Я отлично помню, как в 2009 году вышел с «Хранителей» Зака Снайдера и был приятно ошарашен увиденным. Комикс на тот момент я ещё не читал, так что муровский постмодернизм меня хорошенько загрузил. Когда я вернулся домой и начал читать отзывы в сети, то удивился ещё больше. Они примерно наполовину состояли из описаний синего члена Доктора Манхэттена. Пришли, дескать, в кино, а там показали синий пенис, и как дальше жить — непонятно. Больше ничего люди не вынесли из зала. Только синий пенис.
Почему этот текст вообще начинается с пениса? Да потому что с пиксаровским «Вперёд» сейчас складывается очень похожая ситуация, хотя он выйдет в прокат только 5 марта. Отличный фильм в нашем с вами информационном поле вдруг начала заслонять деталь настолько незначительная для самого произведения, что за авторов становится по-человечески обидно.
Люди в интернете узнали, что один из героев «Вперёд» — гомосексуал, и некоторых из них это теперь тревожит. В том числе, конечно же, депутатов. Но есть ли для этого причины?
«Вперёд» — это оригинальный заход на тему фэнтези. Главные герои живут в мире, где магия реальна, но все к ней потеряли интерес. Зачем мне посох, если я могу просто включить лампочку? Кому нужен файрболл, когда камин зажигается сам по щелчку пальцев?
С первых же минут становится понятно, что весь сюжет тут — это одна большая метафора. Сценаристы говорят о магии, но на самом деле хотят, чтобы вы задумались о том, как много лет назад, например, покупали музыку на дисках и пытались расслушать каждую песню, а теперь через пару секунд хладнокровно нажимаете кнопку «следующий трек» — ведь из-за стриминговых сервисов музыка стала одноразовой.
И вот в таком контексте два главных героя — братья, живущие с матерью и отчимом — узнают, что их погибший отец приготовил специальное заклинание, которое позволит ему вернуться на сутки и увидеть своих повзрослевших сыновей.
Заклинание, конечно же, не срабатывает, и бесценный энергетический кристалл в посохе ломается. Иэн и Барли успевают создать только нижнюю половинку папы, и у них есть ровно 24 часа на то, чтобы найти новый кристалл и закончить начатое — после следующего заката отец исчезнет навсегда.
С этого момента начинается, наверное, одно из самых крепких анимационных роуд-муви за последние годы. Братья, такие разные и такие похожие, постепенно сближаются, сталкиваясь с причудами этого постмагического мира — то встретят злых байкерш-фей, которые забыли, что у них есть крылья, то спасут от скуки некогда злобную Мантикору, которая теперь красит ноготочки и обслуживает детские утренники.
Честно говоря, само по себе понятие «традиционные ценности», которое так любит наше правительство, мне кажется полностью искусственным. Если уж на то пошло, то забивание мамонтов палками — это тоже «традиционные ценности». Но давайте отставим в сторону политику и примем правила навязанной нам игры.
Так вот, «Вперёд» даже в таком ключе — одна из самых «традиционных» работ Pixar за долгое время. Два брата отправляются в опасное фэнтези-путешествие с пещерами и драконами в поисках главного мужского авторитета своей жизни — отца. И всё это сценаристы используют для того, чтобы напомнить людям о том, как важно жить по-настоящему и ценить близких людей. Чёрт, они даже слушают тяжёлый гитарный рок, а не хип-хоп с автотюном.
Во «Вперёд» есть короткий эпизод, где героиня вскользь упоминает, что воспитывает детей не с мужчиной. И в русском дубляже эту деталь убрали так, что я бы никогда в жизни не догадался, что она там вообще была.
Конечно, можно назвать это цензурой, но сам эпизод на самом деле никакой ценности не потерял — вызвавшая скандал сцена нужна только для того, чтобы накалить отношения между братьями, а остальные герои в ней — не более чем сюжетные инструменты.
Тут есть повод поругать Disney не за пропаганду, а за то, что студия, как и в девятом эпизоде «Звёздных войн», вставила упоминание гомосексуальности чисто для галочки. Это лицемерие, и в данном случае мы ничего не потеряли от изменений в дубляже — в нашем прокате «Вперёд» стал чуть честнее, чем в оригинале.
А теперь посмотрите, что об этом эпизоде пишет депутат Алексей Журавлёв, который признаёт, что не смотрел фильм, но сегодня отправил запрос на проверку «Вперёд» в министерство культуры.
Уважаемый, Алексей Журавлёв, «не отягощён смыслом» в данном случае только тот факт, что вы живёте на наши налоги и при этом занимаетесь подобными вещами. Вы судите о фильме, даже не посмотрев его, чем показываете свою некомпетентность. Вы потратили время на составление этого документа, даже не разобравшись в вопросе. Вы занялись пустым популизмом, чем лишний раз подорвали авторитет — свой и своих коллег.
«Вперёд» — куда более «традиционный», умный и по-хорошему семейный фильм, чем большинство российских картин, выходящих в прокат. У нас жанр семейного кино практически мёртв. Мы производим только истории про «мажоров», ментов и спортсменов. И, к сожалению, мы в России никогда не делали фильмов уровня даже самых слабых работ Pixar, и из-за таких депутатов у власти, вероятно, никогда и не будем.
В комментариях скажут, ну кого вообще волнует этот Журавлёв? Но на самом деле ему уже понемногу начали поддакивать в сети, а ближе к выходу фильма в прокат вокруг «Вперёд» сложится аура «гей-пропаганды для детей», которая на деле не имеет к его прокатной версии никого отношения. И всё из-за людей, которые не видят леса за деревьями, или, если вспомнить вступление этого текста, не видят Доктора Манхэттена за его синим членом.