с коллегой по площадке Джоан Кроуфорд, доходило до физических травм. Кроуфорд пришлось накладывать швы после сцены, где Дэвис её пинала. Бетт Дэвис «Оскар» так и не получила, но зато получила очередную колкость от коллеги. Проходя мимо номинантки, та сказала: «Извини, мне надо забрать „Оскар»». Забирала она, правда, не свою статуэтку — Кроуфорд шла за «Оскарами» других номинантов. О противостоянии двух актрис даже сняли сериал «Вражда», вышедший в прошлом году.
Если вы думаете, что всё актеры с удовольствием забирают награды — то это немного не так. Речь о Джордже К. Скотте, очень талантливом, но своеобразном актёре с действительно сложным характером. Скотт стал первым артистом, отказавшимся от золотой статуэтки. Он вообще слыл странным человеком: редко появлялся на публике, скептически относился к своим актёрским способностям, неохотно давал интервью, а коллеги просто боялись и сторонились его на съемочной площадке.
Скотт считал «Оскар» «унизительным», называл премию «мясной церемонией» и «парадом свиных туш». В 1971-м Скотта номинировали за лучшую мужскую роль в фильме «Паттон», но спустя некоторое время актёр вернул статуэтку киноакадемикам, посчитав, что не может конкурировать с другими актёрами в этой номинации. До этого, в 1962 году, Скотт отказывался даже от возможности быть номинированным на «Оскар» за работу в ленте «Мошенник».
На церемонии 2018 года также есть первопроходец: в номинации «Лучшая операторская работа» впервые номинирована женщина — Рэйчел Моррисон, за ленту «Ферма «Мадбаунд»». До этого Моррисон успела поработать над картинами «Станция „Фрутвейл»», «Наркотик» и «Торт». Станет ли Моррисон первой женщиной-оператором забравшей статуэтку, узнаем уже завтра. Церемония награждения «Оскар» начнётся в понедельник, 5 марта 2018 года.
Источник: DTF